Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы социологии".
Он предложил разработать «социальную физику» или «социологию». Она должна так же как и естественные науки быть объективной, проверяемой, общепризнанной, при этом социология ставилась им над естественными науками.
Социология у него состояла из социальной статистики (изучает существующую структуру общества) и социальной динамики (изучает процесс социальных изменений).
По мнению Конта социология должна была противопоставить революционным теориям позитивную теорию эволюционного развития общества.
По его мнению, в основе развития человеческого общества лежит прогресс знаний. Он выделял 3 стадии в развитии общества и знаний:
1. теологическая, которая охватывает древний мир и ранее средневековье (до 1300г.). в основе развития – религиозные представления, вера в Бога.
2. метафизическая (до 1800г.) проходит постепенное ослабление религиозного влияния и освобождение от него, но знание носит еще абстрактный характер.
3. позитивная характеризуется овладением человечеством наукой и использование ее для развития общества (гармонического)
Конт начал разрабатывать и методологию научного познания в социологии.
Он предложил отказаться от идеологии врожденных истин. Наука должна опираться только на факты.
В качестве методов научного познания использовать наблюдение, опрос, документы, исторический метод.
27. Программа
и план в социальном
Для всех видов исследований существуют общие принципы их организации и проведения. Они включают в себя наличие программы и плана.
Программа состоит из 2 основных разделов:
1. методологического
2. процедурного
методологический раздел включает:
1. формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования
проблема – осознанное противоречие
объект исследования – любой социальный процесс, коллектив, то на что направлен процесс познания
предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, то, что подлежит непосредственному изучению
2. определение цели
и постановка задач
3. предварительный системный анализ объекта исследования
4. развертывание рабочей гипотезы
гипотеза – логически обоснованное предположение.
Она является основным инструментом творческого поиска исследования. Она позволяет интерпретировать полученные факты.
В ходе исследования гипотеза либо подтверждается, либо уточняется, либо опровергается
5. уточнение и интерпретирование основных понятий.
Понятия должны быть однозначно
толкуемы. Для этого существует процедура
операционализации сложных
6. выбор методов исследования (анализ документов, опрос и др.)
процедурный раздел программы включает в себя:
1. принципиальный (стратегический) план исследования
2. система выборки единиц наблюдения. Проведение исследования требует соблюдения его репрезентативности, т.е. представительности выборки.
Весь объект исследования называется генеральной совокупностью. Если генеральная совокупность достаточно мала, то проводится сплошное исследование.
Но чаще всего мы имеем дело с большими группами. В таком случае прибегают к выборочному методу на основе изучения некоторой части генеральной совокупности, которую называют выборочной совокупностью или выборкой.
Выборка бывает вероятностной (случайной) и целенаправленной (неслучайной).
Вероятностная выборка проводится либо по принципу лотереи, либо с помощью определенного интервала.
Целенаправленная выборка используется тогда, когда структура генеральной совокупности хорошо известна.
Самой распространенной ее разновидностью является квотированная выборка. Она строится в виде кват или пропорций по основным изучаемым признакам (пол, возраст, профессия и др.)
Если величина генеральной совокупности свыше 5000 чел., то достаточный объемный выбор 10% ее состава, но не более 2-2,5 тыс. респондентов.
3. основные процедуры сбора и использования исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом. В нем заключены основные процедурные мероприятия. Он позволяет определить затраты времени, сил, средств.
План состоит из 4-х разделов:
1) включает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и социологического инструментария. Сюда входят формирование и подготовка группы сборщиков информации.
2) включает организационные и методические виды работ, т.е. что надо сделать, где и когда, в какие сроки.
3) посвящен операциям, связанным с обработкой собранной информации, сколько специалистов ВЦ необходимо задействовать
4) включает виды работ,
связанных с анализом
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов
Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.
Причины:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе.
Функции:
1. разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
2. Коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы.
3. Консолидирующая. Это происходит тогда когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.
Конфликт может носить негативный характер, дестабилизировать отношения в соц системах, разрушать соц общности и групповое единство.
Субъектом является отдельный человек или соц группа способные создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании
Этот метод нельзя называть строго социологичным. Он пришел из психологии. Он часто используется для изучения ожидаемого эффекта рекламы, либо её проекта.
Он может быть применен для пилотажной проверки ряда гипотез по ранее неизвестным для населения новым явлением.
Идея этого метода основана по гипотезе, что при помощи анкет и интервью «снимается идеологический срез массового сознания», ориентируемого на идеалистические штампы, на стандарты общественных норм.
Подобная информация не может быть использованы для измерения воздействия на эмоции личности рекламой конкретных видов товаров и услуг.
Чтобы информация была оценена адекватно потребителем необходимо эту оценку очистить от идеологического фона и попытаться получить от респондента оценку на уровне «подсознательного».
Это может быть достигнуто при соблюдении ряда правил:
Минимальная длительность дискуссии -50-70 мин, а максимальная –1,5-2 час
Количество групп и их состав зависит от задач исследования. Их число колеблется от 2 до 8. В качестве критериев формирования групп выступают пол, род занятий, этническая, конфессиональная принадлежность респондентов.
Дискуссию в фокус-группе
ведёт опытный психолог-
Дискуссия проводится по
заранее подготовленному
30. Обработка,
анализ и использование
Анализ полученных данных начинается с контроля за качеством заполняемого инструментария. Выявляется правильность ответов на вопросы. При исправлении каждого 3-его ответа. Анкету лучше не готовить к машинной обработке.
Если респондент не ответил на 10-15% основных ответов, анкета допускается на обработку в ЭВМ. Дальше массив документов передается на кодирование.
Анализ первичной информации заключается в её обобщении. При опросе 60-70 человек, обработку анкет можно проводить вручную. Предел для ручной обработки – 100-200 анкет.
Для обобщения используют школу измерений, т.е. учет интенсивности ответов. Для этого используют номинальные ранговые и интервальные шкалы.
Наиболее простой формой обобщения первичного материала является группировка. Для этого выдвигают существенные признаки, и респондент зачисляется в ту или иную группу. Выбор признака группы определяется задачами социального исследования и его гипотезами.
Затем наступает очередь интерпретации данных. Общая логика её состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают как социологические данные. Они несут определенную смысловую нагрузку.
Итоги анализа полученной информации отражаются в отчете о проведенном социологическом исследовании. Он создает информацию, интересующую заказчика, научные выводы и рекомендации.
Первый раздел отчета включает обоснование актуальности проблемы и характеристику исследования.
Во втором – дается характеристика объекта исследования.
Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение отчета создает практические рекомендации.
31. Социальный статус и его виды
Личность – единичный человек как система устойчивых свойств, качеств, реализованных в социальных связях, отношениях, институтах, культуре.
Индивид – единичный человек как биосоциальное существо.
Каждый человек выполняет
в обществе определенные функции. Для
выполнения функций его наделяют
определенными правами и
Функции индивида и вытекающие из них права и обязанности определяют его социальный статус.
Социальный статус – позиция, ранг, занимаемый человеком в данном обществе или группе.
Каждый человек выполняет множество функций, соответственно, он имеет несколько статусов.
Особую роль играют генеральные или всеобщие статусы (статус человека гражданина, члена данного сообщества).
Статус можно приобрести от рождения (приписные статусы) – национальность, социальное происхождение, место рождения. Другие статусы приобретаются в ходе жизненной карьеры (достигаемые статусы).
В закрытых сословных обществах статусы могут быть юридически зафиксированы (дворянин). Статусы могут носить формализованный и неформализованный характер (в зависимости от характера института).
Статусы образуют своеобразную иерархию. Выделение главного статуса определяет человека социально.
Ранжир статусов закрепляется в социальном престиже.
Престиж – иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре в общественном мнении.
Сама иерархия и престиж статусов в обществе складывается под влиянием 2-х факторов: