Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:32, реферат
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Введение
1. Брак и семья как социальные институты и их функции
семья брак социальный институт
2. Социальные, психологические и экономические мотивы
брачно-семейных отношений
3. Перспективы развития семьи и брака
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Белгородский
государственный
им. В. Г. Шухова
кафедра социологии
Контрольная работа
По
социологии
на тему: Семья
как социальный институт.
Выполнил:
студент гр. Сз-31
Принял:
Белгород 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Брак и семья как социальные институты и их функции
семья брак социальный
институт
2. Социальные, психологические и экономические мотивы
брачно-семейных отношений
3. Перспективы развития семьи и брака
Заключение
Список литературы
Введение
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально
санкционированное и
Семья включает
в себя разнородные компоненты, связанные
с физиологическими процессами, с
психологической динамикой
1. Брак и семья как социальные институты и их функции
семья брак социальный институт
Семья как
социальный институт выделяется из всей
системы существующих в обществе
институтов. Трудно найти другой социальный
институт, в рамках которого удовлетворялось
бы такое число общезначимых и
повседневных потребностей. Семья выступает
основным носителем культурных образцов,
передаваемых по наследству, в ней
человек обучается социальным ролям,
получает основы образования, навыки поведения.
Более того, в большинстве примитивных
обществ Центральной Африки, народов
Севера семья является единственным
реально функционирующим
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Наиболее древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.
Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.
Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.
В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).
В социологии выделяются три основных типа семьи:
1. Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Нетрадиционная
семья. В ней сохраняются
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем ( так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака -добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.
Напротив, существуют
противоположные требования, когда
выбор партнера в браке возможен
лишь в пределах своей группы. Такой
культурный образец брачных связей
называется эндогамией. Подобное требование
встречается в примитивных
Для большинства
современных обществ существует
только одна форма супружества - моногамия,
то есть брак одного мужчины с одной
женщиной. Однако в развитии большинства
обществ практиковались полигамии, то
есть формы брака, при которых существует
более одного партнера в супружестве.
Выделяют три формы полигамии. Во-первых,
групповой брак, при котором несколько
мужчин и несколько женщин одновременно
находятся между собой в брачных отношениях.
Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета
существует такая форма полигамного брака,
как полиандрия, когда одна женщина имеет
несколько мужчин в силу того, что численность
мужского населения значительно больше
женского. Здесь считается нормальным,
когда женщина, выходя замуж, автоматически
становится женой всех братьев своего
мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее
распространенной формой полигамного
брака является полигиния (многоженство),
преобладающая в странах Востока.
2. Социальные, психологические и экономические мотивы
брачно-семейных отношений
Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических и т. п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.
Содержание
брачных отношений определяется
степенью развитости общества. Чем
примитивней общественные отношения,
тем больше места в семейно-брачном
союзе занимают чисто физиологические
и хозяйственно-экономические
Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивы создания семьи многообразны, например:
любовь и секс, эти два явления тесно связаны между собой, но не идентичны. Можно любить и не иметь хорошего секса, можно иметь последний, но не любить. Но это - крайние случаи. Чаще всего имеется и то и другое, но в разных пропорциях. Проблема здесь в том, что для женщин на первом месте стоит эмоциональная сторона любви, а у мужчин - физическая;
психологические причины - желание иметь детей. Детей хотят и мужчины и женщины, но у женщин этот инстинкт выражен намного сильнее. Если для мужчины конечной целью во взаимоотношениях полов может быть сама женщина, то для женщины конечная цель - ребенок, а мужчина - средство достижения этой цели. О том, что потребность женщины в ребенке больше, чем у мужчин, говорит и тот факт, что женщины рожают детей и не будучи замужем. Берут приемных детей обычно одинокие женщины, но не мужчины;