Шпаргалка по "Технология социальной работы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технология социальной работы".

Работа содержит 22 файла

Вопрос № 1. Технология социальной работы как отрасль научного знания.txt

— 4.53 Кб (Скачать)

Вопрос № 10. Технология посреднической деятельности.txt

— 5.78 Кб (Скачать)

Вопрос № 11. Консультирование в социальной работе.txt

— 11.83 Кб (Скачать)

Вопрос № 12. Прогнозирование и моделирование как социальные технологии.txt

— 14.54 Кб (Скачать)

Вопрос № 13. Содержание технологии социальной экспертизы.txt

— 2.86 Кб (Скачать)

Вопрос № 14. Технологии связи с общественностью.txt

— 2.82 Кб (Скачать)

Вопрос № 16. Модели социальной экспертизы.txt

— 7.10 Кб (Скачать)

Вопрос № 15. ПР как технология связи с общественностью.txt

— 6.11 Кб (Скачать)

Вопрос № 17. Классификация методов социальной работы.txt

— 16.55 Кб (Скачать)

Вопрос № 18. Социальные инновации - особенности, структура, типы.txt

— 9.89 Кб (Скачать)

Вопрос № 19. Адаптация в социальной работе.txt

— 4.00 Кб (Скачать)

Вопрос № 2. Технологический процесс сущность, содержание, особенности.txt

— 6.74 Кб (Скачать)

Вопрос № 20. Социальная профилактика как технология социальной работы.txt

— 7.65 Кб (Скачать)

Вопрос № 21. Инновации в социальной работе.txt

— 8.86 Кб (Скачать)

Вопрос № 3. Социальные проблемы специфика, уровни, критерии разрешимости.txt

— 3.28 Кб (Скачать)

Вопрос № 4. Понятие социальной технологии и технологии социальной работы.txt

— 11.56 Кб (Скачать)

Вопрос № 5. Целеполагание, его место и роль в технологическомм процессе.txt

— 10.12 Кб (Скачать)

Вопрос № 6. Типология социальных технологий.txt

— 9.64 Кб (Скачать)

Вопрос № 7. Проблемы технологизации процессов социальной работы, условия технологизации социальной работы.txt

— 5.52 Кб (Скачать)

Вопрос № 8. Социальная диагностика - цели, этапы.txt

— 9.73 Кб (Скачать)

Вопрос № 9. Социальная диагностика - методы проведения.txt

— 4.80 Кб (Скачать)

Технологии социальной работы. Вопросы к зачету.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
Вопрос  № 1. Технология социальной работы как отрасль  научного знания 

Объектом соц. технологий и технологий СР являются соц. процессы различных уровней.  

Технология –  система знаний о способах и средствах  обработки и качественного преобразования объекта. 

Соц. технология – система знаний об оптимальных  способах преобразования и регулирования  соц. отношений и процессов в  жизнедеятельности людей, а также  сама практика алгоритмического применения, оптимальных способов преобразования и регулир-ия технологий и процессов. 

Технологии СР – алгоритм деятельности, в результате которой достигается опред. соц. цель и преобразуется объект воздействия.  

Технология СР – одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС. 

Технологию СР характеризуют 

1. динамичность (постоянная смена содержания  и форм работы); 2. непрерывность  (необходимость постоянно поддерживать  связь с клиентом и оказывать  на нее влияние);

3. цикличность  (повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом);

4. дискретность (неравномерность воздействий на  клиентов с момента определения  цели и до исполнения решений). 

Функции технологий СР 

аналитико-прогнозная

диагностическая

системно-моделирующая

проектно-организаторская 

активационная

инструментально-практическая

распорядительно-управленческая

эвристическая  

Т.о. тех-гии СР отражает прикладной практический аспект, явл. основой профессионализма кадров соц. сферы и деят-ти спец-стов соц. служб. 

Технологии СР как уч. дисциплина – систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебной дисциплины.  

Технологии СР состоит из 3 разделов 

1.     теоретич. Основы технологии СР;

2.     общие методы и методики СР;

3.     частные технологии СР. 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 6. Типология социальных технологий 

Главное назначение социальных технологий — регулирование  социальных процессов в различных  общностях с помощью специфических  средств.  

Многообразие  социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации. 

Типология в  социальной работе: 

а) выступает  формой научного обоснования и программирования социальных технологий; 

б) выполняет  прогностическую функцию  

в) выполняет  ориентировочную функцию. 

следующую классификацию социальных технологий: 

¦технологии поиска стратегии управления;

¦технологии социального  моделирования и прогнозирования;

¦информационные технологии;

¦внедренческие  технологии;

¦обучающие инновационные  технологии;

¦технологии прошлого опыта. 

уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию: 

¦глобальные технологии;

¦демографические;

¦экономические;

¦военные;

¦технологии продовольственных  кризисов, конфликтов, катастроф. 

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий: 

¦социально-экономические;

¦социально-политические;

¦социальные;

¦духовные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 12. Прогнозирование  и моделирование как социальные технологии 

Технологии социального прогнозирования – это незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и решения социальных проблем современного мира. 

Схематически  процесс социального прогнозирования  может быть представлен следующим  образом: 

1)выбор объекта социального прогнозирования: это может быть любой социальный объект, начиная от индивида и заканчивая человечеством как составной частью ноосферы; 

2)выбор направления  исследования: экономическое, юридическое,  собственно социальное и т.д., в разных уровнях социальной сферы очень трудно выдержать «чистую» линию прогнозного исследования, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер; 

3)подготовка  и обработка информации по  прогнозной базе, соответствующая  требованиям информация – одна  из гарантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент социального прогнозирования; 

4)выбор способа  прогноза, одного из методов или  совокупности методов в определенной  последовательности, отвечает требованию  научности исследования. 

5)собственно  прогнозное исследование; 

6)обработка результатов,  анализ полученной информации, относящейся  к проблеме исследования; 

7)определение  достоверности прогноза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 18. Социальные инновации: особенности, структура, типы 

Социальные инновации -  нововведения в социальной сфере общества.  

Социальная инновация - сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися  социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере. 

Особенности социальных инноваций, по сравнению с материально-техническими: 

1. Являются, как  правило, результатом коллективного  творчества (при разработке материально-технических инноваций преобладает индивидуальное авторство) 

2. Отдача от  социальных инноваций несколько  отдалена во времени, их эффект  не проявляется быстро и не  носит конкретного характера, ( что  зачастую характерно для материально-технических  новшеств) 

3. Более четкая  обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения  в зависимости от групповых  и личностных качеств людей,  задействованных в осуществлении  данной инновации 

Структура инновационного процесса: 

- поиск идеи

- разработка  новой идеи

- экспериментальной  апробации новой идеи

- распространение  новой идеи

- использование  новой идеи 

Инновационный цикл - период от возникновения до практического  применения новой идеи. 

Основныеи акторы торможения инновационного процесса: 

1. Социально-экономические 

2. Ппихологические 

Вопрос  № 2. Технологический  процесс: сущность, содержание, особенности 

Процесс — это  изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или  внутренних факторов.  

Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). 

Алгоритм —  это программа решения задач, точно предписывающая, как и в  какой последовательности операций получитъ результат, определенный исходными  данными.  

Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции. 

Операция —  это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, неразлагаемой  на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса. 

В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. 

Инструментарий  — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. 

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа: 

1.Формулирование  цели воздействия.

2.Выработка и  выбор способов воздействия.

3.Организация  воздействия.

4.Оценка и  анализ результатов воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 7. Проблемы технологизации процессов социальной работы, условия технологизации социальной работы 

Технологии социальной работы можно условно разделить  на три группы: 

- технологии  диагностики (на основе изучения  социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);

- технологии  конструирования и проектирования  развития тех или иных социальных  объектов;

- технологии  реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. 

Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, которые имеют своей целью возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, возможно выделение технологий деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, в предразводной семье и т. д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями деятеля. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей, в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 13. Содержание технологии социальной экспертизы 

Любая экспертиза представляет собой социальную технологию, обладающую рядом специфических  особенностей:  

•прежде всего, по своему «родовому признаку», по технологическому содержанию экспертиза представляет собой  исследование;  

•речь при этом идет об исследовании социально значимых проблем;  

•оно осуществляется по заказу инстанций, принимающих решение и использующих при выработке решения заключение экспертов;  

•исследование проводится независимыми компетентными  специалистами, опирающимися, помимо использования  специальных методов, на свою профессиональную интуицию;  

•итогом экспертизы является ответственное экспертное заключение, имеющее решающее значение для принятия решения соответствующими инстанциями;  

•экспертное заключение содержит факты, комментарии, объяснения;  

•экспертное заключение носит доказательный характер, используемая в нем аргументация должна быть рационально выраженной в интерсубъективной, т.е. доступной общественности форме.  

При оценке эффективности  можно выделить, как минимум, три  основных ее вида:  

Экономичность  

Результативность  

Целесообразность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 19. Адаптация в  социальной работе 

Адаптация в  социальной работе - это процесс  активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.  

Другими словами  это интегративный показатель состояния  человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:  

- адекватное  восприятие окружающей действительности  и собственного организма

- адекватная  система отношений и общения  с окружающими

- способность  к труду, обучению, к организации досуга и отдыха

- способность  к самообслуживанию и взаимообслуживанию  в семье и коллективе

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии  с ролевыми ожиданиями других. 

Помимо понятия  «адаптация» в данной работе используется понятие «реадаптация», несущее в себе значение повторного приспособления к окружающей человека среде. В большей степени это актуально для лиц, / освобожденных из мест лишения свободы, вынужденных заново адаптироваться и воссоздавать социальные связи, утерянные или прерванные за время отбывания срока наказания. 

Понятие «адаптация», само по себе, является выразителем  явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации  человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей (внешней) средой, и, естественно, что понятия социальная среда и личность неразрывно связаны между собой. Причем в процесс взаимодействия с социальной средой необходимо включать и природную среду. И это обуславливается тем, что человек-существо биосоциальное, воздействуя на природу, он познает мир, самого себя, и это приводит к осознанию его места в нем, ведет к преобразованию окружающей действительности.

Вопрос  № 3. Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости 

Технологическая задача СР заключается в выявлении  соц. проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении соц. служб инструментария и средств в своевременном  скорректировании действий соц. работника и поведения объекта СР, для оказания ему помощи.  

Соц. проблемы бывают разного уровня: 

1. могут носить  глобальный характер, затрагивая  интересы значительной части  населения (демографические, экологические,  техногенные, продовольственные). Их разрешение требует участие большинства государств планеты – мегауровень. 

2. Соц. проблемы  могут касаться элементов отдельных  или нескольких соц. систем (соц.  кризисы, распределяющиеся на  отдельные страны, национально-этнические  общества), блоки или группировки – макроуровень. 

3. могут распределяться  на те или иные сферы жизнедеятельности   группы людей или личности (проблемы, охватывающие социально-экономическую,  социально-политическую, духовную или  соц. сферу жизнедеятельности  людей) – мезоуровень. 

4. Для СР особую  значимость приобретают личностные  проблемы, возникающие в процессе  взаимодействия личности и соц.  среды – микроуровень. 

К соц. среде  относят все факторы, которые  активизируют  или блокируют защиту соц. интересов личности и реализацию ее потребностей. 

Одним из сложных  условий решения соц. проблем  является ее формулирование, если это  сделано правильно, то  

1. позволяет  осуществить поиск недостающей  информации в нужном направлении; 

2. обеспечить  выбор оптимального инструментария  соц. воздействия. 

Отсюда вытекает эффективность СР. 

Решение проблемы сводится к разрешению внутренних или  внешних противоречий (соц. противоречий).  

Соц. противоречие – взаимодействие заимоисключающих сторон или тенденций в явлениях соц. жизни и это взаимодействие противоположностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 8. Социальная диагностика - цели, этапы 

Социальная диагностика  — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые  знания, на основе которых разрабатываются  различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.  

Она включает в  себя ряд этапов: 

• предварительное  ознакомление с объектом, которое  предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; 

• проведение общей  диагностики, т. е. постановка задач, выделение  состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; 

• проведение специальной  диагностики по каждой из взятых для  углубленного исследования проблем, измерение  и анализ всех необходимых показателей; 

• построение выводов, на основе которых делается заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 14. Технологии связи с общественностью 

Связь с общественностью (от англ. public relations — работа с общественностью) — метод социальной работы, возникший  в США и получивший широкое  распространение в последние  десятилетия. В отличие от индивидуальной помощи и создания групп социальной терапии использование этого метода позволило расширить масштабы социальной работы среди населения, ибо под общественностью здесь понимаются улица, район города, церковная община, социум в целом. 

Связь с общественностью  — одна из базовых технологий социальной работы, позволяющая использовать многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и др. 

В самом общем  виде социальный работник выступает  как посредник между конкретным клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента к этому социуму, а с другой — преодолению отчужденности социума от реальных забот людей.  

Так, для того, чтобы быть замеченным другими, используется прием «корпоративный имидж»: коммуникационным путем с помощью каких-то опознавательных знаков, элементов (эмблем, униформы, фирменных бланков, плакатов и т.д.) добиваются того, чтобы данная организация отличалась от других; социальная служба избирает свой образ в зависимости от намечаемой стратегии. 

Другой прием  — паблисити, т.е. неличностное стимулирование желательного поведения посредством  публикаций, которые не оплачиваются определенным спонсором. 

Цель рекламы  — стремление убедить потребителей, информации в необходимости определенного поведения: обращение к определенному виду социальных услуг, обращение к услугам данного учреждения, а не к услугам его конкурентов, спонсорская активность и т.д.  

Другой прием  — выявление устойчивых тем, интересующих читателей газет, телезрителей, клиентов социального центра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 20. Социальная профилактика как технология социальной работы 

Принятые на основе социальной диагностики решения  и рекомендации реализуются через  различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика.  

Под профилактикой  подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые  действия, направленные на: 

1. Предотвращение  возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий  у отдельных индивидов и групп риска; 

2. Сохранение, поддержание  и защита нормального уровня  жизни и здоровья людей; 

3. Содействие  им в достижении поставленных  целей и раскрытие их внутренних  потенциалов.  

 Профилактическая  беседа, как правило, должна, включать в себя 4 этапа.  

1. Начальный  этап - установление эмоционального  контакта с собеседником, взаимоотношений  "сопереживающего партнерства". На этом этапе беседы рекомендуется  использовать такие психологические  приемы, как: "сопереживание", "эмпатическое  выслушивание". Здесь важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.  

2. Второй этап - главное: 

а) установить последовательность событий, которые привели к кризису; 

б) снять ощущение безысходности ситуации. С этой целью  целесообразно применение следующих  приемов: "преодоление исключительности ситуации": "поддержка успехами" и др.  

3. Третий этап - совместное планирование деятельности  по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно исполь-зовать  такие приемы, как: "планирование" - т.е. пробуждение суицидента  к словесному оформлению планов  предстоящей деятельности; "удержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в пла-нировании своей деятельности.  

4. Завершающий  этап - его главная задача: окончательное  формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: "ло-гическая аргументация", "рациональное внушение уверенности". 

Вопрос  № 4. Понятие социальной технологии и технологии социальной работы 

Социальные технологии в широком смысле этого понятия — это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности. 

Но, с другой стороны, социальные технологии — это  специфическая теория, наука, исследующая  процессы целенаправленного воздействия  на социальные объекты, разрабатывающая  и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия.  

Различают базовые  и частные социальные технологии.  

К первым можно  и нужно отнести технологии стратегического  проектирования социального объекта.

Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь следует сказать о гармонизации индивидуального, личностного и общественно-значимого, о выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе, о развитии творческих способностей и активности социального субъекта. 

Частные социальные технологии — разновидность форм тактико-оперативного воздействия  на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.  

Процессуальность - главный критерий онтологического  обоснования социальной технологии.  

Смысл технологизации заключается, как правило, в следующем: 

• формировании процесса,

• придании ему  целевой направленности,

• оптимизации  социального процесса,

• обеспечение  устойчивости социального процесса,

• создании механизма  саморегуляции,

• обеспечении  благоприятных сопутствующих условий. . 

Cоциальная технология  — это, прежде всего, разработка  методов и методик результативного  и рационального целенаправленного социального воздействия.  
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 10. Технология посреднической деятельности 

Посредничество  — одна из функций социальной работы.  

Организационно  в посреднической деятельности социального  работника можно выделить три  этапа: 

1) определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения; 

2) оценка и  выбор учреждения, способного наилучшим  образом решить проблему; 

3) помощь клиенту  в установлении контакта и  содействие в приеме соответствующим  учреждением.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 15. ПР как технология связи с общественностью 

Связь с общественностью  – “паблик рилейшинз” (PR) – во всем мире известна в качестве важного  элемента деловых отношений. Сегодня  мы можем говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления, в работе правительств и государственных служб. 

Базовые принципы PR-технологий: 

- открытость  информации; 

- взаимная выгода  “отправителя” и “получателя”; 

- опора на  общественное мнение, уважительное отношение к обществу. 

В соответствии с этими принципами выделим основные направления PR-технологий: 

- обслуживание  связей с госструктурами, общественными  организациями; 

- создание благоприятного  политического имиджа кандидата, партии, организации; 

- управление  процессом восприятия сообщений  и аудиторией; 

- работа с  персоналом исследовательских центров,  СМИ; 

- общественная  экспертиза; 

- поддержка связей  с инвесторами и т.д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 21. Инновации в социальной работе 

Инновации в  социальной работе являются предметом 

научных исследований. Среди новых подходов

можно назвать, например, социальные исследования

и развитие, исследования программ, исследование

процесса решения  проблем, экспериментальные

социальные нововведения, эволюционные

исследования, исследования в области 

создания методик  и построения моделей,

исследование  оценок; также способы совершенствования 

деятельности  социальных служб. 

Основной целью  инновационной деятельности

в социальной сфере  является решение 

социальных проблем  современного общества.  

Инновации в  социальной сфере характеризуются 

следующими особенностями: 

- высокой неопределенностью  последствий крупных 

инноваций; 

- сложностью  оценки эффекта инновации; 

- комплексностью  инновации: новая концепция образования 

порождает необходимость  развития новых 

методов, изменения  организационной структуры. 

Основными направлениями  инновационной 

деятельности  в социальной работе сегодня являются: 

Расширение круга  субъектов социальной деятельности,

вовлечение в  процесс решения 

социальных проблем  широких слоев населения,

что приводит к  увеличению социальной

активности и  социальной самодеятельности,

а также к  социальному самообслуживанию

населения. 

Информатизация социальной сферы. Под информатизацией

социальной сферы  здесь понимается

социально-экономический  и научно-технический 

процесс создания оптимальных условий 

для удовлетворения информационных

потребностей  и реализации прав граждан,

органов государственной власти,

органов местного самоуправления, организаций,

общественных  объединений на основе формирования

и использования  информационных ресурсов. Индивидуализация

социальных услуг, отход от массового  производства.

Вопрос  № 5. Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе 

По своему организационно-формальному  признаку ее можно представить как  систему процедур, приемов и методов, осуществляемых в процессе решения  сложных и слабоструктурированных социальных проблем.  

1. Технология  выработки цели социальной работы 

Технология социальной работы как процесс включает: подготовительный этап, целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы  действий, практические действия по реализации программы. Необходимо отметить, что  в этом процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока не будет решена проблема. 

2. Принципы целеполагания

В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций:

— определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы;

— ограничивает объем информации, поиск которой  осуществляет социальный работник;

— обеспечивает конкретизацию проблемы;

— помогает определить способы действий. 

К принципам  можно отнести следующее: 

1. Точная и  четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации. 

2. Определение  целей других лиц и организаций,  на которые предполагается направлять  воздействие. 

3. Определение  характера взаимосвязи целей  других лиц и организаций, на  которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач. 

4. Определение  вероятных последствий достижения  сформулированных целей. м. 

5. Определение  обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению  поставленных целей, причин их  существования или появления. 

6. Выявление  переменных проблемной ситуации  — управляемых и неуправляемых.  

Целеполагание – важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы. 
 

Вопрос № 11. Консультирование в социальной работе 

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно: 

• общее консультирование клиентов специалистами социальной работы; 

• специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений; 

• обучающее  консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками  вышестоящих организаций и учреждений.  

• договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам. 

Основные этапы: 

— выявление  причин, побудивших клиента к обращению  за консультацией; 

— анализ, оценка и диагностика проблемы; 

— формулировка проблемы и определение целей  консультации; 

— установление стратегии и плана действий; 

— осуществление  соответствующих действий; 

— оценка результатов  консультации и выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос № 16. Модели социальной экспертизы 

В силу характера  социальной экспертизы одним из гарантов ее объективности выступает совместная работа экспертов, а также избираемый тип организационной модели экспертирования. «Организатор» может выбрать  одну из изложенных ниже организационных моделей экспертной работы.  

Модель 1: «Рецензия». Рецензирование в организационном  отношении наиболее традиционная форма  экспертной оценки. Оно включает: 

1.заказ на  рецензию лицу (организации), выступающему  в качестве эксперта. 

2.предоставление  эксперту материалов, подлежащих рецензированию. 

3.принятие итогового  документа – рецензии и соответствующие  этому действия 

Модель 2: «Мониторинг».  

Мониторинговая  модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает  регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.

Специфика мониторинга  в данном случае может быть представлена следующей последовательностью  действий: 

Модель 3: «Проект».  

Эта модель экспертного  исследования направлена на решение  группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 17. Классификация  методов социальной работы 

1. Сущность научных  методов и их роль в практике социальной работы

Социальная работа как система научных знаний состоит  из двух основных разделов:

1) теоретико-методологического,  фундаментального, в котором изучается  методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат,  и

2) прикладного,  социально-практического, управленческого  приложения теоретического и  эмпирического знания к решению  практических социальных задач. 

Классификация социальных методов 

1. Всеобщий, или  философский метод  

- понимается  как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. 

2. Общенаучные  методы 

- применяются  во многих областях деятельности, в том числе и в социальной  работе. Среди них следует выделить:

— метод научной  абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления.  

3. Частные специальные  научные методы  

— это специфические  способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы. 

Ведущее место  в практике социальной работы занимают административные и экономические  методы.

Информация о работе Шпаргалка по "Технология социальной работы"