Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»
Виды социальных ролей
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
Социальная роль состоит:
Социальные роли могут
быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные:
институт брака, семьи (социальные роли
матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются
по соглашению (человек может отказаться
принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном
через обучение ролям. Например,
человек, осваивающий роль военного, приобщается
к обычаям, нравственным нормам и законам,
характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми
членами общества, принятие большинства
норм зависит от статуса той или иной личности.
То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого.
Таким образом, социализация как процесс
обучения общепринятым способам и методам
действий и взаимодействий является важнейшим
процессом обучения ролевому поведению,
в результате чего индивид действительно
становится частью общества.
9. Девиантное поведение. Причины., формы девиации. Делинквентное поведение.
Девиантное поведение − это поведение, которое отклоняется от норм поведения, принятых в данном обществе.
Усвоение социальных норм − основа социализации. Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписаным нормам, б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения.
Социальные нормы бывают двух типов:
1)
ПИСАНЫЕ − формально
2)
НЕПИСАНЫЕ − неформальные
Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм − девиантным (отклоняющимся) поведением. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы − отклонение, то для другого или других может быть привычкой; Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших − отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Особенности девиантного поведения:
-
его относительность (то, что для
одной группы является
- исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);
-
амбивалентность (девиация
Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).
Но исследователи называют и социально значимые функции девиантного поведения:
1)
- оно способно усиливать
2)
девиация позволяет точнее
3)
девиация способствует
4)
девиация – фактор социальных
изменений (во-первых, потому, что
отклонение от нормы – это
сигнал о неблагополучии в
обществе, которое следует устранить;
во-вторых, потому, что указывает
на произошедшие в обществе
изменения и необходимость
Наиболее социально опасной формой девиации является преступное поведение, которое в социологии называют делинквентным. Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным (то есть недопустимым во всех социальных группах общества).
Девиацию вызывает социальная аномuя – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов)
Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.
Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.
Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.
Существуют индивидуальные и коллективные формы девиантности.
. К видам девиантного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, расстройства психики, проституцию, преступность и др. Обычно, девиантность − это некая попытка личности уйти от проблем, неприятностей, неуверенности и страха. Иногда девиантность может свидетельствовать о стремлении личности к оригинальности, творчеству, попытке преодолеть стандартизованные, консервативные устои общества, общности или группы.
Формы девиантного поведения:
· нарушение общественных правил,
· девиантное,
· делинквентное,
· криминальное поведение.
Девиантное поведение всегда относительно во времени и пространстве, поскольку нормы, традиции, обычаи меняются со временем и от общества к обществу.
Делинквентность (нарушение норм права) всегда абсолютно.
Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.
10.
Понятие группы и ее роль
в образовании социальной
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Социальные группы выполняют важные для каждого индивида социальные роли.
1. Инструментальная роль группы: группы образуются ради выполнения определенной работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.
2. Экспрессивная роль группы: группы имеют возможности удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.
3. Поддерживающая роль группы. Люди объединяются в группы также и для получения материальной и духовной поддержки, ослабления неприятных чувств.
11. социометрия малых групп
Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.