Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:31, контрольная работа
Задачи исследования:
1. рассмотреть классификацию семей и брака;
2. изучить социальные функции семьи;
3. рассмотреть исторические типы брака;
4. проследить эволюцию семейно-брачных отношений.
1. Введение
2. Семья как важнейший социальный институт
2.1. Жизненный цикл семьи
2.2. Формы семьи
2.3. Функции семьи
2.4. Общение в семье
2.5. Распределение ролей в семье
3. Брак – основа семейный отношений
3.1.Формы брака
4. Исторические типы брака
4.1.Эволюция семьи
5. Заключение
5.1.Приложение
6. Используемая литература
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной
женщины с несколькими
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.
Исторические типы брака
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак –
брачный союз нескольких
(повсеместно был
- полигиния – один
мужчина и несколько женщин (этот
тип особенно присущ
- полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один
мужчина и одна женщина (
Эволюция семьи
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм – практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.
Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.
В реальной жизни многие
семьи вертикально-
Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.
Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме – малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье – это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина – купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.
Заключение
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.
Семья является одним из
самых древних социальных институтов.
Она возникла намного раньше религии,
государства, армии, образования, рынка.
Семья – единственный и незаменимый
производитель самого человека, продолжение
рода. Но, к сожалению, выполняет
она эту главную функцию со
сбоями. И зависит это не только
от нее, но и от общества. Семья возникает
из потребности удовлетворить
Причин побуждающих людей
объединятся в семейные группы, создавать
устойчивые связи и взаимодействия
много, но основой в первую очередь
являются потребности человека. Говоря
научным языком, духовные, физиологические
и сексуальные потребности
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое целое, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Приложение
Президент РФ Владимир Путин подписал Указ "О проведении в Российской Федерации Года семьи". Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
"Учитывая важную роль
семьи в развитии государства
и общества, постановляю провести
в 2008 году в Российской Федерации
Год семьи и образовать
В этих целях должен быть
образован организационный
Правительству РФ в двухмесячный
срок поручено утвердить разработанный
оргкомитетом план основных мероприятий
с указанием объемов и
Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществить соответствующие мероприятия, в рамках Года семьи уделив при этом "особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей".
Основной целью проведения Года семьи является возрождение авторитета российской семьи. При этом Год семьи не набор памятных дат, а практическая, исследовательская работа. Об этом Дмитрий Медведев заявил на прошедшем во вторник заседании оргкомитета по проведению в 2008 году в России Года семьи.
По словам первого вице-премьера, оргкомитет должен закрепить календарь работы на следующий год, отметив в нем памятные дни, связанные с семейной тематикой. «Но Год семьи – это не набор памятных дат, а практическая, исследовательская работа», – подчеркнул Дмитрий Медведев. По его мнению, в рамках Года семьи необходимо провести исследования в области экономики, психологии и права, и соответствующие моменты должны найти отражение в плане работы оргкомитета.
Одной из составляющих такой
работы станет совершенствование семейного
законодательства. «Законодательство
в этой сфере устоялось, но, как
и всякое законодательство, оно требует
развития, – сказал Дмитрий Медведев.
– На следующей неделе мы собираемся
соответствующие предложения
Первый вице-премьер также
отметил, что работа по организации
Года семьи должна проходить «по
сквозному принципу» – как
на федеральном, так и на региональном,
и на муниципальном уровнях. «Нам
крайне важно, чтобы в регионах и
муниципалитетах были подготовлены
соответствующие планы, программы
работы, скорректированные с
Основной же целью проведения Года семьи является возрождение авторитета российской семьи, заявил Дмитрий Медведев. «Несмотря на обилие мероприятий, праздников, информационных поводов, не они являются главными, и даже не дополнительные средства и выплаты, которые мы предложим, и не объекты, которые будут построены. Наша главная задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века», – подчеркнул он.
Используемая литература:
6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. "Современная семья и ее проблемы" М.,2005