Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:40, реферат
Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек
1.Введение
2.Семья
2.1 Основные функции семьи
2.2 Роль отца и матери в семье
2.3 Общение в семье
3 Кризис семьи и её будущее.
4 Заключение
Список использованных интернет- ресурсов
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 54
с углубленным изучением предметов
социально-гуманитарного цикла.
РЕФЕРАТ
по обществознанию
на тему:
«Семья – хозяйственная ячейка общества»
Выполнила: Ученица 9Б класса
Литвинова Алина
Проверила: Учитель обществознания
Давыдова Ю.А.
Новосибирск 2010 г.
Оглавление
1.Введение
2.Семья
2.1 Основные функции семьи
2.2 Роль отца и матери в семье
2.3 Общение в семье
3 Кризис семьи и её будущее.
4 Заключение
Список использованных интернет- ресурсов :
Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.
Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)
Конечно же, во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство "любовь" оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет не счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака – и это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера – доброты или недоброты, эгоизма или неэгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба. Единственно, что, наверное, является заведомо несчастливым браком – брак насильственный. В некоторых странах существует традиция, что семья складывается по распоряжению родителей. Да, и у нас в определенных социальных слоях населения такая же ситуация имеет место. В какое время больше, в какое – меньше: примером тому знаменитый Домострой, по которому женщина не имела права на собственные чувства и желания. В такой семье о теплоте домашнего очага, о духовном слиянии личностей нет и речи. Именно женщина, как показывает история, – строитель семьи, хранительница очага в лучшем смысле этого слова.
Что такое семья? Во-первых, семья- это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп в паспорте, совместная личная собственность, право на наследование, раздел имущества при разводе, и все такое прочее.
Ясно, что многие стороны этого института исчезнут вместе со всеми государственно-правовыми институтами, когда отомрет государство, и потеряют всякий смысл понятия "собственность", "наследование", "имущество", "раздел" и пр. Во-вторых, семья – это социально-культурный институт. Семья создана для очень важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. В-третьих, семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества. Особая форма содружества мужчины и женщины для полноценного воспроизводства следующего поколения.
Раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечивать семью. В обязанность жены входило блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Деньги, наряды она получала из рук главы семьи. Порой мы жалеем женщин, которые жили по старым семейным законам, законам зависимости. Может быть напрасно? В тех зависимых женщинах жила накопленная многими поколениями привычка сознания, что глава содержит семью и отвечает за нее. Так уж исторически сложилось. Но шло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей. Авторитет мужчины постепенно падал, вскоре он свелся почти к нулю, конечно в городе это произошло быстрее, чем в деревне, где в некоторых семья и по сей день мужчина глава семьи. В Гражданском кодексе понятие "глава семьи" вовсе отсутствует. Его нет в Конституции, нет в семейном праве. Но оно пока присутствует в нашем сознании. По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы. Теперь иждивенцами в семье выступают только дети, их кормильцы – и папы, и мамы. Сейчас глава семьи – это уже не глава "по закону", а лидер. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как "выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи…". Нужен ли современной семье глава? Нет, но лидер нужен обязательно, им может быть и мужчина, и женщина. У кого характер для лидерства больше подходит. Как для патриархальных семей, так для нынешних, демократических, верна классическая толстовская формула, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Как распределяется домашний труд между супругами: женщина занимается домашним хозяйством гораздо больше, чем мужчина, и не случайно социологи не спрашивают, ведут ли мужчины домашнее хозяйство, а спрашивают, помогают ли они женам в работе по дому. Мы довольны уже тем, что мужчина в семье является хорошим помощником женщины.
Серьезной проблемой наших дней становится эмансипация… мужчины. Она нужна для полной эмансипации женщины и для укрепления семьи. Этот вывод не покажется столь парадоксальным, если семью рассматривать через призму социально-психологических основ ее формирования и существования. А такое рассмотрение семьи необходимо уже хотя бы тому, что она как социальное явление не может быть объяснена только социологическим анализом отношений в сфере домашнего труда между мужем и женой, родителями и детьми.
Социологи в основном сетуют на то, что женщина – равноправный член общества – остается в неравном положении в семье, что она закабалена мужем, детьми, бытом. По описаниям социологов, женщину после обзаведения семьей и особенно детьми ждут "кислый запах пеленок, пронзительный крик ребенка, бряцание цепей супружеской неволи", тяжелый и непроизводительный домашний труд, рост дискомфорта. И все стремление женщины к созданию семьи велико. Даже если большую часть труда возьмет на себя муж, нагрузки женщины после замужества возрастают. И все же семья создается, и социолог оказывается посрамленным, как и те пророки, которые в начале индустриальной эры серьезно верили, что в новом обществе для семьи не останется места. Чувство любви, стремление быть всегда вместе – вот сила, созидающая семью.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.[1]
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».
В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?
Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.
Среди причин возникновения такой ситуации демографы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей — это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте — нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.
Однако часть социологов и демографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости.
Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколении: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности менеджера. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры. [2]
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины—материнство, у мужчины—отцовство.
А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.
Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.