Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:24, контрольная работа

Описание работы

Объем работы 16 стр., 2010 г. Введение. Брак – основа семейных отношений. Исторический взгляд на брак. Семья как важнейший социальный институт. Социальная сущность и функции семьи. Структура семьи. Типы семьи. Заключение.Список литературы (5 источников).

Содержание

Введение………………………………………………………….………...3
1. Брак – основа семейных отношений…………………………………..5
1.1. Исторический взгляд на брак …………………………………….5
2.Семья как важнейший социальный институт…………..…………..…..7
2.1. Социальная сущность и функции семьи …………………….…..7
2.2. Структура семьи………………..………………………….……..11
2.3. Типы семьи………..……………………………………………...12
Заключение………………………………………………………..………14
Список литературы………………………………………………….…....16

Работа содержит 1 файл

Социология. Семья как социальный институт сущность, функции, структура, типы. Контрольная..doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение………………………………………………………….………...3

  1. Брак – основа семейных отношений…………………………………..5

           1.1. Исторический  взгляд на брак …………………………………….5

     2.Семья  как важнейший социальный институт…………..…………..…..7

           2.1. Социальная сущность и функции семьи …………………….…..7

           2.2. Структура семьи………………..………………………….……..11

           2.3. Типы семьи………..……………………………………………...12

     Заключение………………………………………………………..………14

     Список  литературы………………………………………………….…....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социология  семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания.1

     Семья — это неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить её значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи.  Обозримое будущее также не мыслится без этого социального института. Для человека семья — начало начал. Понятие счастья почти для каждого из нас связано, прежде всего, с семьей.2

     Классическое определение семьи гласит, что семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.3

     Многие  россияне выражают обеспокоенность  по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей… Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.4

     Актуальность изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества.

     Поэтому изучение семьи как социального института и является целью данной работы.

    Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

- раскрыть сущность и функции семьи;

- рассмотреть структуру;

- изучить типы семьи;

     Сложность изучения семьи вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела, поэтому  начнем с экскурса в  историю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Брак – основа семейных отношений

1.1. Исторический взгляд на брак 

      Семья один из самых  древних  социальных  институтов.  Она возникла  намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению  природы и сущности семьи мыслители  прошлого  подходили  по-разному.  Одна  из  первых  попыток  определить   характер   брачно-семейных отношений  принадлежит  древнегреческому  философу  Платону.  Патриархальную семью он  считал  неизменной,  исходной  общественной  ячейкой. В целях достижения сплоченности общества Платон предлагал введение  общности  жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот  в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была  отличительной чертой  у  ряда  племен.  Такие  сведения  встречаются  на  протяжении  всей античной эпохи.

      Философы  античности, средневековья и отчасти даже нового времени  выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание  на отношение семьи к  государству,  а  не  на  характеристику  ее  как  особого социального института.  В  определенной  мере  эти  взгляды  разделяли  даже немецкие философы  Кант  и  Гегель,  Основу  семьи  Кант  видел  в  правовом порядке, а Гегель – в  абсолютной  идее.  Заметим,  что  ученые,  признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними  сводятся  к формальному началу. 

      Конечно, между понятиями “брак” и “семья”  существует тесная  взаимосвязь.  Недаром  в литературе прошлого, а иногда и настоящего,  они  нередко  используются  как синонимы. Однако в сути этих понятий есть  не  только  общее,  но  немало  и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали,  что  брак  и семья  возникли  в  разные исторические  периоды.  

   Семья представляет собой  более  сложную  систему  отношений,  чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей,  а также других родственников или просто  близких супругам  и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи  и  взаимодействия,  выступают потребности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Семья как важнейший социальный институт

         2.1. Социальная сущность и функции семьи 

       Структура  потребностей  человека, согласно  модели  американского  психолога  А.  Маслоу,   делится   на: 

       1) Физиологические и сексуальные  потребности; 

       2) Потребности в безопасности своего  существования; 

       3) Социальные  потребности  в   общении;

       4) Престижные  потребности  в   признании;  

       5) Духовные   потребности   в  самореализации;

         Используя    объяснительные    возможности    представленной    структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

           Сущность семьи  рассматривается, прежде всего, через  ее функции.  Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества,  а так же семьи и личности.  Под функциями семьи понимается   способ   проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

- Репродуктивная функция семьи. Эта  функция  выполняет  две задачи:  общественную   —   биологическое   воспроизводство   населения,   индивидуальную  —  удовлетворение  потребности  в  детях.  В  ее  основе — удовлетворение  физиологических  и  сексуальных  потребностей,   побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. 

           Репродуктивная функция  семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то  есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.  Эта  функция  включает  в себя элементы всех других функций, так  как  семья  участвует  не  только  в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.  Это,  прежде всего, связано  с  приобщением  нового  поколения  к  научным  и  культурным достижениям  человечества,  с  поддержанием  его   здоровья,   а   также  с предотвращением “воспроизведения  в новых   поколениях   различного   рода биологических аномалий”.

           В  последние  годы  эта  функция  привлекает  всеобщее   внимание.   Сколько современной  семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на  страницах газет, журналов. Их  ведут  социологи,  демографы,  психологи.  Почему  этот вопрос стал таким актуальным? Причин  здесь  много.  Они  непросты  и  взаимосвязаны.  Рассмотрим   только некоторые из них. Раньше в нашей стране был  повсеместно  распространен  тип многодетной  семьи,  в  настоящее  время  сложилась  другая  картина.  Более половины всех  семей  имеют  одного  ребенка  или  вообще  не  имеют  детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

- Социально-биологическая функция семьи. Естественно-биологические   потребности    человека    в удовлетворении  сексуального  влечения,  реализации   семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический  инстинкт  зависимости  ребенка от матери —  все  это  формируется  в  социально-биологическую  функцию семьи.

- Функция социализации личности. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных  и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и  экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря  этому семья как социальная общность является  первичным  элементом,  опосредующим связь личности  с  обществом:  она  формирует  у  ребенка  представление  о социальных связях и включает  в  них  его  с  рождения.  

           Потребность человека в детях,  их  воспитании  и  социализации придает смысл самой  человеческой жизни.  Совершенно  очевидно, что приоритет семьи  как основной  формы  социализации  личности  обусловлен естественно-биологическими причинами.

- Экзистенциальная  функция. Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно,  что  сущность  любого  явления  особенно  ярко  проявляется  в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится  быть рядом со своими семьями.

           В ситуации, угрожающей жизни  и  здоровью,  человек  зовет на помощь самого родного и  близкого человека — маму. В  семье  человек ощущает ценность своей  жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность  к самопожертвованию  во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен  и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать  жизнь,  порождает чувство защищенности  и  безопасности,   поддерживает   моральный   дух   и уверенность.

- Экономическая  и  хозяйственно-бытовая функция. Суть  этой  функции с общественной  точки зрения  заключается в поддержании  несовершеннолетних  и  нетрудоспособных  членов  общества,   в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг  одними  членами семьи от других.

- Социально-статусная  функция. Эта функция связана  с  воспроизводством  социальной структуры  общества,   так   как   предоставляет   (передает)   определенный социальный статус членам семьи.

- Рекреативная функция. Она направлена на восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена,  но ученые  располагают  достоверными   фактами,   доказывающими   положительное влияние семьи на здоровье  супругов. 

           Следует  привести  некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует  (прямо или косвенно) возникновению таких  серьезных  заболеваний,  как  гипертония,  неврастения, язва. Супружество оказывает  более  благоприятное  воздействие на  здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины.  А потерю  одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

- Досуговая функция. Она  осуществляет  организацию  рационального  досуга  и осуществляет  контроль  в   сфере   досуга,   кроме   того,   удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Социологи  установили  тесную  связь  между  семейным   благополучием   и проведением досуга. Всегда  проводит  досуг  вместе  только  одна  из  пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в  2-5  раз  выше. Досуговая функция  ориентирована  на  оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов  семьи в общении, повышение уровня культуры,  улучшение  состояния  здоровья, восстановление сил.

           - Воспитательная функция. В семье воспитываются и  взрослые,  и  дети.  Особенно  важное  значение  имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому  воспитательная  функция семьи имеет три аспекта.

           Первый аспект — формирование  личности  ребенка,  развитие его способностей  и интересов,  передача  детям взрослыми членами семьи (матерью,  отцом,  дедушкой,  бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом социального опыта,  обогащение  их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие  их  физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.  

Информация о работе Семья как социальный институт