Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:58, контрольная работа
В Индии культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен, и это делает ее, пожалуй, самой удивительной страной современного мира. Еще одним подтверждением этому факту будет то, что в индийской культуре существует пять форм брака, и все они законны. О традициях бракосочетания в Индии и об отношениях между супругами в индийской семье рассказывает доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Яценко.
В Индии культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен, и это делает ее, пожалуй, самой удивительной страной современного мира. Еще одним подтверждением этому факту будет то, что в индийской культуре существует пять форм брака, и все они законны. О традициях бракосочетания в Индии и об отношениях между супругами в индийской семье рассказывает доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Яценко.
Многообразие законных форм брака в Индии
Сегодня мы немного поговорим о традиционной семье в Индии. Я сразу уточню, речь идет о доисламской Индии, о традиционной Индии, потому что сейчас третья часть населения Индии – мусульмане. Они появились там достаточно поздно, в последние века. А я буду говорить о людях, придерживающихся традиционных верований – буддизма, индуизма. И индийская традиция зародилась, конечно, до ислама. И она резко отличается от мусульманского права. Но дело не столько в религиях, сколько в традициях этой страны. В Индии допускалось уже более 2000 лет назад пять законных форм брака.
Это первая особенность, которая
бросается в глаза –
Другой вариант брака – этот брак обычный, принятый в Европе, по сговору, по предварительному сватовству с активным участием семей родителей. Этот брак был наиболее обычный, но, повторяю, недовольные этим вариантом брака могли допускать и другие варианты. Вот еще, скажем, такой необычный совершенно для нас вид брака, как брак с самопожертвованием, если угодно. Предположим, в семье какой-то человек тяжело заболел, и очень опытный врач, как правило, это был ученый жрец, который был заодно и медиком, брахман, вылечил человека от тяжелой и неизлечимой болезни. И в семье нечем заплатить за такое дорогое лечение. Тогда одна из дочерей в этой семье выходила за муж за этого врача. Собственно, ей даже никто не намекал, она сама подходила к родителям, зная, что такая ситуация возникала: Я хочу отблагодарить вас за то, что меня воспитали, отблагодарить человека, спасшего члена нашей семьи, и стать его женой.
Собственно говоря, автоматически подразумевалось, что такой брак будет счастливым, потому что хороший врач очень ценился, он получал хорошие гонорары. Кроме того в Индии считалось, что лечить может только человек высоконравственный. К самой должности врача были очень большие требования в обществе. Это должен был быть человек примерного поведения, не грешный, безусловно, и, разумеется, если он хороший врач, материально обеспечит семью: и жену, и детей. Это была безусловная во всех отношениях гарантия того, что супруг будет достойным. И сомнений особых у девушки в этом случае не было. Любовь возникала далеко не всегда, мы знаем, что любовь – это, скорее, искусство, настоящая любовь доступна далеко не каждому. Многие люди вступают в брак из страха одиночества, или потому что кто-то им советует что-то, от растерянности, потому что на них кто-то давит... это обычное дело во все времена. Любовь – это талант, и она доступна, конечно же, не каждому. То же самое было в Индии. И поэтому такой брак был очень и очень хорошим, он считался одной из лучших форм.
Еще один брак, менее приятный. Предположим, женщину в пьяном виде или во сне один мужчина изнасиловал. По индийским законам древним, в этом случае насильнику полагалась смертная казнь. Но у него был единственный шанс остаться в живых – во время суда он должен был на коленях умолять пострадавшую выйти за него замуж. И если девушка была добрая, она не хотела казни, пусть даже незнакомого человека, она могла смилостивиться и вступить в брак. Тем более если она была беременная и возникали определенные проблемы, с этим связанные. Конечно, такой брак был менее счастливым в среднем. Это были люди, случаем соединенные, но он считался, опять же, обществом абсолютно законным, совершенно оправданным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Взаимоотношения супругов в индийской культуре
То есть Индия допускает очень сложные, разнообразные подходы к браку. И это далеко не все. Важна сама модель взаимоотношения супругов. Каковы были их обязанности? В индийских древних средневековых текстах мы находим обычно такие утверждения: муж должен обязательно терпеть любые выходки жены. У мужчины и женщины в семье были совершенно разные стереотипы поведения. Мужчине предлагалось быть сдержанным, последовательно размышлять, рассуждать, контролировать свои поступки, планировать свою деятельность. Идеал поведения женщин был – эмоциональная раскованность. Женщина могла решать свои эмоциональные, психологические, вообще любые накопившиеся проблемы путем истерик, претензий к своему мужу, криков, ворчания. Муж обязан был все это героически терпеть. Основное утверждение индийских мудрецов прошлых веков: Муж должен терпеть и любить свою жену, даже если она имеет тысячу недостатков. Потому что таков обычай поведения женщин, и к этому надо привыкнуть. Вот это еще одна интересная особенность брака.
Далее, в индийском браке предполагалось, что женщина находится под полной защитой мужа. Имеется в виду не только финансовое покровительство, не только предоставление всего необходимого для жизни и супруги, и детей, но и психологическая защита. Это означало, что женщина не обязательно сидела дома, муж мог брать ее в гости, он мог ездить с ней, но всегда она была при нем или при ком-то из сыновей. Она не путешествовала одна. Как правило, гостей женщина принимала у себя дома. Она не показывалась лишний раз на людях, и это было не унижение женщины, это была максимальная ее защищенность в тогдашнем обществе, очень неспокойном, очень рискованном, полном всяких непредсказуемых ситуаций. Вот это еще одна любопытная деталь. То есть общение женщин между собой, общение с родственниками почти всегда происходило в семье.
И в современной Индии
мы наблюдаем такую картину: женщина
может получить прекрасное образование,
она может учиться в Оксфорде
или в Гарварде Американском, после
этого она, получив это прекрасное
образование, запирается в своем
доме, рожает детей и воспитывает
их. То есть для чего ей нужно хорошее
образование зарубежное? Для того,
чтобы хорошо воспитать своих
детей. Этого более чем достаточно
для того, чтобы ее муж и его
семья выложили огромные средства и
потратили много лет для
Отношение к сексу в индийской культуре
Следующий момент – это отношение к сексу. Индия – это страна, где секс воспринимался еще более естественно, чем в Китае. Он считался неотъемлемой частью жизни, более того, если бы мы сформулировали лозунг на современный манер древнего индийца, то он звучал бы так: Ни дня без секса! По данным современных исследователей, современный москвич, мужчина, занимается сексом раз в 2 недели, даже в молодом или среднем возрасте. То есть, прямо скажем, далеко не каждый день он балует женщину своим вниманием. В Индии это считалось преступлением. То есть ты обязан регулярно доставлять удовольствие себе и близкой женщине. Одна ли у тебя жена или их несколько, это совершенно не важно, ты обязан это делать. И вот это первое. Второе, в отличие от Китая, где достижение оргазма было совершенно необязательным, в Индии обязательное условие – достижение оргазма для обоих. То есть в Китае мужчина мог не обращать внимание на лежащую рядом с ним женщину, и думал о себе и о своем здоровье в самые интимные моменты. В Индии оба любящих, или супруги, в данном случае не важно, принципиальной разницы не было, состоят ли люди в браке, они были должны доставить максимальное сексуальное удовольствие друг другу.
Поэтому Индия – это классическая страна ласк очень разнообразных, интимных ласк, предварительной подготовки очень длительной непосредственно к сексу. И это было совершенно обязательным. Скажем, классификация объятий, поцелуев – невероятно сложная, это десятки вариантов их, и оба любящих должны были овладеть этими техниками помимо всего прочего. Само отношение к сексу базировалось на том, что совокупление людей воспринималось, как повторение действий богов. Поэтому оно не могло быть чем-то плохим, неприличным, в отличие от христианства, так вопрос никогда не ставился. Это повторение богоугодных деяний божеств. Более того, на стенах храмов средневековой Индии постоянно мы могли бы видеть изображения совокупления богов и богинь, духов различных – нагов, якши и других. И в Индии не надо было проводить лекции по сексуальному воспитанию для детей, все было наглядно, они были на улице, ходили в храмы и все эти изображения видели.
Кроме того, в Индии уделялось
огромное внимание сексуальному внешнему
виду обоих супругов, особенно молодых
женщин, достаточно сказать, что одежда,
дхоти, которая укрывала нижнюю часть
тела или более позднее сари женское,
возникшее в средневековье, –
это одежда, которая после каждого
купания, а купались в Индии регулярно,
плотно облегала тело. Эта одежда из
очень легкой ткани, и облик ее
был необычайно эротичен. Вот это
еще одна особенность Индии, которая
делает сексуально женщин привлекательными.
В Индии существовало очень много
текстов, которые предназначались
для любящих. Камасутра – это
всего лишь один из многих таких
текстов, ставших популярным в силу
ряда причин в Европе. Он был далеко
не единственным. И также в Индии
допускалось определенное отрешение
от супружеских обязанностей. В Индии
очень ценилось отшельничество и
ценилось уход в джунгли, скажем, уход
в горы для достижения духовного
самосовершенствования. Это мог
делать и супруг, это могла делать
и супруга. В таком случае брак
не то чтобы распадался, он приостанавливался
на какое-то время. Но вот что интересно,
отношение к сексу в
Например, мы привыкли считать, что в христианстве отшельник – это человек, который уходит от мира, и он запирается в монастыре или уходит вообще далеко от человеческого жилья, и он постится, молится, отказывается от всех удовольствий житейских. В Индии никогда вопрос так не стоял, поскольку секс считался столь же необходим, как и вода, например, ежедневно, то отшельник очень часто, живущий в дремучем лесу, он считался строгим отшельником, постником, но при нем жило несколько женщин, которые оказывали ему сексуальные услуги, помогали вести хозяйство. И от этого он не переставал отшельником считаться. Считалось, как нельзя без воды и еды всем прожить, так нельзя и без секса. В Индии важнейшим элементом любовных и супружеских отношений было обожествление сексуальной энергии, сексуальной потенции, и особым образом организованного секса, регулярного, доставляющего обоим удовольствие. Это было основой и семьи, и любых стабильных любовных отношений. И в этом смысле Индия уникальна, и она является примером для современного общества, в том числе и западного.