Самооценка и групповая оценка личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем сомногообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.

Содержание

Введение 3
I. Характеристика личности и ее основных структурных компонентов 5
II. Определение понятия “Я – концепция». Основные компоненты 8
2.1. Определение понятия «Я – концепция» 8
2.2. Основные компоненты «Я – концепция» 8
III. Типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека 10
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение А 15

Работа содержит 1 файл

Самооценка и групповая оценка личности.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    «Неуверенность  – своеобразный сигнал для окружающих, так как никто не знает человека лучше, чем он сам, а он заранее расписывается в своей несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность».

    Многое  из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т. Шибутани говорит об этом так: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

    Л. Пепло, М. Мицели и Б.Морали высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится, что низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём. Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам. Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.

    «Низкая самооценка,-  продолжают  Л. Пепло, М. Мицели и Б.Морали, - влияет  на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

    Самооценка играет важную роль в том, испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному приспособлению в колледже, нежели студенты с низкой самооценкой

    Люди  с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти на пролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа – не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

    Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты. Исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока. Весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена. Если человек застенчив, как правило, он страдает низкой самооценкой; - пишет Ф. Зимбардо, - там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости». Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его возможностями.

 

Заключение

 

    Самооценка  является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление  и уровень активности человека, его  отношение к миру, к людям, к  самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека (поведения человека в обществе).

    Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие личности, её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха , достижения целей определённого уровня , то есть уровня притязаний личности . Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те , у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.

    Развитие  самосознания человека неразрывно связано  с процессом самопознания как  процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими  людьми, с культурой и обществом  в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

    Я - концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые  испытывает индивид. Особенно важными  являются для него контакты со значимыми  другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я - концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я - концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

 

Список литературы

 
    1. Кроль В.М. Педагогика и психология. – М.: Высш. школа, 2001.
    2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М., 2001.
    3. Психология/ Под ред. А.А. Крылова. – М., 1999.
    4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. – Питер, 2001.
    5. Психология и педагогика /Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др. – М., 2000.
    6. Психология и педагогика/ Под ред. А.А. Радугина. – 1999.
    7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1996.
    8. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
    9. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. – Мн.: ООО "Попурри", 1998.
    10. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.
    11. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.

 

Приложение  А

 

    Таблица 1.  

Характеристики 

личности

Кодовые номера членов группы
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Общительность 5 5 5 4 5 5 5 3 5 5
2. Тактичность 3 4 5 5 4 2 5 4 4 3
3. Чувство юмора 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4
4. Обаятельность 4 5 5 4 4 5 5 5 4 5
5. Находчивость 5 4 5 4 5 3 4 4 3 4
6. Искренность 4 5 5 5 4 5 5 4 4 4
7. Эмоциональность 5 5 3 3 5 5 5 5 5 5
8. Мечтательность 5 3 2 2 4 4 4 3 3 3
9. Ответственность 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5
10. Надежность 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5
11. Целеустремленность 4 5 5 5 5 4 5 5 5 5
12. Способность к руководству 5 5 1 4 3 3 4 4 5 5
13. Эрудиция 3 5 5 5 5 5 5 5 4 5
14. Творческие способности 3 4 5 5 5 4 5 4 4 5
15 Трудолюбие 4 4 5 5 4 5 5 4 5 5
 

 

     Обработка данных

    Таблица 2.

Номера  личностных характеристик Распределение оценок ГОЛ со со  – гол
«1» «2» «3» «4» «5»
     1                    1      1      8      4,7      5      0,3
     2             1      2      4      3      4,1      3      -1,1
     3                           5      5      4,5      5      0,5
     4                           4      6      4,6      5      0,4
     5                    2      5      3      4,1      4      0,1      
     6                           5      5      4,5      5      0,5
     7                    2             8      4,6      5      0,4
     8             2      4      3      1      3,3      5      1,7
     9                           2      8      4,8      5      0,2
     10                           2      8      4,8      5      0,2
     11                           2      8      4,8      4      -0,8
     12      1             2      3      4      3,9      4      0,1
     13                           2      8      4,7      4      -0,7
     14                    1      4      5      4,4      4      -0,4
     15                           4      6      4,6      5      0,4
 

    Выводы:

    1. Мы рассмотрели согласованность  членов коллектива в количестве 10 человек о данной личности  по каждому качеству. Разброс  оценок невелик. Также проанализировали  разность СО-ГОЛ. Разность более  0,5 баллов отсутствует, значит, самооценку  можно оценить, как адекватную.

Информация о работе Самооценка и групповая оценка личности