Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

социология шпоры.doc

— 87.00 Кб (Скачать)
21.Типы  социализации

По критерию, отражающему условия осуществления  процесса социализации, выделяются следующие  ее типы: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный.

В качестве другого  классификационного критерия рассматривается  содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие  типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить:успешную,нормативную,кризисную,отклоняющуюся,принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию.

23.Типология и характеристики обществ.Типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию,; 2) индустриальную революцию; 3) технологическую революцию.Третья волна должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению; 2) высоким уровнем социальной мобильности; 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права. Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).Г. Ленски и Дж. Ленски выделили общества с господ. виде производ. Деят-ти, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные
54.Методы  соц. исследования

Методы соц. исследований - способы построения и обоснования социологического знания.

Методы соц. исследований включают:

- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

- методы обработки  и анализа данных: факторный, латентно-структурный,  корреляционный, регрессивный, дисперсионный  анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование  и т.д.;

- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

Виды опроса:интервью,анкетирование

53.Программа  соц.исследования

Исследоват. программой называют спец. разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования-тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений,также всестороннее теоретич. обоснование методологических подходов и методических приемов изучения соц. фактов.

Программа сост. из 2 частей – методологической и методической. 1ая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; 2ая – определение обследуемой совокупности, хар-ку используемых методов сбора первичной соц-кой информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

В программе  обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора соц. инфо (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.).

Логическая структура  инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов.

Логические схемы  обработки собранной информации показывают предполагаемые диапазон и  глубину анализа социологических  данных.

52.Соц.исследование  и его виды

Соц. исследование –система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о соц.объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Соц. исследование сост. из 4ех взаимосвязанных этапов:

1) подготовительного;2) полевого;3) подготовки к обработке и обработки инфо;4) анализа инфо и подготовки итогов документов исследования. Различают 3 основных вида соц. исследования:1) пилотажное (разведывательное); пробное исследование, предваряющее основное и охватывает небольшие совокупностиВ его ходе проверяются все элементы будущего исследования.2) описательное;объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.3) аналитическое. самый углубленный вид соц. анализа Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику.В зависимости от частоты проведения различают :точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми(аналогичная выборка), панельными(те же люди через одинаковые интервалы времени) и лонгитюдными.(учет генезиса,длит. Время)

Соц. исследование может также быть широкомасштабным или локальным

51.Категории  этносоциологии

Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

Виды этноса – нации, народности, этнические и  этнографические группы. Их представители  могут проживать компактно при  наличии или отсутствии своей  национальной государственности, а  могут быть распределены среди других народов.

В отличие от нации народность представляет собой  социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью  сознания и психологии и менее  развитыми, стабильными экономическими и культурными связями.

Этническая группа – немногочисленная общность, основой  которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.

Этнографическая группа – общность, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, но и обладающая спецификой в быту, традициях, обычаях. 

 
 
 
 
48.Безработица  и ее формы

Б.-врем. незанятость  экономич. Активного населения

Формы:1)Фрикционная-связ.с  перемещением людейс одной раб. На другую,с 1ой местности на друг.

2)сруктурная  Б.-связ. С изменением в технологиях3)сезонная Б.4)циклическая Б. вызвана сниж.спроса на товары и услуги и как следствие рост Б.  в местах производ-ва этих товаров5)скрытая Б.Фактич.безработные,а формально нет

49.Соц.регионов  и демография

Соц.регионов-отрасль  соц.,изуч. Закон-ти территориальной организации соц.жизни и планомерного изменения соц.облика региона

Задача-обосновать пути и формы обеспечения жизни населения в различ.регионах страны,в сравнит.равных соц.условиях

Демография-статистич.изучение человеч.населения,его численности  плотности распределене и жизненной статистики:рождение,смертность,браки и т.д.

50.Социально-территориальные общности — совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий в специфичности социального образования, выступающие носителями локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном обществе.

Социология города — область социологии, изучающая  закономерности возникновения, функционирования и развития городской социально-территориальной общности; ее социально-экономическую природу, структуру воспроизводства, ее образ жизни, связь с природой и материально-вещной средой, типологию.

Социология деревни  — область социологии, изучающая  закономерность возникновения, функционирования и развития сельской социально-территориальной общности, ее социально-экономическую природу, структуру воспроизводства, связи с природой и материально-вещной средой, образ жизни, типологию. Центральной проблемой (как и при изучении городской социально-территориальной общности) являются исследование процесса социального воспроизводства населения установление меры соответствия его условий, целей и результатов. Воспроизводятся не только индивиды, сельское население, но и их взаимосвязи, отношения и иные компоненты.

37.Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Общие конструктивные функции конфликта
  1. Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе.
  2. Конфликт является формой разрешения противоречий
  3. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации
  4. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию.
  5. Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы 

Общие деструктивные  функции конфликта

  • Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения
  • Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
  • Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества.
  • Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, раз-рушению социальных коммуникаций
38.Субъектом  социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях

субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

—  Первичные  группы — непосредственные участники  конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

—  Вторичные  группы — те, кто стремится быть незамешанными непосредственно  в конфликте, но вносит вклад в  его разжигание.

—  Третьи группы — силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

39.Разрешение конфликта может быть полное или частичное.

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы  допустить его разрастания и  снизить негативные последствия.

Сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми.

1)Метод избегания конфликта2)Метод переговоров 3)Метод использования посредничества4) Метод откладывания5) Метод третейского разбирательства, или арбитраж.

45.Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.

Производственные  конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:1) конфликты внутри малых  производственных групп (внутригрупповые конфликты):

•конфликт между  рядовыми работниками;

•конфликт между  руководителями и подчиненными;

•конфликт между  работниками различной квалификации, возраста;

2) конфликты  между малыми производственными  группами (межгрупповые конфликты);

3) конфликты  между производственными группами  и административно-управленческим  аппаратом;

4) конфликты  между совладельцами предприятий  (организаций). Они возникают в  малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.

40.Религия- это  особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное

1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог.

2. Гносеологическая- религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца.

3. Регулятивная –  заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля.

4. Смыслообразующая- религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни; религия заставляет человека «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Эту функцию М.Вебер считал основной и общей для всех религий.5.Культурологическая- 6. Психологическая- религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых,. 7.Этическая- религия выполняет важную нравственную миссию.8. Социально-консолидирующая –общая вера делает людей единомышленниками. Религиозная самоидентификация, то есть ощущение себя членом той или иной религиозной общности, позволяет человеку чувствовать, что есть близкие к нему люди, у которых он может найти понимание и сочувствие. Вместе с тем, как свидетельствует история, религия способна быть той силой, которая сдерживает общественное развитие, мешает решению назревших социальных проблем, порождает конфликты и стимулирует дезинтеграцию общества, разжигает вражду между людьми (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь и т.п.).

9. Духовная (по отношению к культуреРелигия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. Религия является общедоступной формой культурного развития личности.

10. Коммуникативная- состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой.

Религия играет позитивную роль, когда она проповедует  идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но ее роль становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

41.Вебер считается одним из родоначальников социологии религии. Многие считают его работу “Протестантская этика и дух капитализма”  (1904) главным социологическим трудом Вебера. Начав с изучения проблемы, какую роль  сыграло изменение  религиозной этики в связи с переходом к протестантизму в формировании современного капитализма  с его культом рациональности, Вебер впоследствии переходит к изучению к социальным условиям возникновения таких крупных религий, как буддизм,  индуизм,  конфуцианство,  даосизм.  Вебер эмпирически прослеживает, где и при каких условиях, среди каких социальных слоев преобладает в религии ритуалистически-культовое начало, где – аскетически-деятельное, где – мистико-созерцательное, где – интеллектуально-догматическое. В мировой и до сих пор горячо дискутируется один из главных выводов социологии религии Вебера о том, что капитализм обязан своим происхождением  протестантскому религиозно-этическому комплексу.  

42.Концепция  религии венчает развитие  Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты  на два класса,  один из которых освящен религией (святое и светское). Святое - одновременно источник сдерживания (табу)  и источник уважения (авторитет) . "Религия  - это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, объединяющих в единое моральное сообщество,  называемое церковью,  всех тех, кто к ним принадлежит". Церковь - это организация,  регулирующая религиозную жизнь  группы. Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, поддерживающих коллективное сознание,  поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни. Социальный характер  религии Дюркгейм видел в трех проявлениях: - как общественно обусловленного явления; - как воплощения понятий социальной действительности в коллективном сознании; - как явления со своими функциональными социальными последствиями (то есть удовлетворяющее определенные потребности). Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы. Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность  в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция  религии. Главные социальные функции религии: - дисциплинарная, или функция  принуждения и контроля; - цементирующая (функция усиления общественного единства); - репродуктивная, с помощью которой социальное  наследие переходит к новым исполнителям; - эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия. Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека  и общества в идеологическую форму.  1.Античная социология  Ксенофан Колофонский (VI-V вв. до н. э.) - один из первых материалистов и атеистов, критиковавший религиозность, мифологичность и антропоморфичность своих предшественников. Боги, считал он, существуют лишь в головах людей, их нет в действительности. Главным доказательством того, что боги - выдумка людей, является их человекоподобие.

Отвергая реальность богов, он выдвинул тезис, согласно которому общество (Ксенофан имел в виду современное  ему социальное устройство, сменившее  первобытный коммунизм) нельзя понимать как божественное установление, а процессы, в нем происходящие, как детерминированные. Общество образуется, по его мнению, случайными взаимосвязями людей, в нем нет и не может быть ничего закономерного.

Левкипп и Демокрит учили тому, что вся действительность материальна, состоит из атомов и их взаимодействий. В обществе роль атомов играют отдельные люди.. В отличие от Ксенофана атомисты полагали, что общественная жизнь детерминирована объективными причинами. Сократ - положивший начало философскому идеализму и создавший оригинальное учение об обществе, названное им `Макрос - антропос`. Этот термин означает `большой человек`. Особенно высоко он отзывался об антропоморфизме древних людей, оценивая его как метод познания общества. Подчеркивая эвристическую ценность уподобления общества человеку, осмысления общества как `большого человека`, Сократ выдвинул формулу `познай самого себя`. Поскольку общество - `Макрос - антропос`, постольку познание человеком своих собственных качеств есть познание общества. По мнению Сократа, познавать себя и общество людям для решения практических задач, Непознанность людьми самих себя - причина их дурных поступков и всех общественных пороков.

Эпикур и Лукреций первые теоретики индивидуализма. сконструировали  свой идеал общества, получивший наименование `атараксия- состояние невозмутимости, душевного покоя, разумного наслаждения жизнью, удовлетворенности собой и жизнью, достигаемое лишь мудрецами.. Общество понималось ими не как самодовлеющая над индивидом величина, а как производное от взаимодействий людей-атомов. Не общество (община, город-полис, государство) делает людей такими, каковы они есть, а люди делают общество таким, каковы они сами. Совершенствуя самих себя, люди формируют такое общество, которое они хотят получить. Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял:1) аристократию (власть избранных); монархию;3) тимократию (власть воинов);4) олигархию (власть небольшой группы богачей);5) демократию (в том числе ее крайнюю форму охлократию – власть толпы);6) тиранию;

7) идеальное государство. У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный средний класс Античности. Кроме него, обозначаются еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки.

. Такие работы  Платона, как `Государство` или  `Законы`, а также `Политика` Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

 
 
 
 
 
2.Новое  время

Фома Аквинский (1225–1274) – все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму.  

Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.

Аквинский лучшим типом государственного правления  считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог. Николо Макиавелли (1469–1527) –произведение – трактат «Государь» –основной упор делается на поведение политического лидера.политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали.

1)действиями людей правят честолюбие и стремление к власти2): умный правитель не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.3): творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах.

 
3.Просвещениев XVII в. в теориях социальной физики впервые рассматривались идеи об обществе как системе.

Социальные философы того времени рассматривали общество как часть природы («естественное  право» Т. Гоббса) и исходили из естественно-научных представлений.

Известные в  то время законы естественных наук (геометрии, механики, астрономии и  др.) сталкивались с противоречивыми  социальными законами.

Поэтому стали  предприниматься попытки формализации общественных закономерностей. В век Просвещения общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый элемент выполняет свою работу. Так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Социальные мыслители  в XVII в. старались рассматривать  хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо выявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

В XIX в. настало  время выхода из рамок философии  социологии (изучающей самую сложную  форму движения материи – общественную). Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов  окружающей действительности. 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"