Самообразование как средство повышения творческого потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:10, доклад

Описание работы

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания

Работа содержит 1 файл

Самообразование.doc

— 35.53 Кб (Скачать)

Самообразование как средство повышения творческого потенциала.

 

«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т.п.

 Успех же самообразования  зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

1.Осознание  человеком  персональной  необходимости   в приобретении  дополнительных знаний

2.Обладание человеком необходимым  умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.

3.Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

4. Желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового.

 Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

 

Человек в  современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания

В основе самообразования лежат  приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат  приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и  способы их достижения, понимать смысл  поставленной задачи, анализировать  и оценивать собственную деятельность,  расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным  в оценке собственных действий и  поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор  и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный  инструментарий самовоздействия и  самоподдержки;

расширять личностные образовательные  интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей  прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под  культурой самообразования принято  понимать как высокий уровень  развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для  осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование  в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и  определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир  и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость  и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое  «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.  

 

Самообразование как вид свободной  духовной деятельности — самый свободный  путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного  человека, занятие, которое сопутствует  ему всегда.

 

 

 

При самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ», т.е. человек меняется внутренне.

Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования. Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде  установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все. Так вот, самообразование — постоянный процесс, уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества [3].

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис [4]. Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу. Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, ес­тественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей. Нет окончательной ясности в понима­нии катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состоя­ние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии [5].

Прежде всего разумно  посмотреть на катарсис с бо­лее общих позиций и увидеть в нем черту не только пе­реживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности. В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя-наличного, данного уровня сво­его «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Катарсис — точка, в которую сходятся многие линии движения интеллекта и чувственных потрясений, помноженных на социокультурные импульсы, точка преображения духа, бескорыстного возвышения души, обретаемого в Культуре и через взаимодействие с Культурой.

Это — одна из открытых строительных площадок личности, то состояние мировой разомкнутости, в котором человек может совершить головоломный рывок внутреннего роста.

И один из спасительных даров катарсиса — его способность вытеснять из нашей жизни разрушительные отрицательные эмоции и замещать их эмоциями положительными, созидательными.

Элементы катарсиса —  духовного очищения — содержатся в любой созидательной интеллектуальной деятельности. В познании — в высокой степени, — особенно постольку, поскольку познание содержит в себе элемент сопереживания гению. Тут катарсис не трагический, а светлый [6].

В слово «самообразование»  мы вкладываем два разных смысла. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самонаучению», «самообучению». Это — узкий, более практический смысл. Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком, гуманистическом смысле как образование себя, то есть строительство, сознательное созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание». Во втором смысле «я» впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю созданную человечеством культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая в сложном диалоге творческие и этические качества.

Самообразование в своем первом, более узком смысле, становится частью и основанием самообразования в широком, психологическом и культурологическом смысле.

Самообразование — деятельность постижения Культуры, приобщения к ней. В диалоге с Культурой человек совершенствует свой интеллект, память, меняет всю структуру своей личности. Собственно говоря, цель самообразования и состоит в этой самосозидающей работе. Тут соединяются две задачи и две деятельности. Без одной из них неполна, а зачастую и невозможна другая: без самообразования нет саморазвития, а без саморазвития — самообразования [7].

Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания.

Самообразование являет собой  важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения ре­продуктивной деятельности в продуктивную.

Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Выстраивается цепочка: образование  себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей  личности.

Особая ценность самообразования  — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

 

Самообразование личности — бесконечный процесс. Есть даже народная поговорка, которая мне очень нравится: «Всю жизнь учись — все равно дураком помрешь !».  :)  Для пессимистов и лентяев эта поговорка является хорошей оправданием собственной бездеятельности и лени. Оптимистам же, к коим причисляю и себя, это говорит о многообразии мира, о невозможности человеческого разума охватить все сущее.

Чем в этом плане хорошо самообразование ? Тем, что мы направляем СВОИ силы на познание вещей, НАС интересующих, являющимися сопутствующими в достижении НАШИХ целей, помогающих осуществить НАШИ мечты и желания. То есть мы не тратим наше драгоценное время на изучение вещей, не входящих в сферу наших интересов.

Самообразовываясь, человек  растет и как специалист, и как личность. Он выходит на новый для себя уровень, становясь не только потребителем, но и учителем — ведь он в силах передать накопленные собственные знания и опыт другим людям. Не в этом ли состоит одна из важнейших целей жизни человека — помочь другим вырасти, подсказать правильный путь, научить и уберечь ?

Мотивацией для самообразования служит правильно сформулированная цель. В этом случае появляется необходимая энергия для достижения цели, возникает понимание, какие знания могут помочь, что необходимо предпринять для их получения и какими навыками владеть.

Информация о работе Самообразование как средство повышения творческого потенциала