Семья как социальный институт

Автор: s*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.






Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
тема: «Национальное богатство».








Выполнила:
студентка 1 курса
заочного отделения
факультета экономики
группы ЭЗ-12,
Харькова Е. В.





Москва 2005 г.
План.

1. Введение……………………………………………...3
2. Национальное богатство на душу населения…...4
3. Национальное богатство………………………….6
I. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот.
II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда.
III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.
IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).
4. Показатели национального богатства…………..34
5. Динамика национального богатства…………….35
6. Факторы, влияющие на увеличение национального богатства…………………………………………...36
7. Мониторинг национального богатства………...40
8. Заключение………………………………………....40
9. Список литературы……………………………....41









1. Введение.
Россия – богатая страна. Ее население составляет 146,5 млн. человек (2,3% от 5 млрд. в мире). Территория РФ – 12%. Общий запас полезных ископаемых – примерно 15%. Но при этом объем производства – 1,8% от мирового объема. К сожалению, наша страна неэффективно использует то богатство, которое есть.
От национального богатства зависит уровень благосостояния населения. Функция экономики – предоставление людям благ и услуг. Чем больше объем национального богатства, тем больше производственных фондов, т.е. тем больше Валовой Национальный продукт (ВНП). Между национальным богатством и ВНП существует тесная взаимосвязь. Вновь произведенный продукт имеет несколько обозначений.
В макроэкономической статистике категория «национальное богатство» используется для оценки уровня экономического развития страны и характеризует исходную и конечную стадии процесса общественного воспроизводства.
Национальное богатство представляет собой совокупность накопленных материальных ресурсов (благ), которыми располагает общество в данный момент времени, создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
По источникам происхождения в составе национального богатства выделяют две основные части:
1. Непроизведенные активы (природные ресурсы);
2. Национальное имущество.

Природные ресурсы (природные богатства) составляют первую важнейшую группу ресурсов, куда включаются учтенные и вовлеченные в экономический оборот как невозобновляемые природные ресурсы (земля, полезные ископаемые), так и возобновляемые природные ресурсы (вода, воздух, растительные и животные ресурсы).
Вторую важнейшую группу ресурсов составляет национальное имущество - совокупность накопленных материальных благ, созданных в ходе трудовой деятельности людей. Сюда относят материальные, нематериальные, финансовые, нефинансовые активы регионов, отраслей, секторов экономики, а также юридических и физических лиц. В отдельную группу выделяют потребительские товары длительного пользования, прямые иностранные инвестиции и золотой запас. В состав национального имущества включается и личное имущество граждан.
Основные принципы оценки важнейших элементов национального богатства были сформулированы в работах У. Петти, А. Смита, Г. Кинга и других экономистов. После их первых оценок последовал более чем двухвековый период разработки и накопления информации о национальном доходе и распределении его на потребляемую и накопляемую части, без чего сложно определять масштабы накопления элементов национального богатства. Практически лишь в двадцатом веке начали предлагаться методы расчетов соответствующих показателей в разных странах и пересчета их в единые денежные единицы, чтобы производить межотраслевые сопоставления. Широкую известность получили оценки итальянского экономиста К. Джини, который по просьбе Лиги Наций оценил национальное богатство главных участников первой мировой войны и нанесенный ущерб. Дальнейшее развитие методов оценок национального богатства производилось отдельными учеными, а также статистиками Японии, США, СССР и ряда других стран, но разрозненно и по разным концепциям.
2. Национальное богатство на душу населения.

По оценкам специалистов, научно - производственный и духовный потенциал России, на душу населения, в 2,5 раза превышает американский, в 6,5 раз немецкий и в 18 раз японский.
Национальное богатство России:
основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн. $
материальные активы - 0,6 - 0,7 трлн. $
домашнее имущество - около 2 трлн. $
лес - 63 трлн. $
минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн. $
в целом - 340 трлн. $
Составляющими национального богатства принято считать три вида капитала:
1.
2. Произведенный (воспроизводимый);
3. Природный;

В р

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Брак как основа и ядро семьи………………...…………………………………..4
Семья социальный институт……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат по социологии.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В Г. ТВЕРИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цветкова  Наталья Михайловна 

    «Семья как социальный институт»

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

студента  2 курса заочного отделения специальности

080502  «Экономика и управление на  предприятии»

группы  Эз-21 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  проверил 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

Брак  как основа и ядро семьи………………...…………………………………..4

Семья социальный институт……………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список  литературы………………………………………………………………19

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Семья считается одним из пяти фундаментальных  институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.

     Процесс формирования семьи с институциональной  точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

     Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства  между людьми. Законодательство - важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т. д.

     Исследованием истории института семьи в  разных культурах занимается культурная и социальная антропология. Она выясняет систему родства, типы брака, роли и  статусы в семье, генеалогическое  древо, ритуалы обручения, сватовства, рождения, смерти, имя наречения, половой зрелости, инициации, сексуальные запреты, положение в обществе вдовых, разведенных, холостяков, лишенных родительских прав, сирот, незаконнорожденных.

     Целью данной контрольной работы является исследование семьи как социального  института.

 

     

1. БРАК КАК ОСНОВА  И ЯДРО СЕМЬИ  

     Вступление  в половые отношения - чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы просто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми. Третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения.

     Конечно, половые отношения могут происходить  вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

     Брак  представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих - по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата-дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

     Институт  брака самим фактом своего существования  свидетельствует, что общество преднамеренно  разделило все виды половых отношений  на одобряемые и неодобряемые, а  государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

     В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

     Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

     Более упрощенными выглядят брачные церемонии  в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У одного из племен, после ритуала лежания новобрачных на железных колодках и обмахивания их со всех сторон курицей, жрец трижды ударял жениха и невесту головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки,- таким образом брак признавался заключенным.

     У европейцев брак подразумевает некоторые  правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую  верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов жениха и невесты, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

     Все эти нормы, по определению американского  социолога К. Дэ-виса, формируют некую  целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

     Образно говоря, брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и  женщин к семейной жизни.

     Если  брак распространяется на отношения  супругов, то семья захватывает супружеские  и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья  является, кроме того, еще и социальной организацией.

     Брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви, называется гражданским браком. Иногда гражданским называют нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству, т.е. к длительной и случайной половой связи. Нерегистрируемый брак, в случае его распада или смерти одного из супругов, создает юридические трудности при решении вопросов наследования и раздела имущества. Жертвенными фигурами при нерегистрируемом браке часто оказываются дети. Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

     Существуют  такие виды брака, как эндогамия и экзогамия. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Причем чужой группой может быть не, только чужой род, племя или клан, но и социальный класс, раса, нация и. т.д. Представители высших социальных слоев нередко стараются не выдавать своих дочерей и сыновей за людей более низших социальных групп и сословий. Принадлежность к другой расе или нации также может служить препятствием к заключению брака. Мононациональный и внутриклассовый брак надо считать разновидностью эндогамии.

     Критерием выделения неравного брака выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому либо значимому, признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Неравным называют брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной женщины, аристократки и плебея.

     Покупной  брак предполагает внесение платы за будущую супругу. Родственники женщины "дарили" родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Позднее появляется такая форма покупного брака, как выкупной брак. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или родителей было уже недостаточно, требовалось заключение договора (контракта), где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Насильственная выдача замуж малолетних девочек называется детским браком.

     В особую группу выделяют ранние браки. Они заключаются между молодыми людьми моложе 18 лет. Для того чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна быть серьезная причина -беременность либо совместная жизнь. В России каждый год в брачный союз вступают около 84,4 тыс. юных граждан. Как правило, эти браки распадаются также стремительно, как и заключаются. Вероятность развода между лицами в возрасте до 20 лет в два раза выше, чем при вступлении в брак после этого возраста. Меньшая стабильность ранних браков связана с проблемами детей, появляющихся в ранние годы, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается в среднем к 25 годам.

     Брак  по расчету - противоположность браку по любви. В нем отсутствует главное - чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды, разного рода социальных благ одним из супругов за счет другого. Разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. Многие граждане хотели бы переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Таким каналом иммиграции служит брак с иностранцем или иностранкой. Сегодня просматривается тенденция увеличения количества международных браков. Русские женщины выходят замуж за иностранцев Чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Нередко такие браки заканчиваются разводами, но цель - выехать за рубеж - в этом случае бывает достигнутой.

     Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

     В отличие от писаных юридических  законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит, то, как он поведет себя на самом деле.

Информация о работе Семья как социальный институт