Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:46, реферат
Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами.
Брак – основа семейных отношений.
Функции семьи.
Семейная роль.
Задачи социологии семьи.
Категории семейно-брачных отношений.
Историческое направление в социологии семьи и брака.
Теория социальных групп.
Уже на этой стадии,
которую Х. Кристенсен назвал периодом
«появляющейся науки», встретились важнейшие
для теории семьи проблемы: формирование
семьи, совместимость супругов, удовлетворенность
браком и его успешность, стабильность
брака. Ученые разработали теоретические
концепции, которые по содержанию близки
тем, которые использовались позже.
С середины XX века в развитии социологии
семьи начинается стадия, которую назвали
«периодом построения систематической
теории». Именно с этого времени началось
накопление большого количества эмпирических
данных по многочисленным аспектам брачно-семейных
отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной
техники дало возможность более глубоко
и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период становится
все более актуальной, что связано с началом
дестабилизации семьи и брака. Увеличивается
число исследовательских центров. Вначале
в США, затем в Англии, Австрии, Канаде,
Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции
и т.д. Позже – в СССР и странах восточной
Европы.
Существенным становится стремление откорректировать
понятия, которые необходимы для анализа
семейных процессов, выяснение зависимостей
между этими понятиями. Следует отметить
особую роль в этом процессе американского
социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые
годы он разработал так называемую «систему
социального действия», которая оказалась
достаточно открытой для междисциплинарных
взаимодействий и пригодной для решения
специальных задач. Кроме этого, она способствовала
понятийно-языковой интерпретации социальной
действительности. Формализм этой системы
включал в себя априорную систему понятий,
многие из которых колеблются между чисто
теоретическим истолкованием и операционным
применением в процессе исследования.
Для анализа американской семьи Парсонс
использовал методику, которая широко
распространена в культурной антропологии
и этнографии, а именно – изучение терминологии
родства. Парсонс со своими коллегами
впервые провели исследования по определению
роли супругов в обществе. Парсонс допускал
возможность процесса дезорганизации
семьи вне всякой связи с процессами функционирования
и развития более широких общественных
структур.
Особенности брачно-семейных отношений
в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной
дифференциации. В связи с изменением
уровня структурной дифференциации общества,
пишет Парсонс, «уменьшается важность
в нашем обществе всех единиц родства,
кроме нуклеарной семьи». Происходит перемещение
всех основных ее функций, (в частности,
в сектор занятости), кроме двух: первичной
социализации детей и эмоциональной стабилизации
личности взрослых. Парсонс считает, что
это свидетельство не упадка семьи, а ее
«специализации» и повышение роли в обществе,
т.к. эти жизненные функции выполняются
исключительно в семье.
В социологии семьи и брака сделано немало.
Отмечается значительное продвижение
в разработке теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений, имеются
плодотворные подходы к исследованию
семьи и брака, накоплен огромный эмпирический
материал. При должной систематизации
и дополнениях разработанные концепции,
утверждения, полученные выводы могли
бы придать фундаментальность и укрепить
целостность специальной социологической
теории семьи и брака.
Информация о работе Семья как социальный институт. Социология семьи