Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:46, контрольная работа
Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
- изучение понятий брак и семья как социальных институтов и их функций;
- рассмотрение социальных, психологических и экономических мотивов брачно-семейных отношений;
- характеристика перспектив развития семьи и брака.
Введение……………………………………………………………..…………3
1.Брак и семья как социальные институты и их функции…………............…6
2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных
отношений………………………………………………………………………..18
3.Перспективы развития семьи и брака………………………………...............22
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………..……………..…32
Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений -- основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего -- к супружеству, и даже партнерству2.
Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивы вступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп.
Функции семьи и брака.
Говоря о функциях, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Это -- функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции -- главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции -- это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Ввиду того, что человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни -- без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье -- очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.
Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению “Я” каждого и др., -- все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
К началу 20 века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).
Единого перечня основных функций семьи не имеется, и разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их определяющих. Тем не менее исследователи едины в том мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, а также динамику семейных изменений на разных исторических этапах.
М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г.; Медков В. М.; Навайтис Г.). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Основная, первая функция семьи, как определяет А.Г. Харчев, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд таких важных социальных функций как: воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям.
С.С. Фролов[3] рассматривает такие функции семьи как основного социального института:
- функция сексуального регулирования - семья главный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).
- репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
- функция социализации - несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности , центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей , в других первичных группах приемлемые модели поведения.
- функция эмоционального удовлетворения - к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том что серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройства, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
-статусная функция - каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.
-защитная функция - во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
-экономическая
функция - ведение членами семьи общего
хозяйства, когда все они работают, как
одна команда способствует формированию
крепких экономических связей между ними.
Можно сказать, что семья представляет
собой самую крепкую экономическую ячейку
общества. Нормы семейной жизни включают
обязательную помощь и поддержку каждого
члена семьи, в случае если у него возникают
экономические трудности4. Эта функция
связана с питанием семьи, приобретением
и содержанием домашнего имущества, одежды,
обуви, благоустройством жилища, созданием
домашнего уюта, организацией жизни и
быта семьи, формированием и расходованием
домашнего бюджета. В сфере «домашних
дел» формируются внутрисемейные отношения,
содержание которых определяется видом
хозяйственной деятельности. В этих условиях
лучше познаются мотивационные и волевые
компоненты каждого члена семьи, создаются
необходимые предпосылки формирования
сплоченности семьи, а также определяются
возможные конфликтогенные области взаимоотношений
и представляется более удобная форма
ухода от них. За годы экономических реформ
в нашей стране активизировалась собственно
экономическая составляющая этой функции
семьи. У этой активизации две стороны:
первая - возрастание значимости финансового
обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа
семейных предприятий в различных сферах
производственной и непроизводственной
деятельности (т.е. превращение части семей
из только потребительских ячеек общества
еще и в производственные).
Информация о работе Семья и брак как социальные институты. Функции семьи в обществе