Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощённая в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остаётся определяющей материальной основой решения всех социальных задач.

Содержание

1.Семейная политика на современном этапе развития России. Основные принципы семейной политики. 2
2.Социальная защита семьи 5
3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 8
4.Заключение 11
5.Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

Содержание

 

1.Семейная политика на  современном этапе развития России. Основные принципы семейной политики.                                                                           2

2.Социальная  защита семьи                                                                                 5

3.Может ли семья стать  ключевым фактором в развитии  стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?                                8

4.Заключение                                                                                                        11

5.Список использованной  литературы                                                               12

 

 

1. Семейная политика на  современном этапе развития России. Основные принципы семейной политики

 

  Социальная политика  – это составная часть внутренней  политики государства, воплощённая  в его социальных программах  и практике и регулирующая  отношения в обществе в интересах  и через интересы основных  социальных групп населения. Социальная  политика по своему происхождению  вторична относительно экономики,  которая была и остаётся определяющей  материальной основой решения  всех социальных задач.

  В последнее время  наметился отчетливый поворот  государства в сторону социальной  политики. Недовольство населения  сложившейся в социальной сфере  ситуацией привлекает к проблемам  поиска оптимальной для России  модели социальной политики, как  общества, так и властных структур.

  Среди граждан РФ  преобладают сторонники включения  социальной политики в число  основных приоритетов. В целом  (с учетом тех, кто выбрал  обе позиции) 64% россиян назвали  две основные задачи (инвестиционную  – повышение качества человеческого  капитала страны, и гуманитарную  – помощь наиболее нуждающимся  слоям населения) (рис.1.).

  Однако не меньшее  значение имеет, и готовность  россиян опереться на собственные  силы – среди тех, кто полагает, что без поддержки государства  им и их семье выжить трудно, свыше 75% включают в число приоритетов  деятельности государства помощь  наиболее обездоленным слоям  населения, что даже больше, чем  среди самых бедных слоев населения.  При этом, судя по всему, под  этими слоями населения сторонники  патерналистской позиции подразумевают  в первую очередь себя, хотя  большинство из них явно не  могут по уровню жизни претендовать  на адресную социальную помощь. Изменение взглядов происходит не плавно, а именно резким скачком, и во всех возрастных категориях до 50 лет показатель стремления о включении помощи наиболее обездоленным слоям населения в число государственных приоритетов почти одинаков, как и среди тех, кто старше 50 лет.

 

Рис. 1. Представления россиян  о главных целях российского  правительства,%

 

  Группа сторонников включения в число приоритетов деятельности государства в России помощи наиболее обездоленным слоям населения объединяет, прежде всего, неспособную к самостоятельному решению своих социальным проблем часть малообеспеченных и среднеобеспеченных слоев старшего возраста, неконкурентоспособных на российском рынке труда в силу различных причин (здоровье, низкий уровень квалификации и т.п.). Государственная семейная политика призвана решать следующие задачи:

укрепление семьи и  семейных ценностей, обеспечения её интересов в процессе общественного  развития;

создания необходимых  условий для реализации семей  своих функций на основе собственной  трудовой деятельности;

организации субъектной роли семьи в процессе осуществления  государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.

Основные принципы семейной политики РФ:

Принципы семейной политики определяются историческими, этническими, религиозными, культурными традициями, материальными возможностями общества, социально-демографической ситуацией.

Принцип самостоятельности. Данный принцип предполагает определённую независимость семьи от государства, возможность самостоятельно принимать  решения, касающиеся семейной жизни.

Свобода выбора ролевых функций  и типа семьи. Он означает самостоятельное  определение членами семьи, а  также того типа семьи, который им наиболее приемлем. Сами члены семьи  определяют свой тип семьи: многодетная, малодетная или бездетная. При этом и государство свободно в принятии решений по поддержке тех типов  семей и семейного поведения, которые в большей мере соответствуют  интересам общества.

Равноправие в семье. Данный принцип предполагает достижение справедливого  распределения семейных обязанностей между супругами, а также обеспечение  равных возможностей самореализации в  трудовой сфере и общественной деятельности. При наличии детей равноправие  может достигаться лишь с учётом их приоритетных интересов.

Принцип общественного договора. Предполагает согласованную регламентацию  взаимоотношений семьи и государства. Она нацелена на создание нормальных условий для экономически активных членов семьи, позволяющих обеспечить благосостояние на трудовой основе. Для  этого необходимо расширять рабочие  места с учётом интересов семей  с малолетними детьми, поощрять семейный бизнес, расширять практику переподготовки кадров, получения новых (более востребованных) профессий для работающих членов семьи.

Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях  означает, что её цели едины для  всей страны. Семье, независимо от её места  проживания, гарантируется предоставление минимальных социальных гарантий и  льгот, установленных на федеральном  уровне.

 

2. Социальная защита семьи

 

  Неотъемлемыми факторами  любой нормально функционирующей  социальной системы являются  социальная защита и социально-экономическая  поддержка населения.

  С переходом к рыночным  отношениям в РФ происходит  изменение форм собственности,  а, следовательно, и общественно-экономических  отношений.

  Государство объективно  заинтересовано в поддержке социально  уязвимых слоёв населения по  нескольким причинам:

государство, провозгласившее  себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве  квалифицированной рабочей силы;

социально-экономическая  поддержка неимущих нивелирует экономическое  состояние различных групп и  слоёв населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе [1, с.116].

  В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальное защите нуждаются все конституционные права и свободы личности – от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

  Главная цель социальной  защиты – оказать необходимую  помощь конкретному человеку  в сложной жизненной ситуации.

  В РФ право граждан  на социальную защиту гарантировано  Конституцией и регламентировано  законодательством.

  Центральный субъект  социальной защиты – государство.  Человек, нуждающийся в социальной  защите – одновременно и субъект,  и объект социальной защиты.

  Объектами социальной  защиты являются социальные институты  в лице:

конкретных социальных организаций;

учреждений;

систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

  Социальная защита  населения включает в себя:

социальное обеспечение;

социальное страхование;

социальную поддержку (помощь).

  Основными формами социальной защиты являются следующие:

законодательно определённые социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и  расходов населения;

социальное страхование;

социальные услуги;

целевые социальные программы.

  Действующая система  социальной защиты в РФ базируется  на следующих принципах:

  поощрительности –  властными структурами с целью  общественно-политического резонанса  на те или иные социально-значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоёв населения, а в некоторых случаях – индивидов;

  заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, предоставляющего его интересы;

  патернализма – государственная  опека по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

  Основными принципами  социальной работы с семьёй  являются:

приоритет прав и интересов  ребёнка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников во время работы с семьёй в случае, если отсутствует риск насилия над  детьми;

обоснованное использование  власти и контроля;

учёт неблагоприятных  факторов в семье, подход с позиции  риска и т.д.

  В настоящее время  система обслуживания нуждается  в модернизации отдельных типов  учреждений, пересмотре структуры  социальных услуг, условий их  оплаты, развитии рынков социальных  услуг.

  По словам министра  здравоохранения и социального  развития РФ, в 2010 году реализован  программно-целевой механизм реализации  мероприятий, предусмотренных Основными  направлениями деятельности Правительства  РФ на период до 2012 года –  в виде карт проектов.

  Проектный подход  – современный, эффективный инструмент  управления. С его помощью обеспечивается  увязка целей, задач, мероприятий  с затратами на их реализацию. Карты проекта позволяют количественно  оценивать – с помощью системы  индикаторов, - ход и результаты  реализации проектов, современность  выполнения намеченных работ,  использование выделенных на  их реализацию финансовых ресурсов.

  Утверждены карты  следующих 2 проектов:

поддержка социально незащищённых групп населения;

поддержка семьи.

  В целях формирования  нормативно-правовой базы модернизации  и развития механизмов реализации  обслуживания населения Минздравсоцразвития РФ реализует следующие проекты:

проекты федеральных законов  о внесении изменений в федеральный  закон «об основах социального  обслуживания населения в РФ»;

проект Концепции развития социального обслуживания населения  в РФ, предусматривающий меры по оказанию эффективной поддержки  семьям, предоставляющим родственный  уход на дому пожилым людям и инвалидам.

  Частное государственное  партнёрство – представляет собой  инструмент привлечения бизнеса  к выполнению государственных  функций и предоставлению государственных  услуг.

  Наиболее перспективными  областями реализации проектов  частно-государственного партнёрства в сфере социального обслуживания являются:

предоставление санаторно-курортных  услуг;

оказание реабилитационных услуг;

предоставление социальных услуг в стационарных условиях на дому.

 

3. Может ли семья стать  ключевым фактором в развитии  стабильного среднего класса  и способствовать возрождению  России?

 

  Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как только этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

  Ролевые отношения  в семье, образующиеся при выполнении  определенных функций, могут характеризоваться  ролевым согласием или ролевым  конфликтом.

  Экономические реформы,  свобода индивидуальной деятельности  меняют общество. Появляются богатые,  бедные, нищие, безработные. И  если для старого общества  характерны были такие типы  семьи, как семья рабочего, семья  колхозника, семья интеллигента, то  в современном обществе можно  выделить много новых типов:  семья миллионера, бизнесмена, уличных  торговцев, безработного, в которых  с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство  в семье) появляются новые проблемы  социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаются без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени.

  Таким образом, закономерные  и случайные сдвиги в развитии  общества подрывают устои традиционной  семьи. Современная семья отличается  от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи обусловливают и специфику выполняемых семьей функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

  В настоящее время  наиболее актуальная проблема  мало обеспеченности семей. Проблемы  методологии анализа мало обеспеченности  и некоторые ключевые особенности  положения малообеспеченных в  современной России оставили  без ответа вопрос: как связана  мало обеспеченность со структурными  позициями, занимаемыми индивидами  в системе производственных и  целом рыночных отношений? В  данной связи важно, прежде  всего, оценить специфику профессиональных  позиций малообеспеченных, а также  тех активов, которыми располагают  они и могут предложить на  рынках труда, капитала, товаров  и услуг.

Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи