Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка
1)предмет ,метод курса «права человека»
2)Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.
3. Определение понятия и содержание прав человека
30. Свобода мысли и слова.
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Свобода слова яв-ся неотъемлемым эементом демократии.
Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нес недопустимо.
Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.. Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мне ний. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. с. на свободу доступа к источникам информации.
31.Право собственности : право на собственность и право частной собственности
32. Права в сфере труда.
В первую очередь гарантируется свобода труда, что означает запрет принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. Кроме этого, в данную категорию прав включено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного МРОТ, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
33. Президент РФ и его аппарат в системе гос.защиты прав личности
34.органы исполнительной власти. Полномочия правительства РФ в сфере прав человека.
35. институт уполномоченного по правам человека (омбудсмен)
36. роль прокуратуры в системе прав человека
37Международные
неправительственные
м/унар амнистия была создана в 1961 в Великобритании-объединяет представителей многих стран. Имеются отделения во многих странах. В 1989 присондинились нов члены. Имеет инф-е бюро в России, штаб кв. в Лондоне.
Осн. направление:помощь заключенным, особенно тем, чьи права гос-во нарушает
Цель организации: освобождение узников совести, т.е кот подвергаются преследованию
М/унар Красный крест 1919
Осн. задача: помогать жертвам вооруж-х конфликтов. Его представительство в Москве
38. Понятие и
классификация национальных
39Судебная форма защиты прав чел.
Яв-ся осн.формой защиты. Это право-важнейшее конст.право чел. Яв-ся гарантией всех др прав чел. Надежный механизм правовой защиты личности.Ст.45 К РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» согласуется с принципом правосудия на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство ст.10 ВДПЧ 1948.
Особенность:наиболее регламентированный способ защиты, т.к судопроизводство приспособлено защите любых прав человека.
Ст.46 КРФ:
*кажд. гарантируется суд-я защита его прав и свобод
*вправе обжаловать действ/бездейств органов гос. власти, МС, долж. лиц, обществ объед.
*право обращаться в межгос-е органы защиты прав и свобод чел, если исчерпаны все внутрегос-е методы защиты
Др. способы защиты: МС, обществ объед, самозащита, м/унар правовая, др орг. гос. вл.
Осн. черты судебной защиты:
*неограниченнос
*судебной защите подлежат все без искл. Права и свободы
*Конст. Суд может обжаловать действия всех гос. оганов
Система судов РФ:1)Общей юрисдикции;2)военные суды;3) Конст.суд;4)Арбитражные суды;5)Арб.суды субъектов РФ;6)Судебная палата по инф-м сборам;7) Суды субъектов РФ.
В 1991 была принята концепция суд.реформы. Предусматривает решения задач : создание независ суд.власти;отправление правосудия на основе равноправия сторон;освобожд. Суда от несвойств-х ему ф-й;участие граждан в отправлении правосудия(суд присяж.засед);обеспечения граждан квалиф-й юр.помощью. ФЗ «О статусе судей»1992.
Осн.принципы:запрет заниматься предприн деят-ю;др оплач-й деят-ю, кроме преподавательской и иной оплачиваемой деят-ю.
40 Роль КС в сфере защиты прав человека
ФЗ «О КС РФ»1994
Это самостоятельная ветвь власти.
Цели КС РФ:1)защита основ конст. строя;2)защита осн. Прав и свобод чел. И гражданина;3)обеспечение верховенства прямого действия Конст.
Полномочия КС:1)не может действовать по собств инициативе;2)право толкования конст;)проверка конст-ти закона применяемого судами в конкр. деле по жалобам граждан и обращений судов;3)разрешает споры о компитенции м/у фед орг. гос власти; м/у орг. гос. вл. РФ и ее субъектов.
Принципы:независимость;
Рассмотрение дела
1)Пленарное заседание:1)
2)Палаты 10 и 9:1)соответствие К РФ ФЗ РФ, актов президента РФ; правительства РФ. Законов субъетов.2)рассматривает жалобы на наушение прав и свобод граждан:3) договр м/у субъектами РФ3)м/унар договр не вступивший в силу
Производство по делу КС РФ:
Обращение граждан(запросы,ходатайства,
Поводоснованияк
рассмотрению:1)обращение;2)
41. гарантии реализации прав и свобод. Общие и спец.гарантии
42. история развития
межгосударственного
43. понятие, содержание и особенности международной защиты прав и свобод человека.
44. концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека
45. международные соглашения в области прав человека: классификация, общая хар-ка. Международный билль о правах человека.
46Всеобщая Декларация прав человека 1948
10 дек День прав человека
Сост из преамбулы, 3 частей и 30 статей.
Ст.1-философские предпосылки декларации .признается естественный хар-р прав человека.
Ст.2-осн принцип, а именно равенства отсутствия дискриминации
Ст.3-право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Ст.4-21-продолжается перечень важных гражд, полит прав(свобода от рабства, пыток, право на признание правосубъектности человека, свобода задержания передвижения, собрания, мирных ассоциаций)
Ч.2ст.22-27-излагаются экон, соц и культурные права(право на труд, отдых, образование)
Ч.3с.28-30-каждый чел. имеет право на м/унар-й порядок реализации прав (ст.29 ограничения могут быть установлены лишь законом в опред. ситуациях)
С.30-содержит особо важное положение, акцентирует внимание на том, что гос-во, группа лиц или отд. личности не могут совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, провозглашенных в декларации.
Декларация носит
47. ответственность государств за нарушения прав личности.
48. международная
уголовная ответственность физ.
49) Международные
процедуры как способ
М/унар-ми соглашениями по правам чел.складываются юр. обязательства гос-ва предоставить ряд прав и свобод. Гос-ва должны сотрудничать друг с другом в сфере обеспечения м/у обязательств. Меры обеспечения(содействия) обязательств по правам человека:
*ср-ва разрешения споров
*м/унар уг отв-ть юр.лиц за грубое нарушение норм о правх человека
М/унар-е процедуры:
*рассмотрение компетентными м/унар органами докладов гос-в.
*рассмотрение этими органами жалоб, петиций граждан или групп на нарушение их прав
*расследование ситуаций касающихся нарушения прав.
Рассмотрение докладов
Обязанность предоставления доклада о выполнении обязательств по дог-у распр-ся только на участников декларации.
Гл. цель- выяснить степень осуществления опред прав. Решается задача оказания содействия гос-ву. По итогам рассмотрения докладов выносятся рекомендации. Они не касаются принятия спец. мер, выражают идеи общих рекомендаций. Доклады рассматриваются комитетом по правам человека.
Рассмотрение жалоб,петиций
Право на подачу жалобы возникает тогда, когда гос становится участником.
Петиции:1)мнения (сообщения физ лица, кот содержит опред. Инф о нарушении прав. Она не связано с обязанностью рассмотрения его по существу. Организ может принять, рассмотреть либо отклонить.В период организ –и ООН их рассматр Комисия по правам чел. В 2005 ООН приняло решение о создании Совета по правам человека.2)жалобы(влечет за собой обязанность м/унар организации рассмотреть ее(напр, м/унар пакт о гражд и полит правах)
Квазисудебные органы: Комитет по правам чел; Комитет по ликвид. расовой дискриминации; Комитет против пыток; Комитет против инвалидов; Комитет защиты от пыток; Комитет по ликвидации дискриминации женщин.
Он выносит не юр. акты, а соображения, кот носят рекомендательный хар-р.
50Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав человека (условия приемлемости жалобы, процедура рассмотрения жалоб)
Процедура рассмотрения индив. жалоб сост. из 2 стадий:
1)установление приемлемости
2)рассмотрение дела по существу
Вначале необходимо, чтобы до подачи жалобы она прошла все уровни нац. защиты. Индивид. Жалоба яв-ся неприемлемой, если она уже рассматривалась в др. м/унар органе..Заявление не д.б анонимным, не д.б явно необоснованным, не д.б несоотносимым с положениями данного договора.
Обычно м/унар. соглашение не устанавливает сроков исковой давности. ЕКПЧ-уст-т 6 месячный срок, кот исчисляется со дня вынесения нац. органа окончательного решения.
Если жалоба признается приемлемой , она передается соотв. гос-ву. Автору жалобы предоставляется доп.возможность направить инф-ю разъяснению гос-ву. При этом соблюдается принцип равенства. Автор не обязательно д.б гражданином этого гос-ва, но в момент предполагаемого нарушения должен находиться под юрисдикцией гос-ва.
После рассмотрения дела по существу м/унар орган выносит решение-суд орган либо соображение-несуд орган.
Состязательный процесс включает уст и письм. Судопроизводство.
Слушание яв-ся публичным. Решение суда окончательным и обязательным. Органы правомочны исчислять ущерб, причиненный лицу. Судебное решение гарантирует объективность.
51Процедура рассмотрения жалоб в ЕС по правам человека.
Европейский Суд представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.
Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию.
Суд
рассматривает жалобы только против
действий или решений государственных
органов власти и не принимает
жалобы, направленные против частных
лиц или государственных
52. Конвенционные органы – комитеты, занимающиеся вопросами рассмотрения жалоб на нарушение прав человека