Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по "Социологии".
0. Предмет и объект социологии.
Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.
Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии – это современное общество и информация о нем, полученная другими науками.).
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Социальные общности – это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.
Отличительные черты социологии:
Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.
Французский философ – позитивист О. Конт – предложил выделить социологию как отдельную науку .
Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты). Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.
Герберт Спенсер, он связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Отдельные части общества становятся более сложными и специализированными, и они не могут функционировать друг без друга. Ему принадлежит идея социальной эволюции.
Карл Маркс. На развитие общества большое влияние оказывает экономически фактор. Каждая формация определяет взаимодействие экономического базиса (производственные силы, производственные отношения). Переход от одной формации к другой происходит революционным путем.
Позитивизм (продолжатели Конта и Спенсера). Главная идея – общество развивается эволюционным путем.
Существуют различные направления:
Габриель Лебон – понятие толпы. Габриель Тард – теория подражания, теория коллективной психологии. Чарльз Кулин – изучил множественное взаимодействие.
На рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и эмпирической социологии.
В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра социологии.
Фердинанд
Теннис (немец) «общество – это
сложный много уровневый
Вывод: основной регулирующий механизм в обществе – это мораль. Основная деятельность общества – воспитание.
Макс Вебер.
Понимающая социология: «необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение».
Эмиль Дюркейм.
«Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».
Структурный функционализм.
Социальный объект рассматривается в качестве целого, а затем разбивается на части, выявляется зависимость между этими частями и частями и целым.
Теория социальных конфликтов (Маркс)
Теория социально-психологического направления (ролевая теория личности)
социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:
общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...
отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.
методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.
Познавательная. Прогностическая. Управленческая. Ценностно-ориентирующая человека.
Мировоззренческая.
Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.
Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.
Мировоззренческая.
Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное
знание в целом, способствует оценочной
деятельности человека, т.е. выработке
его ориентации в обществе, его отношения
к себе и к другим.
Общество – это организованная по уровням система.
Характерные черты:
Выводы:
Функции социальных систем.
Сферы общества | Общественные отношения | Учреждения (организации) | |
Экономическая сфера | Отношения, складывающиеся при производстве, распределении, потреблении материальных благ, отношения собственности | Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и др. | |
Социальная сфера | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий | Система социального
обеспечения, здравоохранения, профессиональные
союзы, неправительственные |
|
Политическая сфера | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Парламент, правительство, политические партии, судебные органы и др. | |
Духовная сфера | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их распространения, сохранения, использования | Учреждения системы образования и науки, театры, музеи и др. |
Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности. Групповые общности - большие и малые социальные группы. К большим социальным группам можно отнести: