Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
21.Типы
социализации
По критерию,
отражающему условия В качестве другого
классификационного критерия рассматривается
содержание социализационного процесса,
позволяющее различать такие
типы социализации, как познавательная,
профессиональная, правовая, политическая,
трудовая, экономическая и др. Третий критерий,
связанный с результативностью социализации,
позволяет выделить:успешную,нормативную, |
23.Типология и характеристики обществ.Типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию,; 2) индустриальную революцию; 3) технологическую революцию.Третья волна должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению; 2) высоким уровнем социальной мобильности; 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права. Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).Г. Ленски и Дж. Ленски выделили общества с господ. виде производ. Деят-ти, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные. |
54.Методы
соц. исследования
Методы соц. исследований - способы построения и обоснования социологического знания. Методы соц. исследований включают: - методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; - методы обработки
и анализа данных: факторный, латентно- - методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др. Виды опроса:интервью, |
53.Программа
соц.исследования
Исследоват. программой называют спец. разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования-тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений,также всестороннее теоретич. обоснование методологических подходов и методических приемов изучения соц. фактов. Программа сост. из 2 частей – методологической и методической. 1ая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; 2ая – определение обследуемой совокупности, хар-ку используемых методов сбора первичной соц-кой информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ. В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора соц. инфо (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.). Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов. Логические схемы
обработки собранной информации
показывают предполагаемые диапазон и
глубину анализа |
52.Соц.исследование
и его виды
Соц. исследование –система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о соц.объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Соц. исследование сост. из 4ех взаимосвязанных этапов: 1) подготовительного;2) полевого;3) подготовки к обработке и обработки инфо;4) анализа инфо и подготовки итогов документов исследования. Различают 3 основных вида соц. исследования:1) пилотажное (разведывательное); пробное исследование, предваряющее основное и охватывает небольшие совокупностиВ его ходе проверяются все элементы будущего исследования.2) описательное;объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.3) аналитическое. самый углубленный вид соц. анализа Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику.В зависимости от частоты проведения различают :точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми(аналогичная выборка), панельными(те же люди через одинаковые интервалы времени) и лонгитюдными.(учет генезиса,длит. Время) Соц. исследование может также быть широкомасштабным или локальным |
51.Категории
этносоциологии
Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов. Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди других народов. В отличие от нации народность представляет собой социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью сознания и психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и культурными связями. Этническая группа – немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций. Этнографическая
группа – общность, говорящая на
одном языке с той или иной
нацией, народностью, но и обладающая
спецификой в быту, традициях, обычаях. |
48.Безработица
и ее формы
Б.-врем. незанятость экономич. Активного населения Формы:1)Фрикционная-связ.с перемещением людейс одной раб. На другую,с 1ой местности на друг. 2)сруктурная
Б.-связ. С изменением в технологиях3) |
49.Соц.регионов
и демография
Соц.регионов-отрасль соц.,изуч. Закон-ти территориальной организации соц.жизни и планомерного изменения соц.облика региона Задача-обосновать пути и формы обеспечения жизни населения в различ.регионах страны,в сравнит.равных соц.условиях Демография-статистич.изучение
человеч.населения,его |
50.Социально-территориальные
общности — совокупности людей, постоянно
проживающих на определенной территории,
формирующиеся на основе социально-территориальных
различий в специфичности социального
образования, выступающие носителями
локально проявляющихся связей и отношений,
господствующих в данном обществе.
Социология города
— область социологии, изучающая
закономерности возникновения, функционирования
и развития городской социально- Социология деревни — область социологии, изучающая закономерность возникновения, функционирования и развития сельской социально-территориальной общности, ее социально-экономическую природу, структуру воспроизводства, связи с природой и материально-вещной средой, образ жизни, типологию. Центральной проблемой (как и при изучении городской социально-территориальной общности) являются исследование процесса социального воспроизводства населения установление меры соответствия его условий, целей и результатов. Воспроизводятся не только индивиды, сельское население, но и их взаимосвязи, отношения и иные компоненты. |
37.Конфликт – это
форма отношений между потенциальными
или актуальными субъектами социального
действия, мотивация которых обусловлена
противостоящими ценностями и нормами,
интересами и потребностями. Общие конструктивные
функции конфликта
Общие деструктивные функции конфликта
|
38.Субъектом
социального конфликта является отдельный
человек или социальная группа, способные
создавать конфликтную ситуацию, т. е.
прочно и относительно самостоятельно
влиять на ход конфликта в соответствии
со своими интересами, оказывать влияние
на поведение и положение других, вызывать
те или иные изменения в социальных отношениях
субъектам конфликтов относит три вида социальных групп: — Первичные группы — непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. — Вторичные группы — те, кто стремится быть незамешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание. — Третьи группы — силы, заинтересованные в разрешении конфликта. |
39.Разрешение конфликта
может быть полное или частичное.
Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы допустить его разрастания и снизить негативные последствия. Сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. 1)Метод избегания конфликта2)Метод переговоров 3)Метод использования посредничества4) Метод откладывания5) Метод третейского разбирательства, или арбитраж. |
45.Производственные
конфликты — это специфическая форма
выражения противоречий в производственных
отношениях трудового коллектива.
Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:1) конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты): •конфликт между рядовыми работниками; •конфликт между руководителями и подчиненными; •конфликт между
работниками различной 2) конфликты
между малыми 3) конфликты
между производственными 4) конфликты
между совладельцами |
40.Религия- это
особое мироощущение, соответствующее
поведение и специфические действия, основанные
на вере в сверхъестественное и священное
1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог. 2. Гносеологическая- религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца. 3. Регулятивная – заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля. 4. Смыслообразующая- религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни; религия заставляет человека «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Эту функцию М.Вебер считал основной и общей для всех религий.5.Культурологическая- 6. Психологическая- религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых,. 7.Этическая- религия выполняет важную нравственную миссию.8. Социально-консолидирующая –общая вера делает людей единомышленниками. Религиозная самоидентификация, то есть ощущение себя членом той или иной религиозной общности, позволяет человеку чувствовать, что есть близкие к нему люди, у которых он может найти понимание и сочувствие. Вместе с тем, как свидетельствует история, религия способна быть той силой, которая сдерживает общественное развитие, мешает решению назревших социальных проблем, порождает конфликты и стимулирует дезинтеграцию общества, разжигает вражду между людьми (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь и т.п.). 9. Духовная (по отношению к культуреРелигия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. Религия является общедоступной формой культурного развития личности. 10. Коммуникативная- состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но ее роль становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой. 41.Вебер считается одним из родоначальников социологии религии. Многие считают его работу “Протестантская этика и дух капитализма” (1904) главным социологическим трудом Вебера. Начав с изучения проблемы, какую роль сыграло изменение религиозной этики в связи с переходом к протестантизму в формировании современного капитализма с его культом рациональности, Вебер впоследствии переходит к изучению к социальным условиям возникновения таких крупных религий, как буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм. Вебер эмпирически прослеживает, где и при каких условиях, среди каких социальных слоев преобладает в религии ритуалистически-культовое начало, где – аскетически-деятельное, где – мистико-созерцательное, где – интеллектуально-догматическое. В мировой и до сих пор горячо дискутируется один из главных выводов социологии религии Вебера о том, что капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу. |
42.Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией (святое и светское). Святое - одновременно источник сдерживания (табу) и источник уважения (авторитет) . "Религия - это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, объединяющих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех тех, кто к ним принадлежит". Церковь - это организация, регулирующая религиозную жизнь группы. Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, поддерживающих коллективное сознание, поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни. Социальный характер религии Дюркгейм видел в трех проявлениях: - как общественно обусловленного явления; - как воплощения понятий социальной действительности в коллективном сознании; - как явления со своими функциональными социальными последствиями (то есть удовлетворяющее определенные потребности). Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы. Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии. Главные социальные функции религии: - дисциплинарная, или функция принуждения и контроля; - цементирующая (функция усиления общественного единства); - репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новым исполнителям; - эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия. Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму. | 1.Античная социология
Ксенофан Колофонский (VI-V вв. до н. э.) -
один из первых материалистов и атеистов,
критиковавший религиозность, мифологичность
и антропоморфичность своих предшественников.
Боги, считал он, существуют лишь в головах
людей, их нет в действительности. Главным
доказательством того, что боги - выдумка
людей, является их человекоподобие.
Отвергая реальность богов, он выдвинул тезис, согласно которому общество (Ксенофан имел в виду современное ему социальное устройство, сменившее первобытный коммунизм) нельзя понимать как божественное установление, а процессы, в нем происходящие, как детерминированные. Общество образуется, по его мнению, случайными взаимосвязями людей, в нем нет и не может быть ничего закономерного. Левкипп и Демокрит учили тому, что вся действительность материальна, состоит из атомов и их взаимодействий. В обществе роль атомов играют отдельные люди.. В отличие от Ксенофана атомисты полагали, что общественная жизнь детерминирована объективными причинами. Сократ - положивший начало философскому идеализму и создавший оригинальное учение об обществе, названное им `Макрос - антропос`. Этот термин означает `большой человек`. Особенно высоко он отзывался об антропоморфизме древних людей, оценивая его как метод познания общества. Подчеркивая эвристическую ценность уподобления общества человеку, осмысления общества как `большого человека`, Сократ выдвинул формулу `познай самого себя`. Поскольку общество - `Макрос - антропос`, постольку познание человеком своих собственных качеств есть познание общества. По мнению Сократа, познавать себя и общество людям для решения практических задач, Непознанность людьми самих себя - причина их дурных поступков и всех общественных пороков. Эпикур и Лукреций первые теоретики индивидуализма. сконструировали свой идеал общества, получивший наименование `атараксия- состояние невозмутимости, душевного покоя, разумного наслаждения жизнью, удовлетворенности собой и жизнью, достигаемое лишь мудрецами.. Общество понималось ими не как самодовлеющая над индивидом величина, а как производное от взаимодействий людей-атомов. Не общество (община, город-полис, государство) делает людей такими, каковы они есть, а люди делают общество таким, каковы они сами. Совершенствуя самих себя, люди формируют такое общество, которое они хотят получить. Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял:1) аристократию (власть избранных); монархию;3) тимократию (власть воинов);4) олигархию (власть небольшой группы богачей);5) демократию (в том числе ее крайнюю форму охлократию – власть толпы);6) тиранию; 7) идеальное государство. У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный средний класс Античности. Кроме него, обозначаются еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. . Такие работы
Платона, как `Государство` |
2.Новое время Фома Аквинский
(1225–1274) – все знания составляют иерархически
организованную систему, в которой высшей
точкой является теология как учение,
наиболее близко стоящее к Божественному
разуму. Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть. Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог. Николо Макиавелли (1469–1527) –произведение – трактат «Государь» –основной упор делается на поведение политического лидера.политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. 1)действиями людей правят честолюбие и стремление к власти2): умный правитель не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.3): творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах. |
|
3.Просвещениев
XVII в. в теориях социальной физики впервые
рассматривались идеи об обществе как
системе.
Социальные философы того времени рассматривали общество как часть природы («естественное право» Т. Гоббса) и исходили из естественно-научных представлений. Известные в то время законы естественных наук (геометрии, механики, астрономии и др.) сталкивались с противоречивыми социальными законами. Поэтому стали
предприниматься попытки Социальные мыслители в XVII в. старались рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо выявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества. В XIX в. настало
время выхода из рамок философии
социологии (изучающей самую сложную
форму движения материи – общественную).
Это произошло в Западной Европе,
где тогда наиболее развито было
теоретическое осмысление процессов
окружающей действительности. |