Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технология социальной работы".
Вопрос
№ 1. Технология социальной
работы как отрасль
научного знания Объектом соц.
технологий и технологий СР являются
соц. процессы различных уровней. Технология –
система знаний о способах и средствах
обработки и качественного Соц. технология
– система знаний об оптимальных
способах преобразования и регулирования
соц. отношений и процессов в
жизнедеятельности людей, а также
сама практика алгоритмического применения,
оптимальных способов преобразования
и регулир-ия технологий и процессов. Технологии СР
– алгоритм деятельности, в результате
которой достигается опред. соц.
цель и преобразуется объект воздействия. Технология СР
– одна из отраслей соц. технологий,
ориентированных на соц. обслуживание,
помощь и поддержку граждан, находящихся
в ТЖС. Технологию СР характеризуют 1. динамичность
(постоянная смена содержания
и форм работы); 2. непрерывность
(необходимость постоянно 3. цикличность (повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом); 4. дискретность
(неравномерность воздействий Функции технологий
СР аналитико-прогнозная диагностическая системно-моделирующая проектно-организаторская активационная инструментально-практическая распорядительно-управленческая эвристическая Т.о. тех-гии СР
отражает прикладной практический аспект,
явл. основой профессионализма кадров
соц. сферы и деят-ти спец-стов соц.
служб. Технологии СР
как уч. дисциплина – систематизированное
изложение с учебными целями основ научной
теории социальной работы применительно
к профилю учебной дисциплины. Технологии СР
состоит из 3 разделов 1. теоретич. Основы технологии СР; 2. общие методы и методики СР; 3. частные
технологии СР. Вопрос
№ 6. Типология социальных
технологий Главное назначение
социальных технологий — регулирование
социальных процессов в различных
общностях с помощью Многообразие
социальных технологий вызывает необходимость
их классификации и типизации. Типология в
социальной работе: а) выступает
формой научного обоснования и программирования
социальных технологий; б) выполняет
прогностическую функцию в) выполняет
ориентировочную функцию. следующую классификацию
социальных технологий: ¦технологии поиска стратегии управления; ¦технологии социального
моделирования и ¦информационные технологии; ¦внедренческие технологии; ¦обучающие инновационные технологии; ¦технологии прошлого
опыта. уровень социального
пространства, на котором применяются
технологии, предлагает следующую классификацию: ¦глобальные технологии; ¦демографические; ¦экономические; ¦военные; ¦технологии продовольственных
кризисов, конфликтов, катастроф. Взяв за основу
сферу использования, можно получить
такую классификацию социальных технологий: ¦социально-экономические; ¦социально-политические; ¦социальные; ¦духовные. Вопрос № 12. Прогнозирование
и моделирование как социальные
технологии Технологии социального
прогнозирования – это незаменимый инструментарий
социального предвидения, исследования
и решения социальных проблем современного
мира. Схематически
процесс социального 1)выбор объекта
социального прогнозирования: это может
быть любой социальный объект, начиная
от индивида и заканчивая человечеством
как составной частью ноосферы; 2)выбор направления
исследования: экономическое, юридическое,
собственно социальное и т.д.,
в разных уровнях социальной сферы
очень трудно выдержать «чистую» линию
прогнозного исследования, поэтому значительная
часть исследований носит комплексный
характер; 3)подготовка
и обработка информации по
прогнозной базе, соответствующая
требованиям информация – одна
из гарантий достоверности прогноза, а
значит, ключевой момент социального прогнозирования; 4)выбор способа
прогноза, одного из методов или
совокупности методов в 5)собственно
прогнозное исследование; 6)обработка результатов,
анализ полученной информации, относящейся
к проблеме исследования; 7)определение
достоверности прогноза. Вопрос
№ 18. Социальные инновации:
особенности, структура,
типы Социальные инновации
- нововведения в социальной сфере
общества. Социальная инновация
- сознательно организуемое нововведение
или новое явление в практике
социальной работы, формирующееся на
определенном этапе развития общества
в соответствии с изменяющимися
социальными условиями и имеющее целью
эффективные позитивные преобразования
в социальной сфере. Особенности социальных
инноваций, по сравнению с материально- 1. Являются, как
правило, результатом 2. Отдача от
социальных инноваций 3. Более четкая
обусловленность внешней Структура инновационного
процесса: - поиск идеи - разработка новой идеи - экспериментальной апробации новой идеи - распространение новой идеи - использование
новой идеи Инновационный
цикл - период от возникновения до практического
применения новой идеи. Основныеи акторы
торможения инновационного процесса: 1. Социально-экономические 2. Ппихологические |
Вопрос
№ 2. Технологический
процесс: сущность, содержание,
особенности Процесс — это
изменение (динамика) состояния предмета
под воздействием внешних или
внутренних факторов. Во-первых, основу
технологического процесса составляет
алгоритм действий (операций). Алгоритм —
это программа решения задач,
точно предписывающая, как и в
какой последовательности операций
получитъ результат, определенный исходными
данными. Во-вторых, существенным
компонентом технологического процесса
являются операции. Операция —
это простейшее действие, направленное
на достижение конкретной, неразлагаемой
на более простые, осознанной цели (подцели).
Совокупность операций, объединенных
общей целью (подцелью), составляет
процедуру технологического процесса. В-третьих, важным
компонентом содержания технологического
процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий
— это арсенал средств, обеспечивающих
достижение цели воздействия на личность
или социальную общность. В самом общем
виде в технологическом процессе можно
выделить четыре основных процедурных
этапа: 1.Формулирование цели воздействия. 2.Выработка и выбор способов воздействия. 3.Организация воздействия. 4.Оценка и
анализ результатов Вопрос
№ 7. Проблемы технологизации
процессов социальной
работы, условия технологизации
социальной работы Технологии социальной
работы можно условно разделить
на три группы: - технологии
диагностики (на основе - технологии
конструирования и - технологии
реализации социальных Помимо такого
сквозного деления можно Вопрос № 13. Содержание
технологии социальной экспертизы Любая экспертиза
представляет собой социальную технологию,
обладающую рядом специфических
особенностей: •прежде всего,
по своему «родовому признаку», по технологическому
содержанию экспертиза представляет собой
исследование; •речь при этом
идет об исследовании социально значимых
проблем; •оно осуществляется
по заказу инстанций, принимающих решение
и использующих при выработке решения
заключение экспертов; •исследование
проводится независимыми компетентными
специалистами, опирающимися, помимо использования
специальных методов, на свою профессиональную
интуицию; •итогом экспертизы
является ответственное экспертное заключение,
имеющее решающее значение для принятия
решения соответствующими инстанциями; •экспертное заключение
содержит факты, комментарии, объяснения; •экспертное заключение
носит доказательный характер, используемая
в нем аргументация должна быть рационально
выраженной в интерсубъективной, т.е. доступной
общественности форме. При оценке эффективности
можно выделить, как минимум, три
основных ее вида: Экономичность Результативность Целесообразность Вопрос
№ 19. Адаптация в
социальной работе Адаптация в
социальной работе - это процесс
активного приспособления индивида
к условиям социальной среды называется
социальной адаптацией. Другими словами
это интегративный показатель состояния
человека, отражающий его возможности
выполнять определенные биосоциальные
функции: - адекватное
восприятие окружающей - адекватная система отношений и общения с окружающими - способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха - способность
к самообслуживанию и - изменчивость
(адаптивность) поведения в соответствии
с ролевыми ожиданиями других. Помимо понятия
«адаптация» в данной работе используется
понятие «реадаптация», несущее в себе
значение повторного приспособления к
окружающей человека среде. В большей
степени это актуально для лиц, / освобожденных
из мест лишения свободы, вынужденных
заново адаптироваться и воссоздавать
социальные связи, утерянные или прерванные
за время отбывания срока наказания. Понятие «адаптация», само по себе, является выразителем явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей (внешней) средой, и, естественно, что понятия социальная среда и личность неразрывно связаны между собой. Причем в процесс взаимодействия с социальной средой необходимо включать и природную среду. И это обуславливается тем, что человек-существо биосоциальное, воздействуя на природу, он познает мир, самого себя, и это приводит к осознанию его места в нем, ведет к преобразованию окружающей действительности. |
Вопрос
№ 3. Социальные проблемы:
специфика, уровни, критерии
разрешимости Технологическая
задача СР заключается в выявлении
соц. проблемы и с помощью имеющегося
в распоряжении соц. служб инструментария
и средств в своевременном
скорректировании действий соц. работника
и поведения объекта СР, для оказания ему
помощи. Соц. проблемы бывают
разного уровня: 1. могут носить
глобальный характер, затрагивая
интересы значительной части
населения (демографические, 2. Соц. проблемы
могут касаться элементов 3. могут распределяться
на те или иные сферы 4. Для СР особую
значимость приобретают К соц. среде
относят все факторы, которые
активизируют или блокируют защиту
соц. интересов личности и реализацию
ее потребностей. Одним из сложных
условий решения соц. проблем
является ее формулирование, если это
сделано правильно, то 1. позволяет
осуществить поиск недостающей
информации в нужном 2. обеспечить
выбор оптимального Отсюда вытекает
эффективность СР. Решение проблемы
сводится к разрешению внутренних или
внешних противоречий (соц. противоречий). Соц. противоречие
– взаимодействие заимоисключающих
сторон или тенденций в явлениях
соц. жизни и это взаимодействие
противоположностей. Вопрос № 8. Социальная
диагностика - цели, этапы Социальная диагностика
— это методологический инструмент,
дающий управленческим органам необходимые
знания, на основе которых разрабатываются
различные социальные прогнозы и проекты,
изучается общественное мнение и морально-психологический
климат в обществе. Она включает в
себя ряд этапов: • предварительное
ознакомление с объектом, которое
предполагает получение достоверного
представления о предмете изучения,
определение его сильных и слабых сторон,
возможных направлений изменения и совершенствования; • проведение общей
диагностики, т. е. постановка задач, выделение
состава диагностируемых • проведение специальной
диагностики по каждой из взятых для
углубленного исследования проблем, измерение
и анализ всех необходимых показателей; • построение выводов,
на основе которых делается заключение. Вопрос № 14. Технологии
связи с общественностью Связь с общественностью
(от англ. public relations — работа с общественностью)
— метод социальной работы, возникший
в США и получивший широкое
распространение в последние
десятилетия. В отличие от индивидуальной
помощи и создания групп социальной терапии
использование этого метода позволило
расширить масштабы социальной работы
среди населения, ибо под общественностью
здесь понимаются улица, район города,
церковная община, социум в целом. Связь с общественностью
— одна из базовых технологий социальной
работы, позволяющая использовать многие
другие методы и приемы: анкетирование,
наблюдение и др. В самом общем
виде социальный работник выступает
как посредник между конкретным
клиентом и социумом. Он содействует, с
одной стороны, эффективной адаптации
клиента к этому социуму, а с другой —
преодолению отчужденности социума от
реальных забот людей. Так, для того,
чтобы быть замеченным другими, используется
прием «корпоративный имидж»: коммуникационным
путем с помощью каких-то опознавательных
знаков, элементов (эмблем, униформы, фирменных
бланков, плакатов и т.д.) добиваются того,
чтобы данная организация отличалась
от других; социальная служба избирает
свой образ в зависимости от намечаемой
стратегии. Другой прием
— паблисити, т.е. неличностное стимулирование
желательного поведения посредством
публикаций, которые не оплачиваются
определенным спонсором. Цель рекламы
— стремление убедить потребителей,
информации в необходимости определенного
поведения: обращение к определенному
виду социальных услуг, обращение к услугам
данного учреждения, а не к услугам его
конкурентов, спонсорская активность
и т.д. Другой прием
— выявление устойчивых тем, интересующих
читателей газет, телезрителей, клиентов
социального центра. Вопрос
№ 20. Социальная профилактика
как технология социальной
работы Принятые на
основе социальной диагностики решения
и рекомендации реализуются через
различные процедуры технологии
социальной работы. Одной из таких процедур
является социальная профилактика. Под профилактикой
подразумеваются научно обоснованные
и своевременно предпринимаемые
действия, направленные на: 1. Предотвращение
возможных физических, психологических
или социокультурных коллизий
у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание
и защита нормального уровня
жизни и здоровья людей; 3. Содействие
им в достижении поставленных
целей и раскрытие их Профилактическая
беседа, как правило, должна, включать
в себя 4 этапа. 1. Начальный
этап - установление эмоционального
контакта с собеседником, взаимоотношений
"сопереживающего партнерства".
На этом этапе беседы 2. Второй этап
- главное: а) установить последовательность
событий, которые привели к кризису; б) снять ощущение
безысходности ситуации. С этой целью
целесообразно применение следующих
приемов: "преодоление исключительности
ситуации": "поддержка успехами"
и др. 3. Третий этап
- совместное планирование 4. Завершающий
этап - его главная задача: окончательное
формулирование плана |
Вопрос
№ 4. Понятие социальной
технологии и технологии
социальной работы Социальные технологии
в широком смысле этого понятия — это
особый вид социальной теории, которая
после осмысления вопросов о качественной
и количественной определенности изучаемого
общественного явления ставит и обосновывает
вопрос о том, как, каким образом и в какой
последовательности возможны специфические
операции с результатами познавательной
деятельности. Но, с другой
стороны, социальные технологии — это
специфическая теория, наука, исследующая
процессы целенаправленного воздействия
на социальные объекты, разрабатывающая
и обосновывающая эффективные способы
и приемы такого воздействия. Различают базовые
и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта. Если попытаться
раскрыть смысл базовых социальных
технологий, то здесь следует сказать
о гармонизации индивидуального, личностного
и общественно-значимого, о выдвижении
таких целей социальных технологий, которые
гуманистичны по своей природе, о развитии
творческих способностей и активности
социального субъекта. Частные социальные
технологии — разновидность форм
тактико-оперативного воздействия
на социальный объект. Это социальное
конструирование, практически-предметное
урегулирование отношений и операций,
оптимизация социального Процессуальность
- главный критерий онтологического
обоснования социальной технологии. Смысл технологизации
заключается, как правило, в следующем: • формировании процесса, • придании ему целевой направленности, • оптимизации социального процесса, • обеспечение устойчивости социального процесса, • создании механизма саморегуляции, • обеспечении
благоприятных сопутствующих Cоциальная технология
— это, прежде всего, Вопрос № 10. Технология
посреднической деятельности Посредничество
— одна из функций социальной работы. Организационно
в посреднической деятельности социального
работника можно выделить три
этапа: 1) определение проблемы
клиента, оценка возможностей ее решения; 2) оценка и
выбор учреждения, способного наилучшим
образом решить проблему; 3) помощь клиенту
в установлении контакта и
содействие в приеме . Вопрос № 15. ПР
как технология связи с общественностью Связь с общественностью
– “паблик рилейшинз” (PR) – во
всем мире известна в качестве важного
элемента деловых отношений. Сегодня
мы можем говорить о PR как о новом роде
деятельности, играющем важную роль в
расширении границ управления, в работе
правительств и государственных служб. Базовые принципы
PR-технологий: - открытость
информации; - взаимная выгода
“отправителя” и “получателя”; - опора на
общественное мнение, уважительное отношение
к обществу. В соответствии
с этими принципами выделим основные
направления PR-технологий: - обслуживание
связей с госструктурами, общественными
организациями; - создание благоприятного
политического имиджа - управление
процессом восприятия - работа с
персоналом исследовательских - общественная
экспертиза; - поддержка связей
с инвесторами и т.д Вопрос
№ 21. Инновации в социальной
работе Инновации в социальной работе являются предметом научных исследований. Среди новых подходов можно назвать, например, социальные исследования и развитие, исследования программ, исследование процесса решения проблем, экспериментальные социальные нововведения, эволюционные исследования, исследования в области создания методик и построения моделей, исследование
оценок; также способы деятельности
социальных служб. Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем
современного общества. Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями: - высокой неопределенностью последствий крупных инноваций; - сложностью
оценки эффекта инновации; - комплексностью
инновации: новая концепция порождает необходимость развития новых методов, изменения
организационной структуры. Основными направлениями инновационной деятельности
в социальной работе сегодня являются: Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения. Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства. |
Вопрос
№ 5. Целеполагание,
его место и роль
в технологическом процессе По своему организационно-формальному
признаку ее можно представить как
систему процедур, приемов и методов,
осуществляемых в процессе решения
сложных и 1. Технология
выработки цели социальной работы Технология социальной
работы как процесс включает: подготовительный
этап, целеполагание, сбор и анализ
информации, формулирование программы
действий, практические действия по реализации
программы. Необходимо отметить, что
в этом процессе, который носит замкнутый
характер, циклы могут повторяться до
тех пор, пока не будет решена проблема. 2. Принципы целеполагания В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций: — определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы; — ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет социальный работник; — обеспечивает конкретизацию проблемы; — помогает определить
способы действий. К принципам
можно отнести следующее: 1. Точная и
четкая формулировка собственных целей,
применительно к данной конкретной ситуации. 2. Определение
целей других лиц и 3. Определение
характера взаимосвязи целей
других лиц и организаций, на
которые оказывается воздействие, а
также взаимосвязь возникающих задач. 4. Определение
вероятных последствий 5. Определение
обстоятельств, как 6. Выявление
переменных проблемной Целеполагание
– важнейший этап технологического
процесса в социальной работе, определяющий
содержание, инструментарий и направленность
действий специалистов социальной работы. Вопрос № 11. Консультирование
в социальной работе В практике социальной
работы встречаются и широко используются
несколько типов • общее консультирование
клиентов специалистами социальной
работы; • специальное
консультирование клиентов по направлению
социальных работников специалистами
социальных служб или учреждений; • обучающее
консультирование специалистов социальных
служб и организаций • договорное консультирование
специалистами социальных организаций
по различным организационным, экономическим,
профессиональным и иным вопросам. Основные этапы: — выявление
причин, побудивших клиента к обращению
за консультацией; — анализ, оценка
и диагностика проблемы; — формулировка
проблемы и определение целей
консультации; — установление
стратегии и плана действий; — осуществление
соответствующих действий; — оценка результатов
консультации и выводы. Вопрос № 16. Модели
социальной экспертизы В силу характера
социальной экспертизы одним из гарантов
ее объективности выступает Модель 1: «Рецензия».
Рецензирование в организационном
отношении наиболее традиционная форма
экспертной оценки. Оно включает: 1.заказ на
рецензию лицу (организации), выступающему
в качестве эксперта. 2.предоставление
эксперту материалов, подлежащих рецензированию. 3.принятие итогового
документа – рецензии и Модель 2: «Мониторинг». Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе. Специфика мониторинга
в данном случае может быть представлена
следующей последовательностью
действий: Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного
исследования направлена на решение
группы смежных задач, в которой
экспертная оценка приобретает инструментальное
значение как основа проектирования желаемых
общественных состояний и тенденций. Вопрос
№ 17. Классификация
методов социальной
работы 1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: 1) теоретико-методологического,
фундаментального, в котором изучается
методология, рассматриваются 2) прикладного,
социально-практического, Классификация
социальных методов 1. Всеобщий, или
философский метод - понимается
как единство мировоззренческой
и методологической позиций субъекта
в различных видах деятельности. 2. Общенаучные
методы - применяются
во многих областях — метод научной
абстракции состоит в отвлечении
в процессе познания от внешних явлений,
сторон и выделении (вычленении) глубинной
сущности процесса. В основе этого метода
две ступени познания: во-первых, исследование
начинается с конкретного анализа и обобщения
эмпирического материала. Здесь выделяют
наиболее общие понятия и определения
науки; во-вторых, на основе уже познанных
явлений, понятий происходит объяснение
нового явления. 3. Частные специальные
научные методы — это специфические
способы познания и преобразования
отдельных областей реального мира,
присущие той или иной конкретной системе
знаний. Таковыми являются, например, в
социологии метод социометрии, в математике
корреляционный анализ и т.д. Эти методы
после соответствующей трансформации
используются в решении проблем социальной
работы. Ведущее место в практике социальной работы занимают административные и экономические методы. |
Информация о работе Шпаргалка по "Технология социальной работы"