Семья как социальный институт

Автор: Николай Беззубенко, 02 Сентября 2010 в 20:05, реферат

Описание работы

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социального института 5
2. Семья как социальный институт 8
3. Тенденции развития современной семьи 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Семья как социальный институт.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

       Несмотря  на то, что в результате социальных изменений многие экономические  функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли  от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

       Функционалисты  делают упор на задачи, выполняемые  семьей, которые служат интересам  общества в целом. Сторонники теории конфликта рассматривают семью как социальную структуру, в которой одни люди выигрывают за счет других. Ф. Энгельс видел в семье классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал другой класс (женщин). Он утерждал, что брак исторически был первой формой классового антагонизма, где благосостояние одной группы зиждилось на униженном и угнетенном положении другой группы. 6

       Социолог  Рэндалл Коллинз считает, что  исторически мужчины являются «сексуальными  агрессорами». Он объясняет доминирующее положение мужчин их большей физической силой, ростом и агрессивностью. Женщины оказались в положении жертв из-за своего меньшего роста и способности вынашивать и рожать детей, делающей их более уязвимыми. Мужчины построили общество таким образом, чтобы утвердить женщин в качестве своей сексуальной собственности. Мужчины заявляют свои исключительные сексуальные права на женщин точно так же, как определяют доступ к экономической собственности. Брак становится социально обусловленным контрактом на сексуальную собственность.

       Современная ситуация в корне иная. Женщины  стали потенциально свободными в  выборе сексуальных отношений. Коллинз  выдвигает гипотезу, по мере того, как  экономические возможности женщин возрастали, и они стали постепенно освобождаться от финансовой зависимости от мужчин, у них появилась возможность стать и сексуально независимыми. Теперь сексуальные «контракты» стали ориентироваться на брачные отношения в меньшей степени, чем на товарищеские отношения и сексуальное удовлетворение. 

 

3.Тенденции развития современной семьи 

     Закономерные  и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографичес-кими характеристиками, социокультурными прблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

     Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы.7

     В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием единственного ребёнка.

     Однодетность  негативно влияет на характер ребёнка, на детско-родительские отношения.

     В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где  отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец. Высокая доля внебрачных рождений характерна для Сибири, Чечено-Ингушетии.

     Новая структура семьи обуславливается  чётко проявляющимся процессом  её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых  супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи  родителей, особенно в период рождения  ребёнка, когда она особенно необходима.

     Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например, английские, американские семьи неолокальны, т.е. взрослые дети почти всегда отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми.

     Появились и другие (альтернативные) семьи. Это  семья, где мужчина, имея жену и детей  и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит. Обе семьи знают о существовании друг друга. Такая форма семьи получила название семья – конкубинат. Нередки,  стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин – брак.8

     Хотя  в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

     Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии  потребления, совершенствование детских  дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализации семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

     Анализируя  жизнедеятельность семьи в современной  ситуации, необходимо отметить некоторую  формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

     В настоящее время в обществе можно  зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети.

     Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65% опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26% назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число одиноких людей.

 

Заключение 

     В данное время тема семьи до конца  не изучена и полностью изучена  быть не может, так как взаимоотношения  в семье, проблемы, функции семьи  изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

     Создание  благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

 

Список  использованной литературы 

       
  1. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М. Социальные институты: содержание, функции, контроль. – Свердловск, 2002.
  2. Перегудов С. П. Институты гражданского общества и государства // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – С. 69-77.
  3. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. П. Социальные институты: содержание, функции, структуры. – Свердловск, 2003.
  4. Рысь Ю. И., Степанов В. Е. Социология – М., 2003.
  5. Иванов К. М. Социологические исследования. – М., 2004.
  6. Радаев В. В. Социология. – М., 2002.
  7. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2006.

Информация о работе Семья как социальный институт