Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Социология".
7.Донаучный период в социологии. Особенности донаучного изучения общества Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изуч истории ее становление и развития. Несомненно, что взгляды ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретич направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо. В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесл и крестьяне. Свою теорию социальной стратиф-и предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функцион-ия общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности. Пристальное внимание к проблемам соц стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии — ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля. Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей.
37.Соц-экономич ориентация населения РБ.
39.Демографич процессы в трансформации социальной структ бел общества.
8.Отеч соц мысль и соврем этап в её развитии.
40. Социальн перемещен, их динамика и тенденции
Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться. В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В разнородных семьях, как правило, социальные перемещения просматриваются по схеме: мать - дочь, отец - сын. Сравнивается социальное положение детей и родителей в самом начале карьеры молодого поколения. При этом приходится учитывать, что данная проблема была всегда излишне политизирована, идеологизирована. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.
Основная направленность
межпоколенных социальных
Социальная биография выходцев из рабочих семей характеризуется тем, что подавляющая часть начинает трудовую деятельность с малоквалифицированного физического труда - более 80%. Лишь десятая часть переходит в группу интеллигенции. Только 70% выходцев из гетерогенных семей начинают с неквалифицированного физического труда и примерно пятая часть из них переходит в группу интеллигенции. Среди выходцев из интеллигентных семей начинали трудовую биографию с физического труда две трети, а треть - с умственного труда при том, что существовали механизмы регуляции этого процесса.
В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность - это изменение социального статуса. Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, месту рождения, положению родителей.
Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековая Европа, касты в Индии). Такое положение может сохраняться только в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно во всех социальных группах населения.
Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных заслуг. Общество в этом заинтересовано.
Социологи не
ограничиваются описанием
Общество может повышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с более высоких статусных позиций индивидов, не обладающих этими качествами. Таким образом, можно выделить восходящую и нисходящую социальную мобильность. Конечно, с выходом человека на пенсию статус его практически всегда понижается.
В социальных
перемещениях выделяется
Конечно, групповая
социальная мобильность
В представлении
многих жизненный успех
Если в обществе высоко ценится денежный потенциал человека, необходимо оценить свои предпринимательские способности, если власть - то надо заниматься политической деятельностью. Но при этом следует учитывать, что в конкретном обществе все взаимосвязано: политическую власть, влияние проще заполучить, имея деньги. "Новые русские" - Мавроди, Березовский, Гусинский и многие другие, - заполучив неважно каким путем большие деньги, прорываются к политической власти. Могут работать и такие социальные лифты, как удачный и выгодный брак, участие в мафиозных группировках, религиозных общинах и т.п.
В результате
социального перемещения
Таким образом,
изучение социально-классовой
д