Автор: Женя Женевская, 17 Октября 2010 в 18:51, реферат
Эссе
Самоубийства. Современная тенденция. Мировая статистика. Пример Молдова. Выводы
Государственный университет – Высшая школа экономики
Нижегородский филиал
Факультет менеджмента
Эссе по дисциплине
«Социология»
Тема:
«Самоубиство в Молдове с позиций Дюркгейма»
Студентка группы 09М2
2010
2
Мне смерть представляется ныне
Исцеленьем больного,
Исходом из плена страданья.1
Среди разных видов смертей существуют такие, которые имеют в себе особенную черту, заключающуюся в том, что смерть есть дело самой жертвы, что страдающим лицом является сам действующий субъект. Это самоубийства. Самые первые случаи суицида известны еще в доисторические времена, задолго до того, как человек изобрел колесо и покорил огонь. Там, где условия существования были очень суровы, самоубийство превратилось фактически в норму поведения. Самоубийство представляет собой комплексную проблему, изучение которой началось в сфере философии и напрямую затрагивающую социальную сферу жизни общества.
Проблемой суицидального поведения занималось и занимается достаточно большое количество психологов, философов, социологов, и медиков, но проблема не теряет своей актуальности и в наши дни, так как каждое общество в определенный исторический момент имеет склонность к самоубийству. Более того, я уверена, что почти каждый человек на протяжении своей жизни хоть раз сталкивался с этим неприятным явлением.
На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.
В своем эссе я рассмотрю проблему суицида в Молдове в свете социологической теории Э.Дюркгейма о самоубийстве, которую он изложил в обширной монографии «Самоубийство». Многие предшественники и последователи рассматривали этот вопрос, но французский социолог является основоположником теории «отклоняющегося поведения».
Согласно
статье Оксаны Валентиновны Исаак «Самоубийство
в Молдове с позиций Дюркгейма»
3
безработицы, обнищание одних слоев населения и обогащение других, в Молдове порождают состояние социальной аномии. Классик французской и мировой социологии Э.Дюркгейм определил её как отсутствие четких норм и правил поведения, когда старые ценности разрушились, а новые еще не сформировались. Анализируя приведенные в статье таблицы и статистику Молдовы, можно сделать вывод о том, что мужчины в этой стране в 6 раз чаще женщин накладывают на себя руки. Это обусловлено тем, что мужчина по своей сути более подвержен социальному и общественному негативному влиянию, он социально активен, а значит и риск получить психологические расстройства более велик. Женщины напротив, выступая в роли матери, жены, дочери смягчают себе эту вероятность, хотя из мировой практики известно, что женщины чаще пытаются покончить с собой, но используют для этих целей «щадящие» методы, а потому остаются в живых. Также Э.Дюркгейм рассматривает взаимосвязь разводов и самоубийств, между ними существует прямая зависимость, т.к. вследствие разводов возникает психическое и моральное расстройство, что нередко приводит к трагическому исходу. В статье приводится анализ воздействия религиозного мировоззрения о вопросах суицида, выявлено, что протестанты более подвержены суициду. Чем католики. Это объясняется более стойкими исторически-сложившимися нормами морали в католической церкви. И последний фактор, единственный который противоречит теории Дюркгейма, заключается в том, что в большинтсве случаев в Молдове кончают жизнь самоубийством люди, имеющие финансовые трудности, не способные обеспечить и прокормить себя, свою семью.
Сущностью
дюркгеймовского объяснения является
«социологизм», через него рассматривались
все остальные факторы, в том числе и индивидуальная
предрасположенность к самоубийству.
Полагая, что психологические мотивы самоубийств,
часто кажущиеся их причинами, представляют
лишь индивидуальное, притом искаженное
отражение общих условий, Дюркгейм обратился
к изучению социальной среды как доминирующей
причины, под влиянием которой изменяется
сам процент самоубийств. Дюркгейм совсем
не отвергал роль индивидуальных факторов,
психического состояния отдельных самоубийств,
их специфических жизненных обстоятельств,
он подчеркивал второстепенное значение
этих факторов, зависимость от состояния
общества, общих социальных причин.
4
Согласно теории, выдвинутой Дюркгеймом, процент самоубийств (т.е. отношение количества самоубийств к численности населения) есть функция нескольких социальных переменных: взаимоотношений в национальных, семейных, религиозных, политических и других группах. Исходя из этого, социолог и философ использовал прием доказательства путем элиминации (исключения), систематически рассматривал и отвергал такие социальные факты, как «психоорганическое предрасположение» индивидов (психопатическое состояние, наследственный и расовый факторы), черты физического окружения (время дня, климат, время года) и процесс подражания. Вслед за этим он рассматривал действие социальных причин и способ, каким они действуют, а также отношения, в которых находятся социальные и несоциальные факторы. Французский социолог обратился к данным социальной статистики и обнаружил ряд частных закономерностей: мужчины чаще кончают самоубийством, чем женщины; процент самоубийств выше летом, чем зимой; солдаты чаще, чем гражданское население; старые люди чаще, чем молодые; протестанты чаще, чем католики; одинокие или разведенные чаще, чем женатые; процент самоубийств выше в городских, чем в сельских областях и т. п. «Оставив в стороне индивида как индивида, его мотивы и идеи, нужно изучать, — утверждал Дюркгейм, — те различные состояния социальной среды (религиозные верования, семья, политическая жизнь, профессиональные группы и т. п.), под влиянием которых изменяется процент самоубийств».
Таким образом, прежде всего мы получаем следующую формулу: самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой.
Но это определение недостаточно полно; оно не различает двух совершенно различных видов смерти. Нельзя относить к одному разряду и рассматривать с одинаковой точки зрения смерть человека, страдающего галлюцинациями, который выскакивает из окна верхнего этажа, думая, что оно находится в уровень с землей, и смерть психически здорового человека, убивающего себя вполне сознательно. Ведь, строго говоря, почти нельзя указать такого смертельного исхода, который не был бы близким или отдаленным последствием того или иного поступка самого пострадавшего лица. Правда, причины смерти чаще лежат вне нас, чем внутри нас, но они влияют на нас только тогда, когда мы сами вступаем в сферу их действия.
Самоубийством
называется каждый смертный случай, который
непосредственно или
5
совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.
Дюркгейм проложил дорогу количественному анализу в социологии и наметил пути развития его частных методик и техник, таких, например, как метод последовательного включения факторов, участвующих во взаимодействии, суть которого в исследовании и интерпретации комплекса взаимоотношений между множественностью характеристик, систематически включаемых в отношение, исследованное раньше, изучение этого отношения в широко варьирующихся контекстах и т. п. Дюркгейм не мог воспользоваться элементарными с сегодняшней точки зрения инструментами научного анализа: коэффициентом корреляции, понятием статистического взаимодействия, формализацией аналитических процедур и др. Несмотря на это, его работа сыграла значительную роль в утверждении социологического подхода к самоубийству в противоположность психопатологическому, популярному в его время и до наших дней соперничающему с социологическим подходом. И хотя многие из частных заключений Дюркгейма были опровергнуты либо уточнены, главная идея сохранила свое значение до сих пор.
В
современных обществах, где личность все
более эмансипируется от коллективной,
подобный вид самоубийства никак не может
быть частым явлением. Но и в настоящее
время существует социальная среда, где
альтруистический тип самоубийств может
считаться явлением обыденным, - это армия.
В лице этой группы у нас есть как бы пережиток
самоубийств, свойственных обществам
низшего порядка; ведь и сама военная мораль
некоторыми своими сторонами составляет
как бы пережиток морали первобытного
человечества. Под влиянием этого предрасположения
солдат лишает себя жизни при первом же
столкновении с жизнью, по самому ничтожному
поводу: вследствие выговора, вследствие
отказа в разрешении отпуска, незаслуженного
наказания или неудачи по службе; убивает
себя по причине унижающего оскорбления,
мимолетной вспышки ревности или просто
потому, что на его глазах кто-нибудь покончил
с собой. Здесь мы находим объяснение тех
явлений заражения, которые так часто
наблюдаются в армии.
Теперь известно, что причина самоубийств лежит вовсе не в жизненных трудностях. Если люди стали убивать себя чаще, чем раньше, то не потому, что нам приходится прикладывать более тяжелые усилия для поддержания своего существования, и не потому, что наши законные потребности меньше удовлетворяются. А потому, что мы
6
не знаем теперь ни того, где останавливаются наши законные потребности, ни того, какую цель имеет наша деятельность. Такое состояние, которое мы переживаем, вызывается не тем, что усилились в числе или в интенсивности объективные причины страданий; оно свидетельствует не о большей экономической нужде, а о тревожной нужде моральной.
Таким образом, работа Дюркгейма о самоубийстве захватывает область, которая лежит за пределами того частного разряда фактов, который она специально изучает. Вопросы, которые она поднимает совпадают с очень важными проблемами современности. Быстрый рост самоубийств и общее критическое состояние современных обществ имеют одинаковые причины.
В
этой работе я постаралась показать,
что для достижения уменьшения числа самоубийств
отсутствует надобность искусственно
возрождать устаревшие социальные формы,
которым можно сообщить лишь видимость
жизни. И нет смысла изобретать новые формы,
не имеющие себе аналогов. Необходимо
разыскать в прошлом зародыши новой жизни
и ускорить темп их развития. Дюркгейм
в настоящем труде о самоубийстве не смог
определить с большей точностью, каким
образом эти зародыши будут развиваться
в будущем, т.е. какова будет профессиональная
организация, которая нужна нашему обществу.
Социальная действительность слишком
сложна и слишком малоизвестна, чтобы
можно было предвидеть подробности. Только
прямое соприкосновение с вещами сообщает
данным науки недостающую им определенность.
Раз установлено, что зло существует, раз
мы знаем, в чем оно состоит и от чего оно
зависит, знаем, следовательно, общий характер
лекарства и способ его применения, то
надо не планы составлять, которые заранее
все предвидят, а решительно взяться за
дело.
При данного эссе я ознакомилась с некоторыми работами философов разных времен и эпох. Конечно, охватить и разобрать мнение каждого мне не удалось, но я думаю, что смогла выявить основные положения и моменты такого явления как суицид.
Мне
нелегко судить о философии самоубийства
и о самоубийстве в целом в силу своего
возраста. Я могу лишь предполагать, какие
мысли посещают человека, решившегося
на такой страшный грех как самоубийство.
Что думает живое разумное существо, когда
глотает горстями таблетки в надежде больше
не проснуться, причиняя боль, разрезая
вены или бросаясь с мостов или крыш. Что
за отрешённость от мира поселяется в
нём? И кто виноват в этом? Может быть тот
самый разум, которым так гордится человечество.
Может быть, это именно он заставляет людей
страдать и убивать
Информация о работе Самоубийства в Молдове с концепии Дюркгейма