Семья в Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

В Индии культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен, и это делает ее, пожалуй, самой удивительной страной современного мира. Еще одним подтверждением этому факту будет то, что в индийской культуре существует пять форм брака, и все они законны. О традициях бракосочетания в Индии и об отношениях между супругами в индийской семье рассказывает доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Яценко.

Работа содержит 1 файл

семья в индии.docx

— 18.30 Кб (Скачать)

В Индии культурная и религиозная  традиции не прерывались с древнейших времен, и это делает ее, пожалуй, самой удивительной страной современного мира. Еще одним подтверждением этому  факту будет то, что в индийской  культуре существует пять форм брака, и все они законны. О традициях  бракосочетания в Индии и об отношениях между супругами в индийской  семье рассказывает доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович  Яценко.

Многообразие законных форм брака в Индии 

 

Сегодня мы немного поговорим  о традиционной семье в Индии. Я сразу уточню, речь идет о доисламской  Индии, о традиционной Индии, потому что сейчас третья часть населения  Индии – мусульмане. Они появились  там достаточно поздно, в последние  века. А я буду говорить о людях, придерживающихся традиционных верований  – буддизма, индуизма. И индийская  традиция зародилась, конечно, до ислама. И она резко отличается от мусульманского права. Но дело не столько в религиях, сколько в традициях этой страны. В Индии допускалось уже более 2000 лет назад пять законных форм брака.

 

Это первая особенность, которая  бросается в глаза – многообразие форм брака. Все они считались  юристами одинаково законными. Но все  зависит от обстоятельств, в которых  брак оформляется. А жизненные обстоятельства, как мы понимаем, бесконечно разнообразны. Поэтому законные формы брака (в  доиндустриальном мире это была большая  редкость) была такая: родители не дают согласия на брак влюбленных, юноши  и девушки. Они убегают и где-то прячутся, у знакомых какие-то или  вообще в чужих краях. Через год  или два они возвращаются на родину. К тому времени они успевают породить 1-2 детей, и родители вынуждены смириться. Такой брак бегством и по любви  назывался брак по закону гандхарвов, то есть небожителей, героев мифов и  легенд, которые ославили себя вольными нравами. Но этот брак юристы задним числом немедленно признавали законным, как  только беглецы возвращались на родину, по первому их заявлению и заявлению  смирившихся с положением родителей. В других странах этот брак ни в  коем случае не считался законным.

 

Другой вариант брака  – этот брак обычный, принятый в  Европе, по сговору, по предварительному сватовству с активным участием семей  родителей. Этот брак был наиболее обычный, но, повторяю, недовольные этим вариантом  брака могли допускать и другие варианты. Вот еще, скажем, такой  необычный совершенно для нас  вид брака, как брак с самопожертвованием, если угодно. Предположим, в семье  какой-то человек тяжело заболел, и  очень опытный врач, как правило, это был ученый жрец, который был  заодно и медиком, брахман, вылечил  человека от тяжелой и неизлечимой  болезни. И в семье нечем заплатить  за такое дорогое лечение. Тогда  одна из дочерей в этой семье выходила за муж за этого врача. Собственно, ей даже никто не намекал, она сама подходила к родителям, зная, что  такая ситуация возникала: Я хочу отблагодарить вас за то, что меня воспитали, отблагодарить человека, спасшего члена нашей семьи, и  стать его женой.

 

Собственно говоря, автоматически  подразумевалось, что такой брак будет счастливым, потому что хороший  врач очень ценился, он получал хорошие  гонорары. Кроме того в Индии считалось, что лечить может только человек  высоконравственный. К самой должности  врача были очень большие требования в обществе. Это должен был быть человек примерного поведения, не грешный, безусловно, и, разумеется, если он хороший  врач, материально обеспечит семью: и жену, и детей. Это была безусловная  во всех отношениях гарантия того, что  супруг будет достойным. И сомнений особых у девушки в этом случае не было. Любовь возникала далеко не всегда, мы знаем, что любовь – это, скорее, искусство, настоящая любовь доступна далеко не каждому. Многие люди вступают в брак из страха одиночества, или потому что кто-то им советует что-то, от растерянности, потому что  на них кто-то давит... это обычное  дело во все времена. Любовь – это  талант, и она доступна, конечно  же, не каждому. То же самое было в  Индии. И поэтому такой брак был  очень и очень хорошим, он считался одной из лучших форм.

 

Еще один брак, менее приятный. Предположим, женщину в пьяном виде или во сне один мужчина изнасиловал. По индийским законам древним, в  этом случае насильнику полагалась смертная казнь. Но у него был единственный шанс остаться в живых – во время  суда он должен был на коленях умолять  пострадавшую выйти за него замуж. И  если девушка была добрая, она не хотела казни, пусть даже незнакомого  человека, она могла смилостивиться и вступить в брак. Тем более  если она была беременная и возникали  определенные проблемы, с этим связанные. Конечно, такой брак был менее  счастливым в среднем. Это были люди, случаем соединенные, но он считался, опять же, обществом абсолютно  законным, совершенно оправданным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Взаимоотношения супругов в  индийской культуре 

 

То есть Индия допускает  очень сложные, разнообразные подходы  к браку. И это далеко не все. Важна  сама модель взаимоотношения супругов. Каковы были их обязанности? В индийских  древних средневековых текстах  мы находим обычно такие утверждения: муж должен обязательно терпеть  любые выходки жены. У мужчины  и женщины в семье были совершенно разные стереотипы поведения. Мужчине  предлагалось быть сдержанным, последовательно  размышлять, рассуждать, контролировать свои поступки, планировать свою деятельность. Идеал поведения женщин был –  эмоциональная раскованность. Женщина  могла решать свои эмоциональные, психологические, вообще любые накопившиеся проблемы путем истерик, претензий к своему мужу, криков, ворчания. Муж обязан был  все это героически терпеть. Основное утверждение индийских мудрецов прошлых веков: Муж должен терпеть  и любить свою жену, даже если она  имеет тысячу недостатков. Потому что  таков обычай поведения женщин, и  к этому надо привыкнуть. Вот это  еще одна интересная особенность  брака.

 

Далее, в индийском браке  предполагалось, что женщина находится  под полной защитой мужа. Имеется  в виду не только финансовое покровительство, не только предоставление всего необходимого для жизни и супруги, и детей, но и психологическая защита. Это  означало, что женщина не обязательно  сидела дома, муж мог брать ее в гости, он мог ездить с ней, но всегда она была при нем или  при ком-то из сыновей. Она не путешествовала одна. Как правило, гостей женщина принимала у себя дома. Она не показывалась лишний раз на людях, и это было не унижение женщины, это была максимальная ее защищенность в тогдашнем обществе, очень неспокойном, очень рискованном, полном всяких непредсказуемых ситуаций. Вот это еще одна любопытная деталь. То есть общение женщин между собой, общение с родственниками почти всегда происходило в семье.

 

И в современной Индии  мы наблюдаем такую картину: женщина  может получить прекрасное образование, она может учиться в Оксфорде или в Гарварде Американском, после  этого она, получив это прекрасное образование, запирается в своем  доме, рожает детей и воспитывает  их. То есть для чего ей нужно хорошее  образование зарубежное? Для того, чтобы хорошо воспитать своих  детей. Этого более чем достаточно для того, чтобы ее муж и его  семья выложили огромные средства и  потратили много лет для достижения этой цели. То есть образование вовсе  не самоцель. Оно не преследует цели какого-то абстрактного духовного самосовершенствования, цель – воспитание детей. Вот это  еще одна интересная особенность  брака в Индии.

Отношение к сексу в  индийской культуре 

 

Следующий момент – это  отношение к сексу. Индия –  это страна, где секс воспринимался  еще более естественно, чем в  Китае. Он считался неотъемлемой частью жизни, более того, если бы мы сформулировали лозунг на современный манер древнего индийца, то он звучал бы так: Ни дня  без секса! По данным современных  исследователей, современный москвич, мужчина, занимается сексом раз в 2 недели, даже в молодом или среднем  возрасте. То есть, прямо скажем, далеко не каждый день он балует женщину своим  вниманием. В Индии это считалось  преступлением. То есть ты обязан регулярно  доставлять удовольствие себе и близкой  женщине. Одна ли у тебя жена или  их несколько, это совершенно не важно, ты обязан это делать. И вот это  первое. Второе, в отличие от Китая, где достижение оргазма было совершенно необязательным, в Индии обязательное условие – достижение оргазма  для обоих. То есть в Китае мужчина  мог не обращать внимание на лежащую  рядом с ним женщину, и думал  о себе и о своем здоровье в  самые интимные моменты. В Индии  оба любящих, или супруги, в данном случае не важно, принципиальной разницы  не было, состоят ли люди в браке, они были должны доставить максимальное сексуальное удовольствие друг другу.

 

Поэтому Индия – это  классическая страна ласк очень разнообразных, интимных ласк, предварительной подготовки очень длительной непосредственно  к сексу. И это было совершенно обязательным. Скажем, классификация  объятий, поцелуев – невероятно сложная, это десятки вариантов их, и  оба любящих должны были овладеть этими техниками помимо всего  прочего. Само отношение к сексу  базировалось на том, что совокупление людей воспринималось, как повторение действий богов. Поэтому оно не могло  быть чем-то плохим, неприличным, в отличие  от христианства, так вопрос никогда  не ставился. Это повторение богоугодных  деяний божеств. Более того, на стенах храмов средневековой Индии постоянно  мы могли бы видеть изображения совокупления богов и богинь, духов различных  – нагов, якши и других. И в  Индии не надо было проводить лекции по сексуальному воспитанию для детей, все было наглядно, они были на улице, ходили в храмы и все эти  изображения видели.

 

Кроме того, в Индии уделялось  огромное внимание сексуальному внешнему виду обоих супругов, особенно молодых  женщин, достаточно сказать, что одежда, дхоти, которая укрывала нижнюю часть  тела или более позднее сари женское, возникшее в средневековье, –  это одежда, которая после каждого  купания, а купались в Индии регулярно, плотно облегала тело. Эта одежда из очень легкой ткани, и облик ее был необычайно эротичен. Вот это  еще одна особенность Индии, которая  делает сексуально женщин привлекательными. В Индии существовало очень много  текстов, которые предназначались  для любящих. Камасутра – это  всего лишь один из многих таких  текстов, ставших популярным в силу ряда причин в Европе. Он был далеко не единственным. И также в Индии  допускалось определенное отрешение  от супружеских обязанностей. В Индии  очень ценилось отшельничество и  ценилось уход в джунгли, скажем, уход в горы для достижения духовного  самосовершенствования. Это мог  делать и супруг, это могла делать и супруга. В таком случае брак не то чтобы распадался, он приостанавливался  на какое-то время. Но вот что интересно, отношение к сексу в традиционной Индии меняло и само отношение  к религиозному отшельничеству.

 

Например, мы привыкли считать, что в христианстве отшельник  – это человек, который уходит от мира, и он запирается в монастыре  или уходит вообще далеко от человеческого  жилья, и он постится, молится, отказывается от всех удовольствий житейских. В Индии  никогда вопрос так не стоял, поскольку  секс считался столь же необходим, как  и вода, например, ежедневно, то отшельник  очень часто, живущий в дремучем лесу, он считался строгим отшельником, постником, но при нем жило несколько  женщин, которые оказывали ему  сексуальные услуги, помогали вести  хозяйство. И от этого он не переставал отшельником считаться. Считалось, как нельзя без воды и еды всем прожить, так нельзя и без секса. В Индии важнейшим элементом  любовных и супружеских отношений  было обожествление сексуальной  энергии, сексуальной потенции, и  особым образом организованного  секса, регулярного, доставляющего  обоим удовольствие. Это было основой  и семьи, и любых стабильных любовных отношений. И в этом смысле Индия  уникальна, и она является примером для современного общества, в том  числе и западного.


Информация о работе Семья в Индии