Семья и брак

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. рассмотреть классификацию семей и брака;
2. изучить социальные функции семьи;
3. рассмотреть исторические типы брака;
4. проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

Содержание

1. Введение
2. Семья как важнейший социальный институт
2.1. Жизненный цикл семьи
2.2. Формы семьи
2.3. Функции семьи
2.4. Общение в семье
2.5. Распределение ролей в семье
3. Брак – основа семейный отношений
3.1.Формы брака
4. Исторические типы брака
4.1.Эволюция семьи
5. Заключение
5.1.Приложение
6. Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 47.23 Кб (Скачать)

в)  парную семью.

Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом  деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:

а)  полигинию (брачный  союз одного мужчины с несколькими  женщинами);

б)  полиандрию (брак одной  женщины с несколькими мужчинами);

в)  групповой брак (брачный  союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Классификацию форм брака  можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и  знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют  две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному  положению, возрасту, доходу и т. д.

Исторические  типы брака

  В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

- групповой брак –  брачный союз нескольких мужчин  и женщин

(повсеместно был распространен  в первобытном обществе);

- полигиния – один  мужчина и несколько женщин (этот  тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

- полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

- моногамия – один  мужчина и одна женщина (преобладающая  форма брака у земледельческих  народов). Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Эволюция семьи

  Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм – практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.

Первой формой отдельной  семьи была большая семья, или  домашняя (домовая) община. Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья  достигала 200-300 человек, образуя население  целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью  возглавляли “старший” мужчина  и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.

Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме – малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье  – это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка  должна беспрекословно повиноваться старшим  родственникам, а замужняя женщина  – купившей ее семье. Развод стал односторонней  привилегией мужчин. Если женщина  хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть  брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных  и наследственных прав женщины привело  к тому, что у многих народов  ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права  на детей: в случае развода они  оставались с отцом.

Заключение

В данное время тема семьи  до конца не изучена и полностью  изучена быть не может, так как  взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки  в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый  производитель самого человека, продолжение  рода. Но, к сожалению, выполняет  она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает  из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет  их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала  ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей  объединятся в семейные группы, создавать  устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь  являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические  и сексуальные потребности мужчины  и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления  целей: воспроизводство человеческого  рода, создание материальных условий  существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей  от родителей, потребности в сексе. Человек может удовлетворять  эти потребности и вне семьи. Но обратив свой взор в прошлое  на опыт наших предков, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические  потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические  особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той  целостности, которая присуща семье  и социальной общности, и как малой  социальной группе, и как социальному  институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое целое, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Приложение

  Президент РФ Владимир Путин подписал Указ "О проведении в Российской Федерации Года семьи". Об этом сообщила пресс-служба главы государства.

"Учитывая важную роль  семьи в развитии государства  и общества, постановляю провести  в 2008 году в Российской Федерации  Год семьи и образовать организационный  комитет по проведению Года  семьи", - говорится в Указе. 

В этих целях должен быть образован организационный комитет, председателем которого назначается  первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В двухмесячный срок ему предстоит  утвердить состав оргкомитета.

Правительству РФ в двухмесячный срок поручено утвердить разработанный  оргкомитетом план основных мероприятий  с указанием объемов и источников их финансирования.

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществить  соответствующие мероприятия, в  рамках Года семьи уделив при этом "особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в  том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей".

Основной целью проведения Года семьи является возрождение  авторитета российской семьи. При этом Год семьи не набор памятных дат, а практическая, исследовательская  работа. Об этом Дмитрий Медведев заявил на прошедшем во вторник заседании  оргкомитета по проведению в 2008 году в России Года семьи.

По словам первого вице-премьера, оргкомитет должен закрепить календарь  работы на следующий год, отметив  в нем памятные дни, связанные  с семейной тематикой. «Но Год  семьи – это не набор памятных дат, а практическая, исследовательская  работа», – подчеркнул Дмитрий Медведев. По его мнению, в рамках Года семьи  необходимо провести исследования в  области экономики, психологии и  права, и соответствующие моменты  должны найти отражение в плане  работы оргкомитета.

Одной из составляющих такой  работы станет совершенствование семейного  законодательства. «Законодательство  в этой сфере устоялось, но, как  и всякое законодательство, оно требует  развития, – сказал Дмитрий Медведев. – На следующей неделе мы собираемся соответствующие предложения представить, а на этой неделе, в четверг, проведем совещание по совершенствованию  законодательства в семейной сфере».

Первый вице-премьер также  отметил, что работа по организации  Года семьи должна проходить «по  сквозному принципу» – как  на федеральном, так и на региональном, и на муниципальном уровнях. «Нам крайне важно, чтобы в регионах и  муниципалитетах были подготовлены соответствующие планы, программы  работы, скорректированные с федеральной  программой», – подчеркнул он.

Основной же целью проведения Года семьи является возрождение  авторитета российской семьи, заявил Дмитрий  Медведев. «Несмотря на обилие мероприятий, праздников, информационных поводов, не они являются главными, и даже не дополнительные средства и выплаты, которые мы предложим, и не объекты, которые будут построены. Наша главная  задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века», – подчеркнул он.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

 

  1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1991
  2. Добренков В.И. - Социология. - М., - 2004
  3. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. - М.: Издательство РДЛ, 2001. 
  4. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. - М., 1983.
  5. Сысенко В.А., Супружеские конфликты. М., 2004

       6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. "Современная семья и ее проблемы" М.,2005

 


Информация о работе Семья и брак