Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:05, реферат
формы, теория, методы
Успех экономической реформы был обусловлен не только правильной экономической политикой, но и наличием ряда благоприятных факторов, среди которых: сохранившаяся материальная база, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения. В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС заявил о завершении создания в ФРГ программы «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «сформированное общество».
В середине 60-х
годов данная идея была подхвачена
сторонниками концепции «сформированного
общества» (Т.Брифсом, Э.Фогелином, Р.Альтманом
и др.). «Сформированное общество»
рассматривалось как
В 70-е годы усилились позиции неокейнсианского направления, специализирующегося на комплексном исследовании проблем экономического роста. На базе «неоклассического синтеза» были объединены кейнсианские концепции производства и распределения. В этих условиях неолибералы подчеркивали, что частнопредпринимательская деятельность на микроуровне должна строиться на принципах саморегулирования, а на макроуровне — осуществлять «глобальное регулирование», включающее проведение активной антициклической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности денежного обращения.
В рамках этой теории был разработан такой рычаг управления социальными отношениями, как «согласованная акция» («концентрированная акция»), в рамках которого предполагалось добиться полного согласования интересов профсоюзов, предпринимателей, государства по всем социально-экономическим вопросам для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста.
Новым в доктрине явилась попытка сочетать стимулирование экономического роста как на стороне предложения, т.е. путем оптимального подбора производственных факторов и имеющихся ресурсов (микроуровень), так и за счет создания условий для расширения эффективного спроса (макроуровень). Этот этап в развитии социального рыночного хозяйства связан, прежде всего, с именами К.Шиллера (премьер-министра от СПГ) и Ф.Й.Штрауса (министра финансов от партии ХСС), которые основными целями развития экономики провозгласили сбалансированный рост и полную занятость.
Однако стимулирование эффективного спроса создало ряд новых проблем в немецкой экономике: инфляцию, дефицит госбюджета. Это привело к тому, что в середине 80-х годов широкое признание в рамках концепции «социального рыночного хозяйства» получает монетаризм.
В этот же период под лозунгом укрепления рыночных сил, возвращения рынку былого значения, освобождения населения от бремени налогов, вызванного чрезвычайно активной социальной политикой в стране, был начат ввод новой стратегии фискальной политики, известной как концепция предложения и дерегулирования (ограничения экономической роли государства).
Основными компонентами данной концепции, обновленной на основе неоконсервативных рецептов, являются: уменьшение издержек производства вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение налогов на прибыль, приватизация общественного сектора производства.
Одновременно происходит возрождение идеи ордолиберализма о необходимости институционального регулирования хозяйственных форм экономики, формирования «строя» системы.
Основными принципами
современного социального рыночного
хозяйства в ФРГ являются: саморегулирование
экономики на основе государственной
поддержки функционирования рынка за
счет сохранения условий эффективной
конкуренции, стабильности денег, введения
социальных амортизаторов. Идея «организованного
рынка», требующего целенаправленного
государственного вмешательства, остается
центральной идеей в рамках неолиберализма.
Вместе с тем, с учетом напутствия Эрхарда:
«конкуренция — везде, где возможно, регулирование — там,
где необходимо», представители неолиберальной
концепции постоянно изыскивают оптимальные
пропорции функционирования рынка и государства
в экономике.
Социальное рыночное хозяйство.
Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.
Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.
Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе со-циального-рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает, как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.
Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентрализованном и свободном выборе профессии, на возможности свободного принятия решений в отношении потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности.
Открытость
по отношению к нововведениям
и эффективность информационной
системы рынка сбыта, характеризуемого
постоянной конкурентной борьбой,
быстрее и лучше всего
Координация
отдельных решений
лирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложе-
ния,
Механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координации управления. Расширение процесса принятия решений производителями в целях приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений.
Решающей
предпосылкой для функционирования
механизма цен является конкурентная
борьба. Информация, предоставленная
в рыночном процессе, по своему содержанию
и объему намного шире и полнее чем в условиях
централизованного управления.
Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.
Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго.
Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.
Вследствие
конкурентной борьбы прибыль субъектов,
разработавших новые