Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:32, реферат

Описание работы

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Содержание

Введение
1. Брак и семья как социальные институты и их функции
семья брак социальный институт
2. Социальные, психологические и экономические мотивы
брачно-семейных отношений
3. Перспективы развития семьи и брака
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 38.55 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Белгородский  государственный технологический  университет

им. В. Г. Шухова 
 
 
 
 
 
 
 

кафедра социологии 
 
 
 

Контрольная работа

По  социологии 

на тему: Семья  как социальный институт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. Сз-31 

Принял: 
 
 
 
 
 

Белгород 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Брак и семья  как социальные институты и  их функции

семья брак социальный институт 

2. Социальные, психологические  и экономические мотивы 

брачно-семейных отношений  

3. Перспективы развития  семьи и брака

Заключение

Список литературы

 

Введение

Социология  семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи  всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился  в центре внимания социологии. Семья  имеет двойственный характер: с одной  стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается  и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего  политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Семья - социально  санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных  родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих  друг от друга. Семья подразумевает  реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением  статусов и ролей. Социология семьи  является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные  труды, так или иначе описывающие  и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать  непреходящее значение семейно-родовой  организации бытия. Семья как  бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности  и образует базовые предусловия  функционирования социума путем  физического и социокультурного замещения поколений благодаря  рождению детей и поддержанию  существования всех членов семьи. Без  этого воспроизводства населения  и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. Вместе с тем, реализация основных функций  семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или  механизмов, а представляет собой  результат специфических социальных процессов, происходящих в широком  социальном контексте.

Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные  с физиологическими процессами, с  психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка  и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими  трансформациями в целом. В связи  с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень  развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи. Разрушение крестьянского  семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния  на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития. 

1. Брак и семья  как социальные  институты и их  функции

семья брак социальный институт

Семья как  социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось  бы такое число общезначимых и  повседневных потребностей. Семья выступает  основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней  человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных  обществ Центральной Африки, народов  Севера семья является единственным реально функционирующим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или  усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Наиболее  древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых  австралийских племен. Все члены  рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается  какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.

Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.

Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.

В современном  обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.

Основу семьи  составляет, как правило, брачная  пара. Однако есть семьи, характеризующиеся  совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее  время заметно увеличилось. Социологи  вообще отмечают снижение желания и  готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для  современных развитых стран. Кроме  того, есть и неполные семьи, где  отсутствует один из родителей или  родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками  без родителей).

В социологии выделяются три основных типа семьи:

1. Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная  семья. В ней сохраняются традиционные  установки на мужское лидерство  и разграничение мужских и  женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого  типа без достаточных на то  объективных экономических оснований.  Такой тип семьи социологи  называют эксплуататорским, поскольку  наряду с правом на равное  с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная  семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем ( так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют  и переходные типы семей, в которых  ролевые установки мужчин носят  более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых  установках мужчины мало участвуют  в ведении домашнего хозяйства.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака -добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.

Напротив, существуют противоположные требования, когда  выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой  культурный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих  слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.

Для большинства  современных обществ существует только одна форма супружества - моногамия, то есть брак одного мужчины с одной  женщиной. Однако в развитии большинства  обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока. 

2. Социальные, психологические  и экономические  мотивы 

брачно-семейных отношений

Под браком понимается исторически обусловленная  форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как  в правовом, так и морально-этическом  плане. Можно сказать, что брак - это  правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права  женщины и обязанности мужчины.

Брачные отношения  представляют собой сложнейшую гамму  отношений между людьми: от естественно-биологических  до экономических, правовых, этических  и т. п. Необходимость их регулирования  со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений  зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

Содержание  брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем  примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном  союзе занимают чисто физиологические  и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем  большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные  моменты. Об этом можно судить по таким  показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Мотив - это  осознанная потребность, обогащенная  представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое  может ее удовлетворить. Мотивы выполняют  функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением  потребностей субъекта.

Мотивы создания семьи многообразны, например:

любовь и  секс, эти два явления тесно  связаны между собой, но не идентичны. Можно любить и не иметь хорошего секса, можно иметь последний, но не любить. Но это - крайние случаи. Чаще всего имеется и то и другое, но в разных пропорциях. Проблема здесь в том, что для женщин на первом месте стоит эмоциональная сторона любви, а у мужчин - физическая;

психологические причины - желание иметь детей. Детей  хотят и мужчины и женщины, но у женщин этот инстинкт выражен  намного сильнее. Если для мужчины  конечной целью во взаимоотношениях полов может быть сама женщина, то для женщины конечная цель - ребенок, а мужчина - средство достижения этой цели. О том, что потребность женщины  в ребенке больше, чем у мужчин, говорит и тот факт, что женщины  рожают детей и не будучи замужем. Берут приемных детей обычно одинокие женщины, но не мужчины;

Информация о работе Семья как социальный институт