Сферный тип социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:18, доклад

Описание работы

Сферный подход в социальной политике - охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции деятельности государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».

Работа содержит 1 файл

К- Р Сферный тип С.П..docx

— 34.16 Кб (Скачать)

Политика субъектов Федерации  в области образования определяется как федеральным, так и региональным законодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная  структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Система образовательных учреждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Политика  в сфере культуры и досуга. На протяжении всех лет истории Советского Союза развитие культурно-досуговой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформулированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития. Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной. Напротив, государство выделяло значительные средства на создание и поддержание деятельности театров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бесплатно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельности был характерен только для нашей страны. Большинство государств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение между культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, информационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев  населения, включая бедные, также  является частью социальной политики современных государств. Активно организуются спортивные или художественные кружки на муниципальном или общинном уровне как форма социальной работы с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в  последнее десятилетие к культурно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок, поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использования отпуска. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура  проведения свободного времени. Люди старших  возрастных групп (40 лет и выше) стали  тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приобретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т.д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок и т.д.), домашние настольные игры, дневной сон и т.д.

У лиц в возрасте от 16 до 30 лет включительно остаются популярны  спортивные соревнования, дискотеки, клубы  по интересам, бары, кафе и другие развлекательные  ресурсы. Снизилось количество молодых  людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появился "зажиточный" слой молодежи и лиц среднего возраста в возрасте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлекательных заведений.

Уменьшение у большинства  населения экономических возможностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых Учреждений ведет к сокращению инфраструктуры отдыха в Целом.

Между тем рекреация относится  к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и групповых конфликтов.

Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени связана не только с экономикой, но также с идеологией социально-экономической направленности движения странны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и методов их достижения. Плановая экономика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоречие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показателями. Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную политику, обусловливающую предоставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Холостова Е. И. Социальная работа, учебное пособие 2-е издание; Москва «Дашков и К» 2005 год; стр. с 314 – по 324.
  2. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.: Инфра-М, 2004 год.
  3. Яременко С.Н., Подопригора С.Я., Бондаренко Т.А., Социология для технических вузов. – М., 2001год.

1 См.: Положение семей в Российской Федерации.

Обследование  доходов семей показало, что в  структуре их дохода заработная плата  составила менее половины, остальная  же часть складывалась из пособий, пенсий, а также из доходов, полученных от продажи собственности и личного имущества.

 

 


Информация о работе Сферный тип социальной политики