Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1)физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4)престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по социологии2.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

      Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного – непорядочного» и «нормального – ненормального». Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная.

      Но  говорить о сформированности новой  нормативной системы преждевременно.

      Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей. Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.

      Изменение системы ценностей в области  полоролевого поведения привело  к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный

мужчина брал в  жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

      Следует заметить, однако, что изменения  образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

      Подводя итог и обобщая описанные тенденции, можно так охарактеризовать изменения на добрачном этапе:

·        изменение общественных норм в отношении  брака и сексуального поведения;

·        снижение регулирующего потенциала этих норм;

·        изменение образцов полоролевого поведения;

·        возрастание личной свободы и  усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

      Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности.

    

Период  семейной жизни

 

      Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций.

      Первая  тенденция, связанная с изменением структуры семьи, – это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

      В настоящее время нормальным и  желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем.

      В случае невозможности для молодой  семьи отдельного от родителей проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. При совместном проживании с родительской семьей, вызванном, как правило, экономической

слабостью молодой  семьи, родители часто оказывают  значительную материальную и отчасти моральную поддержку детям, надеясь, что последние при необходимости поступят по отношению к ним должным образом. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать.

      Изменяется  число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается – в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

      В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии. В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2-3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

      В современном обществе преобладает  тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика – изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX – начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды

своего труда.

      В семье такого типа все большее  внимание уделяется роли частной  жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой.

      Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации  и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов. Важность супружеских отношений в современной семье возрастает.

      Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком. Это связано с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности в автономности и самоактуализации.

      В связи с новым социально-экономическим  и культурным статусом женщины, у  нее все чаще возникают индивидуальные – направленные во внесемейную сферу – потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупру-жеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности.

      Сочетание двух тенденций – освобождение детей от родителей и женщин от мужчин - содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество – это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

      Так же, как и детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм – автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из

супругов выходит  за рамки брака.

      В супружеской семье остаются значимыми  и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители - дети».

      Сходные тенденции описываются и отечественными, и зарубежными психологами. За рубежом возник термин «семья- клуб». В этой модели супруги не претендуют на великую любовь, а главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия, решения принимаются в результате предварительных переговоров.

      Ребенка во многом воспринимают как партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу.

      Развод  и окончательное разделение всех, кто какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или провала, а отмены договора. Поэтому в данном случае брак и свободный союз почти не различаются, а выбор между этими двумя формами связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.

      Следующей характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями.

      Неполные  семьи. Неполные семьи возникают  как в результате разводов, так  и в результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

      Семья с неродными родителями порождает  много проблем. Когда женщина, имеющая ребенка от первого брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи становятся расплывчатыми. Характер отношений женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев и сестер между собой становится неопределенным и запутанным. В ситуации, когда оба бывших супруга вступают в повторный брак, родственные сети детей, оставленных матери, становятся весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек

и дедушек. Контакты между новыми родственниками могут  быть весьма обширны и разнообразны по степени близости и переживаемым чувствам. Для всех членов этих расширенных союзов вряд ли могут быть предложены четкие и однозначные образцы поведения. Путем переговоров, проб и ошибок со временем устанавливается неустойчивое, в некотором смысле удовлетворительное равновесие, которое позволяет каждому поддерживать без особых конфликтов свои предпочтительные  связи.

      Американские  социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей:

·       супруги, прожившие более 7 лет, высказывают большую свободу как в

наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее 3 лет;

·        пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже

мальчиков ладят  как с родными, так и неродными  родителями;

·        отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми

сложными и  непредсказуемыми;

·        близость во взаимоотношениях между  приемными детьми и родителями

уменьшается, когда  дети вступают в подростковый период.

      Скорее  всего, такие же проблемы характерны и для российских семей с неродными детьми. В целом можно сказать, что дети придают целостность « сводной» семье: семья расширяется в своих границах, и через детей в ней оказываются связанными несколько взрослых – прежние и новые супруги, их многочисленные родственники. Самая стабильная в этой системе связь – «мать - дети».

    

Этап  распада семьи

 

      В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены в пользу развода больше, чем женщины.

      После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3-4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины. Так как в настоящее время большинство супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни.

Информация о работе Семья как социальный институт