Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:40, реферат

Описание работы

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 52.71 Кб (Скачать)

Подобные вопросы  даже не возникали в головах членов патриархальной семьи, и так понятно  было всем, что отец – глава. Материальное и социальное положение отца определяли уклад семьи – сколько времени  может уделять мать детям, нужно  ли ей работать, есть ли возможность  у детей получить образование. Исходя из этого, статус отца в семье всегда был достаточно высок – ведь он принимал все решения, связанные  с благополучием семьи, определял  профессии детям, решал вопросы  о замужестве и женитьбе, которые  временами отменялись или перерабатывались хитрой женской дипломатией. Но главное  в том, что отец определяет стратегию, направление жизни и развития семьи, а женщина – тактику.

Современные женщины совмещают семейные и профессиональные обязанности, по этому роль мужчины в семье стала более размыта, в отличие от прежних времен. Мужчина по-прежнему приносит доход в семью, одна его вес уже не так значим. И по этому складывается впечатление, что отец в семье не только не очень важен, но и не особо нужен. В некоторых психологических кругах стало модным определение того, что мужчина полезен только при оплодотворении, а как социальная единица – бесполезен.

Никто не сомневается  в том, что есть потребность в  мужчине для продолжения рода, и как добытчик и защитник для  семьи, но далеко не все знают важность влияния отца на воспитание личности ребенка. Особенно актуально задуматься над этим при расставании родителей. По этому делаем акцент на том, что ни отчим, ни дедушка, ни какой-либо другой родственник не заменит отца, не зависимо от того, как сложатся отношения после распада семьи. Отец может не принимать участие в семейном воспитании ребенка, но он обязательно должен быть.

Приходилось ли вам когда-то слышать от ребенка  причудливые рассказы о походах, рыбалках, различных мероприятиях с  отцом, которых никогда не было, но которые ребенок желает видеть в  равнодушном родителе? Это может  означать только одно – в бессознательной  душе ребенка всегда есть место для  отца. Для ребенка будет лучше, если заместитель не займет это место.

В чем заключаются  духовные и социальные потребности  малыша, которые он должен получать от отца?

В первую очередь  это потребность в любви и  защите. Один из источников нервного расстройства у детей – это отсутствие защиты от внешнего мира. Ни для кого не секрет, что дети любят хвастаться перед  сверстниками силой, профессией отца, это и повышает статус ребенка  перед одногодками. Дети хотят, чтобы  все видели, что у него есть защита, что он не одинок в этом мире. В  жестоких детских коллективах наличие  отца придает более весомый статус, чем просто наличие матери. Отношение  ребенка к миру и окружающим зависит  от количества получаемой любви в  семье.

Еще одна потребность  – это авторитет. В обществе людей, как и в обществе животных, существует инстинкт стаи, как отметил знаменитый этолог Конрад Лоренц. Это значит, что  должен быть обязательно вожак –  главенствующий авторитет. Не смотря на распространенное мнение, дети не сильно стремятся к самостоятельности и свободе, потому что еще не в состоянии ею распорядится для своего блага, у детей есть потребность в том, чтобы кто-то их оберегал, заботился о них, брал на себя ответственность за их благополучие. Самый сильный аргумент в детских спорах – «А мой папа говорит!»

Кроме всего  прочего, у ребенка должен быть образец  как «женственного» поведения, так  и «мужественного». В этом их потребность. Если у вас девочка, то она старается  быть такой женственной, как мама. Но главным критерием успешности вашей дочери будет оценка отца, потому что она смотрит на то, как относится отец к матери и  сколько внимания уделяет. Это первый важный мужчина в жизни вашей  дочери.

Если в семье  растет сын, то он смотрит на отца и  старается быть похожим, а также  осознает важность того, как хорошо быть великодушным и мужественным, брать на себя ответственность и  осознавать важность и последствия  своих поступков. Мужественность заключается  в том, чтобы брать на себя самое  важное и сложное и осознавать это. И одновременно ребенок наблюдает  за мамой, за тем, что женщина может  быть слабой, принимать решения отца и не бороться с ним за власть, слушаться мужчину.

Еще одна важная роль отца в воспитании ребенка состоит  в том, что в отце сын может  узнать будущего себя, таким, какой  он нравится маме, а когда смотрит  на мать, то смотрит еще и глазами  отца. В случае ухода отца из семьи, ребенок уже не будет иметь  такое богатое представление  о мире и себе, как оно могло  бы быть с отцом. Это можно сравнить с калейдоскопом, в котором должно быть три зеркала, но пропало одно и осталось всего два. Он все равно  будет забавлять, но узоры уже  будут намного проще и не такими интересными.  
 
 

4 вопрос. Каждый тип брака тесно связан с уровнем развития общества. Патриархальное общество трудно представить без патриархального брака, с его установившимся и освященном веками порядком, многодетностью, поверхностными отношениями между мужчиной и женщиной.Современное общество, в первую очередь речь идет о странах Запада, о бизнес-сообществе в России, безусловно, тяготеет к равному браку, с эмансипацией женщин, феминизацией мужчин, падением интереса к воспитанию детей. Общество будущего, которое еще только создается, скорее всего, отдаст предпочтение духовному браку, в котором на первое место выйдет творческое содружество мужчин и женщин. Однако будущее еще только формируется, и пока духовный брак с его обособленностью от общества выглядит преждевременным. И только романтический брак в любые времена одинаково! уместен и столь же одинаково не типичен.

Изучая проблемы равного брака, мы получим достаточно точное описание современного института  семьи, сумеем объяснить тот кризис, в который угодил весь современный  цивилизованный мир, а вслед за ним  и все мы.

Итак, речь пойдет о браке, в котором встречаются  мужчина и женщина, обладающие принципиально  различными подходами к организации  внешней стороны бытия, но зато с  одинаковым типом мышления, одним  стилем ведения дел. Отсюда вытекает главная стратегическая линия брака  — минимальный интерес к бытовым  вопросам, с одной стороны, и налаживание  эмоциональных, интеллектуальных, деловых  контактов — с другой. Все, что  было так важно в патриархальном браке, — порядок, разделение труда  на мужской и женский, четкий режим  дня, наличие многочисленной домашней утвари, огромные запасы провианта и т. д. и т. п., все это теперь не так уж важно, все это мешает, отвлекает от главного — постоянного напряженного выяснения отношений.

Для любого другого  брака мощное и нелицеприятное выяснение  отношений было бы губительно, но в  равном браке оно не приводит к  ухудшению, а сплошь и рядом даже полезно. Можно ругаться, можно ссориться, хотя лучше всего, конечно, просто обсуждать  различные проблемы, а еще лучше  — обсуждать подробности какого-нибудь совместного дела, скажем бизнеса  или политических мероприятий. У  большинства удачливых современных  политиков брак именно равный. Помогает равному браку обстановка обоюдной заряженности супругов на внешние дела, в ущерб внутреннему благоустройству  семейной жизни.

Еще недавно  мы и помыслить не могли о том, чтобы выйти из стереотипов патриархального  брака. В семье Должен быть глава, он же кормилец и добытчик. Должен быть налажен быт, свое, домашнее, и дешевле, и вкуснее, и полезнее. Ну и наконец, что за семья без детей... Равный брак не только подвергает эти стереотипы сомнению, но попросту отрицает их.

Начнем с того, что зарплаты мужа стало не хватать  на возросшие потребности семьи, жене пришлось идти работать. Потом (или одновременно) вполне привычным стало женское высшее образование. Никого уже не удивляет тот факт, что женщины все чаще имеют более престижную и высокооплачиваемую работу, чем мужчин Неизбежным в такой ситуации стало снижение интереса к рождению и воспитанию детей, перепоручение их на разных этапах воспитания яслям, детсадам, школам, бабушкам, нянюшкам, прочим третьим лишним. Все описываемые трансформации и есть переход от патриархального брака к равному. Неналаженность и запущенность быта компенсируется более высокими доходами семьи, где оба супруга находятся при деле. Нет своих могучих запасов, зато есть возможность купить готовое, сходить в ресторан, нанять кого-то, в конце концов. Высвобождается огромное количество времени, физических и психологических сил для деловой и творческой активности мужа и жены.

Ну а что  же дети? Казалось бы, на детях все  эти трансформации никак не должны отражаться. Однако это глубоко не так. В равном браке разрушается  тот самый детский мир, без  которого невозможно вырастить психологически уравновешенного ребенка. От постоянных споров, изменений, нововведений мир  теряет четкие очертания. Не установившаяся еще психика ребенка ищет опоры  и не может ее найти, все зыбко, все плывет, ребенку трудно фиксировать  свое движение, свои изменения, не имея точки отсчета. Раньше времени инициируется интеллектуальная сфера ребенка, что  может радовать родителей, но на деле это вредно, как и все, что происходит раньше времени. Ребенок должен научиться  ходить, бегать, говорить, а лишь потом  думать, анализировать, сомневаться...

И наконец, самое  главное — в равном браке рано или поздно возникает дилемма: или  брак, или дети. Как бы сознательно  родители ни хотели уделить внимание детям, они все равно начинают чувствовать, что дети мешают им, отвлекают  от дел, не дают общаться мужу женой, а  жене с мужем. В патриархальном браке  дет

усиливают взаимную любовь родителей, улучшают отношения  между ними и от этого становятся еще лучше. В равном браке дети очень рано начинают понимать, что  мешают родителям, и, таким образом, происходит обратный резонанс: поиски душевного контакта происходят на стороне  — у бабушки, в детсаду, у воспитателя, учителя и т. д., вплоть до дурной компании.

Другой очень  важный аспект состоит в равенстве  супругов. Равная зарплата, равная степень  участия в хозяйстве, равный авторитет в решении семейных проблем — все это радует защитников прав человека, но безумно огорчает защитников прав детей. Дело в том, что равный брак делает женщину много мужественнее, а мужчину мягче, слабее, безответственнее. В результате мать не может дать детям нужного количества ласки, нежности, тепла, а отец не гарантирует семье необходимой защиты, не является энергетическим щитом, отчего теряется одно из главных условий существования нормальной семьи — ощущение некой своей территории. Грубо говоря, в равном браке слишком сильны сквозняки, слишком тонки стены, слишком мало тепла.

Воспитание в  семье, где различить отца и мать можно лишь по одежде, в итоге  принесет вполне ожидаемые результаты — слишком сильные девочки  и слишком слабые мальчики. Так  начинается цепная реакция постепенного размыва половых различий, постепенного разрушения семьи как места рождения и воспитания детей.

Запад, а теперь и Россия вполне ощутили на себе последствия торжества стереотипов  равного брака: рождаемость падает, количество разводов (хоть и не всегда оформленных юридически) растет, дети все чаще переходят на попечение государственных и общественных организаций. Держатся лишь те страны, в которых по-прежнему сильны стереотипы брака патриархального. Разумеется, вернуться в прошлое невозможно, историю вспять не повернуть, то, что сейчас происходит с женщинами, иначе как бунтом не назовешь, и ни в каком, даже самом распрекрасном патриархальном браке, женщина уже не ведет себя так, как полагалось от веку (вина мужчин в основном в неспособности прокормить семь» при ее возросших запросах). А потому единственный, как ни парадоксально, выход состоит в том, чтобы  
забыть о патриархальном браке и жить в браке равном, но! по его уже ущербным законам. А именно: рожать не более одного ребенка, создавать все более совершенные детские учреждения, а главное — планировать каждый день в воспитании собственного чада (хотя бы до 7 лет) заранее и очень тщательно.

Романтическая, возвышенная любовь не является препятствием в воспитании детей. Однако идеалы равного  брака ведут супругов не к романтической  любви, к любви интеллектуальной, соревновательной, в которой максимальное значение приобретает секс, сексуальное  творчество. Такая любовь уводит от проблем детей, вергает самоценность воспитания подрастающего поколения. В равном браке главная ценность — это отношения между мужем и женой. Отсюда вывод — если вдруг ушла любовь или просто супруги надоели друг другу, то нужно немедленно расходиться, что было невозможно в рамках стереотипов патриархального брака (это подтверждали и законы того времени). Так что наступление эпохи равных браков автоматически подразумевает резкое увеличение разводов и, соответственно, снижение интереса к детям.

Россия очень  долго придерживалась патриархальног брака и одна из первых придет к духовному браку. Но сегодня, увы, мы, как и весь. Запад, находимся на территории стереотипов равного брака, что совсем не означает, что нужно непременно копировать все «достижения» Запада на стезе разрушения института семьи.

Информация о работе Семья как социальный институт