Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 21:57, реферат
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
1.СЕМЬЯ, ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5
2.СТРУКТУРА СЕМЬИ 8
3.ФУНКЦИИ СЕМЬИ 9
4.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК 12
ВНЕБРАЧНАЯ СЕМЬЯ 14
5.ЖЕНЩИНА И СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ 15
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ 15
ОТНОШЕНИЙ 15
СЕМЬЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18
• по признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные и не анонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по различным причинам скрываются внебрачными партнерами от общественной среды. С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Не анонимными внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают вступление в данные отношения перед общественной средой;
• по продолжительности: случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целый ряд функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи — это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в современном обществе. Конкубинат (название это существует со времен римского права) — это длительная связь или длительное время существующая внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной. Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.
С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющие детей в данной семье.
В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья — это факт реальной жизни, с которым следует считаться.
Любовь любовью, но в обществе складывается более или менее жесткая правовая регуляция семейно-брачных отношений. Наша страна всегда имела в этом плане самое прогрессивное законодательство.
В своде законов России в начале XX в. предписывалось: "Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность".
Законы всегда закрепляли неравноправное положение женщины. Царь вавилонской династии Хаммурапи в 1750 г. до н. э. установил: "Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то царь пощадит жизнь своего раба". Мужская неверность не только не порицалась, а даже наоборот — поощрялась.
Во второй половине XIX в. идея равенства мужчины и женщины объявлялась безумной, ведущей к вырождению и гибели человечества.
Многие системы западных стран закрепляют неравенство замужней женщины. В ряде штатов США право собственности на имущество и контроль за ним предоставлено только мужу. Исключительное право управления имуществом имеет муж в Швейцарии, Японии, Нидерландах, Бразилии и т. п. Во Франции муж решает вопрос, может ли его жена заниматься той или иной профессией. Женщина ставится в неравноправные условия при расторжении брака.
В нашем законодательстве положение иное, у женщины больше прав. Но пришли к этому не сразу. Дело доходило даже до курьезов, — например, издания специальных декретов о национализации женщин. Один из них действовал в г. Владимире в 1918 г. "После 18 лет всякая девица объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого наказания зарегистрироваться в бюро свободной любви при Комиссариате призрения.
Выбирать мужа или жену предоставляется желающим один раз в месяц. Бюро свободной любви автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, даже без их согласия, в интересах государства.
Дети,
произошедшие от такого
сожительства, поступают
в собственность
республики".
Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но все соткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессиональная карьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой стороны, резко сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей. Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.
Умение строить семью — особый дар женщины. Опросы показывают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно от женщины чаще всего зависит умение создавать эту бесконфликтную обстановку.
Большая часть женщин указывает на грубость мужа как одну ва причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоит пьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину развода указали 95 процентов женщин и только 4.6 процента мужчин.
Правда, нередко разводы возбуждаются без достаточных оснований. 14,5 процента дел заканчиваются примирением, а 3 процента подавших заявление не являются в суд.
Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы мешает неразвитость социальной сферы, службы быта, Вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных — только 3 процента. Свою негативную роль играет и общественная психология.,— традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламу бытовых приборов — стиральной машины, пылесоса. На ней всегда изображена симпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины выходит двойной рабочий день.
Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в млрд. человеко-часов и сопоставимы с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в день, то затраты женщины — 4-5 часов.
Социология семейно-брачных отношений исследует гендерные или социально-культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии "мужское" и "женское". Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам "настоящих" мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпретации результатов практически любого тендерного исследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Одним словом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление незначительности или полного их отсутствия. Беспроблемность мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.
Первые же исследования гендерных проблем в Санкт-Петербурге показали, что среди мужчин больше, чем среди женщин, встречается людей, считающих себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за невозможности быть "настоящими мужчинами", они стараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения собственной судьбы.
1. Белова В. А., Дарский Л. Е. Статистика мнений в изучении Рождаемости. М, 1972.
2. Босанец М. Внебрачная семья. М., 1981.
3. Бойко В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты;
М.,1985.
4. Бойко В. В. Малодетная семья. М., 1988.
5. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и полито-логия. 1997. № 3. С . 121-125.
6. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 47-57. |
7. Волков А. Г., Сороко Е. Л. Типология семьи и домохозяйств России: развитие и анализ (по данным микропереписи 1994 года) // Вопросы статистики. 1999. №5.
8. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. Ленинград, 1984.
9. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10. С. 96-99.
10. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Соц ИС. 1995. № 7. С. 93-99.
11. Кризис семьи и депопуляция в России: круглый стол // СоцИС. 1999. № 11. С. 50-57.
12. Павличенко М. В. К проблемам брачного выбора (по материалам специального пилотажного исследования) //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2. — . ^5
13. Солодников В. В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы // Социологические исследования. 1994. № 6.
14. Титова М. А. Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер 18. Социология и политология. 1997. № 3.
15. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.