Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по "Социологии".

Работа содержит 1 файл

ответы к зачету по социологии готовые.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

   0.      Предмет и объект социологии.

Социология  – это наука, которая изучает  современное общество через призму интересов и потребностей тех  социальных групп, которые его составляют.

Объект  науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии – это современное общество и информация о нем, полученная другими науками.).

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Социальные общности – это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

       Отличительные черты социологии:

    1. системность (все стороны социальной жизни).
    2. Социология изучает механизм функционирования системы или общности, т.е. повторяющиеся циклы деятельности.
    3. Единство теоретических и эмпирических основ.
    4. Социология – осмысляет противоречия современного общества.
    5. Социология едина и не делима для всего человечества.
    6. Социология – начинает с изучения общества и приходит к индивиду через изучение социальных общностей к которой он принадлежат.
  1. История развития социологии.

Во времена  решительных и быстрых перемен  у людей возникает потребность  в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

    1. середина 19 века.

Французский философ  – позитивист О. Конт – предложил  выделить социологию как отдельную  науку .

 Он  считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты). Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.

Герберт Спенсер, он связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Отдельные части общества становятся более сложными и специализированными, и они не могут функционировать друг без друга. Ему принадлежит идея социальной эволюции.

Карл  Маркс. На развитие общества большое  влияние оказывает экономически фактор. Каждая формация определяет взаимодействие экономического базиса (производственные силы, производственные отношения). Переход от одной формации к другой происходит революционным путем.

    1. 2 половина 19 века.

Позитивизм (продолжатели Конта и Спенсера). Главная идея – общество развивается  эволюционным путем.

Существуют  различные направления:

    1. географическая школа. Главный фактор развития общества – географическая среда (климат, водные ресурсы, ландшафт). 
    2. Демографическая школа. Главный фактор – рост народонаселения.
    3. Расовая школа. Развитие и прогресс общества несут высшие расы.
    4. Социальный Дарвинизм. Источником общественного развития является борьба за существование.
    5. Психологическая социология.

Габриель  Лебон – понятие толпы. Габриель Тард – теория подражания, теория коллективной психологии. Чарльз Кулин – изучил множественное взаимодействие.

       На  рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и эмпирической социологии.

       В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра социологии.

    1. начало 20 века.

Фердинанд Теннис (немец) «общество – это  сложный много уровневый механизм со множеством связей. Оно является внешним по отношению к индивидуальному».

Вывод: основной регулирующий механизм в обществе – это мораль. Основная деятельность общества – воспитание.

Макс  Вебер.

Понимающая  социология: «необходимо изучать  мотивы поведения людей и тогда  мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение».

Эмиль Дюркейм.

«Предметом  изучения социологии является социологическая  реальность, основанная на социологических  факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать  на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».

    1. середина 20 века.

       Структурный функционализм.

Социальный  объект рассматривается в качестве целого, а затем разбивается на части, выявляется зависимость между  этими частями и частями и целым.

Теория  социальных конфликтов (Маркс)

Теория  социально-психологического направления (ролевая теория личности)

    1. 90 годы 20 века.
  1. Гуманистическая социология (необходимо участвовать в изменении общества).
  1. Феминистическая – основное внимание к вопросу полового развития, социальной роли мужчин и женщин, и защиты прав женщин.
  2. Структура социологического знания состоит из:

социальные  факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

общие и специальные  социологические  теории (например теория стратификации, и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

отраслевые  социологические  теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

методы  сбора и анализа  данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

  1. Функции социологии.

Познавательная. Прогностическая. Управленческая. Ценностно-ориентирующая человека.

Мировоззренческая.

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим. 

  1. Общество  как целостная  система.

Общество – это организованная по уровням система.

Характерные черты:

    1. общество рассматривается в целом, как единая социально целостная система.
    2. Общество разворачивается в пространстве и во времени
    3. Общество обладает большим количеством элементов, каждый из которых является системой.
    4. Общество обладает особыми интегративными качествами, отсутствующих у входящих в нее элементов.
    5. Целостность общества является органической, т.е. ее внутренне взаимодействие сильнее внешних факторов.
    6. Любое общество стремится к самостоятельности, т.е. к действию в одном направлении, регулируемости и управляемости.
    7. Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений. Оно состоит из соц институтов и соц организаций.

Выводы:

    1. каждая социальная система включает в себя множество подсистем.
    2. Социальные системы взаимно перегруппировываются.
    3. Каждая социальная система, взятая изолированно или в связи с другими системами, рассматривается как относительно независимая.
    4. Каждая из социальных систем имеет свои внутренние закономерности.
    5. Индивид не может не подчиняться законам той социальной системы в которую он включен.
    6. Когда степень единства общества достаточно велика, то падает количество отклонений поведения его членов и наоборот.

Функции социальных систем.

    1. Адаптационная.
    2. Функция целедостижения.
    3. Функция воспроизводства структуры.
    4. Функция снятия напряжения.
 
  1. Основные  сферы жизни общества.
 
Сферы общества Общественные  отношения Учреждения (организации)  
Экономическая сфера Отношения, складывающиеся при производстве, распределении, потреблении  материальных благ, отношения собственности Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и др.  
Социальная  сфера Отношения между  классами, сословиями, нациями, профессиональными  и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий Система социального  обеспечения, здравоохранения, профессиональные союзы, неправительственные общественные организации, землячества и др.  
Политическая  сфера Отношения между  гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями Парламент, правительство, политические партии, судебные органы и др.  
Духовная  сфера Отношения, возникающие  в процессе создания духовных ценностей, их распространения, сохранения, использования Учреждения  системы образования и науки, театры, музеи и др.  
  1.  Социальные группы.

Социальные  общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности. Групповые общности - большие и малые социальные группы. К большим социальным группам можно отнести:

  • этнические общности (расы, нации, народности, племена),
  • социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),
  • социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),
  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"