Рыночное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:05, реферат

Описание работы

формы, теория, методы

Работа содержит 1 файл

Социальное рыночное хозяйство.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Успех экономической  реформы был обусловлен не только правильной экономической политикой, но и наличием ряда благоприятных  факторов, среди которых: сохранившаяся  материальная база, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения. В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС заявил о завершении создания в ФРГ программы «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «сформированное общество».

В середине 60-х  годов данная идея была подхвачена сторонниками концепции «сформированного общества» (Т.Брифсом, Э.Фогелином, Р.Альтманом  и др.). «Сформированное общество»  рассматривалось как определенный этап, фаза в развитии общества. Авторы концепции отмечали, что западногерманское общество прошло уже в своем развитии два этапа: фазу «классового общества», которой была присуща борьба за изменение общественного строя; этап «плюралистического общества», для которого типичным было столкновение «организованных союзов» между собой и государством за установление различных привилегий и за присвоение более высокой доли общественного продукта. После этого оно вступило в третью фазу развития — этап «сформированного общества», где главным должны быть интересы «общего блага». Исходя из этого, они утверждали, что в «сформированном обществе» не может быть места для классовой борьбы, его основой должно стать классовое сотрудничество, кооперация всех социальных групп. Для этого в сформированном обществе предлагалось провести ряд соответствующих реформ в области финансовой и кредитно-денежной политики.

В 70-е годы усилились  позиции неокейнсианского направления, специализирующегося на комплексном  исследовании проблем экономического роста. На базе «неоклассического синтеза» были объединены кейнсианские концепции производства и распределения. В этих условиях неолибералы подчеркивали, что частнопредпринимательская деятельность на микроуровне должна строиться на принципах саморегулирования, а на макроуровне — осуществлять «глобальное регулирование», включающее проведение активной антициклической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности денежного обращения.

В рамках этой теории был разработан такой рычаг управления социальными отношениями, как «согласованная акция» («концентрированная акция»), в рамках которого предполагалось добиться полного согласования интересов профсоюзов, предпринимателей, государства по всем социально-экономическим вопросам для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста.

Новым в доктрине явилась попытка сочетать стимулирование экономического роста как на стороне  предложения, т.е. путем оптимального подбора производственных факторов и имеющихся ресурсов (микроуровень), так и за счет создания условий для расширения эффективного спроса (макроуровень). Этот этап в развитии социального рыночного хозяйства связан, прежде всего, с именами К.Шиллера (премьер-министра от СПГ) и Ф.Й.Штрауса (министра финансов от партии ХСС), которые основными целями развития экономики провозгласили сбалансированный рост и полную занятость.

Однако стимулирование эффективного спроса создало ряд  новых проблем в немецкой экономике: инфляцию, дефицит госбюджета. Это  привело к тому, что в середине 80-х годов широкое признание в рамках концепции «социального рыночного хозяйства» получает монетаризм.

В этот же период под лозунгом укрепления рыночных сил, возвращения рынку былого значения, освобождения населения от бремени  налогов, вызванного чрезвычайно активной социальной политикой в стране, был начат ввод новой стратегии фискальной политики, известной как концепция предложения и дерегулирования (ограничения экономической роли государства).

Основными компонентами данной концепции, обновленной на основе неоконсервативных рецептов, являются: уменьшение издержек производства вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение налогов на прибыль, приватизация общественного сектора производства.

Одновременно  происходит возрождение идеи ордолиберализма о необходимости институционального регулирования хозяйственных форм экономики, формирования «строя» системы.

Основными принципами современного социального рыночного  хозяйства в ФРГ являются: саморегулирование  экономики на основе государственной поддержки функционирования рынка за счет сохранения условий эффективной конкуренции, стабильности денег, введения социальных амортизаторов. Идея «организованного рынка», требующего целенаправленного государственного вмешательства, остается центральной идеей в рамках неолиберализма. Вместе с тем, с учетом напутствия Эрхарда: «конкуренция — везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо», представители неолиберальной концепции постоянно изыскивают оптимальные пропорции функционирования рынка и государства в экономике. 
 
 

    Социальное рыночное хозяйство.

Социальное  рыночное  хозяйство - это хозяйство, базирующееся на принципах свободной  конкуренции, свободного выбора предметов  потребления, свободы раскрытия  и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения,  готовность  к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том,  чтобы любой успех экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.

Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства  нацелена на свободное,  экономически эффективное,  прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.

Для социального  рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе со-циального-рыночного  хозяйства термин рыночное хозяйство означает, как можно более  полную  децентрализацию  организации  управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.

Экономическая мощь  рыночного механизма опирается  на децентрализованном и свободном  выборе профессии, на возможности свободного  принятия решений в отношении  потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности.

Открытость  по отношению к нововведениям  и эффективность информационной системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конкурентной борьбой,  быстрее и лучше всего позволяет  нащупать  новые потребности, а также обеспечить решения стратегических задач.

Координация отдельных решений осуществляется посредством регу-

лирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложе-

ния,

Механизм  цен оказался высокоэффективным  инструментом координации управления. Расширение процесса принятия решений производителями  в  целях  приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений.

Решающей  предпосылкой для функционирования механизма цен является конкурентная борьба.  Информация, предоставленная в рыночном процессе, по своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях централизованного управления.  

Для социально-рыночного  хозяйства  характерна  конкуренция.

Главная цель  конкурентной  борьбы состоит в том,  чтобы продукты экономической деятельности не оставались в  руках  производителей слишком долго.

Результаты  НТП  должны   передаваться   всем   потребителям.

Вследствие  конкурентной  борьбы прибыль субъектов,  разработавших новые технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пионеров, в  ходе  конкурентной  борьбы  лишают пионеров их преимуществ. Поэтому прочная прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех,  кто стремится к инновациям. Большой вред рыночной экономике наносят ограничения конкурентной борьбы.

Информация о работе Рыночное хозяйство