Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:17, доклад
Точное и однозначное употребление основных понятий - одно из главных требовании, предъявляемых к социологическим исследованиям. Категории брака и семьи являются самыми трудными для строгого определения. Во-первых, на их понимании и трактовке существенно сказываются традиции обыденного сознания и словоупотребления, не всегда совпадающие с научно-теоретическим. Во-вторых, и брак, и семья изучаются не только социологией, но и рядом других наук, что порождает множественность подходов к ним и, соответственно, более узкое или более широкое, более абстрактное или более конкретное их толкование.
Семья как социальный институт, как малая группа.
Точное
и однозначное употребление основных
понятий - одно из главных требовании,
предъявляемых к
Признавая правомерность и даже в известных пределах целесообразность всех этих подходов и толкований, мы не можем, однако, ограничиться лишь анализом их современного состояния, а должны хотя бы кратко рассмотреть историю вопроса.
В частности, в работах Маркса и Энгельса под семьей понимается в первую очередь общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде (обычаи, морали, религии и права) узаконенные обществом. Это, по сути дела, самое широкое определение семьи фиксирует лишь связь между браком и детопроизводством безотносительно к социальным формам, через которые оно осуществляется.
Что касается определения самого понятия семьи, то, по-видимому, надо говорить о различных научных школах и подходах. В российской социологии существует три — четыре одинаково правомерных подхода. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства. Историческое развитие ведет к превращению семьи и в социальную общность, и в социальный институт. В этих своих ипостасях семья рассматривается как элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим фактором ее единства и функционирования становятся социально-психологические связи, в которых находит выражение также природная основа супружества. При всем многообразии научных подходов современную семью можно определить как институционализированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей и их воспитание.
Под структурой
семьи в современной социологической
литературе подразумевается способ обеспечения
единства ее основных элементов, т.е. составляющих
ее половозрастных групп и отдельных лиц.
Характер семейной структуры определяется
в конечном счете социально-экономическими
условиями жизни. Изменения в составе,
структуре и функциях семьи являются неотъемлемой
и во многих отношениях основной частью
социокультурных различий на всем земном
шаре. Такие изменения отнюдь не легко
поддаются объяснению. По-видимому, не
существует однозначных связей между
социальным обликом семьи и социально-экономическим
и техническим развитием общества. Весьма
похожие типы семьи наблюдаются в совершенно
различных обществах, и наоборот. Хотя
нет сомнения в том, что общие социально-экономические
и технологические условия жизнедеятельности
оказывают глубокое влияние на форму семейной
организации.
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.
Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок–большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Отец
нужен семье не только для наказания
и воспитания, но и для помощи детям во
всех его делах, должен быть другом своему
ребенку
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...».
В
семейном общении очень важны
нравственные принципы, главным из
которых является - уважение другого,
его «я». Нередко, после трудного
трудового дня супруги