Русская социальная мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития русского общества. Период правления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, "в конце XIX и начале XX века значительная часть русской интеллигенции высвободилась из плена... болезненного моноидеизма. Широкая публика начала проявлять интерес к религии... идее нации и вообще... к духовным ценностям".(

Работа содержит 1 файл

1.русская соц. мысль.docx

— 27.08 Кб (Скачать)

Будучи сторонником "методологического плюрализма", Кистяковский считал, что в обществе одни элементы подчиняются законам причинности, другие - принципам телеологии. Иногда они функционируют независимо друг от друга, иногда пересекаются, усложняя тем самым социальную жизнь, Большую роль в "нормальном обществе" играют элементы культуры, которые превращают власть и все ее атрибуты в элементы "коллективного духа" (т.е. общественного сознания). В противном случае в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. По этой причине Кистяковский критиковал попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею В. Соловьева о государстве как "организованной жалости").

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) утверждал, что  нельзя относиться к обществу как  агрегату физических тел и явлений. В отличие от естествоиспытателя социолог не может строить свою науку - науку об обществе - беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение  наблюдаемого. Михайловский был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал краеугольным камнем всей системы социологических  воззрений. Личность и общество, по Михайловскому, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит  вред обществу, а подавление общественного - вред личности.  

Михайловский считал, что органицизм печется о благе общества-организма, дарвинистская социология - о благе вида, марксизм - о благе класса, а интересы индивида, реальной личности отодвигаются всеми этими теориями на второй план.

Против органической теории Михайловский выступил в статьях "Аналогический метод в общественной науке" и "Что такое прогресс?" Он был противником перенесения  биологических законов на общество, противником теории эволюции Спенсера, рассматривающей общество как единый организм, а личность - как клетку этого организма. Эволюционное развитие общества английский социолог связывал с разделением труда и специализацией. Михайловский же, будучи сторонником  субъективного телеологизма, считал, что разделение труда развивает одни способности человека за счет других, каждый обладает лишь малой частицей навыков и знаний. Специализация ведет к обеднению личности, оскудению человеческой жизни. "Специализированный" человек перестает существовать как целостная личность, живет во фрагментарном мире.

Михайловский отрицал  возможность "высшей гармонии" в  обществе-организме, если при этом человека превращают в средство для процветания  этого организма. Развитие по "органическому" пути с его разделением труда  превращает реальную личность в "палец  ноги". Для Михайловского желательно, чтобы общество пошло по пути развития "надорганического", когда широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а "кооперацией простого сотрудничества".

Отрицательно относился  Михайловский и к социал-дарвинизму, о чем свидетельствуют его  статьи "Теория Дарвина и общественная наука", "Дарвинизм и оперетки Оффенбаха". Признание действия в  человеческом обществе закона борьбы за существование означает, что критерием  совершенства является приспособленность  человека к среде, т.е. выживают и  улучшают вид только сильные и  приспособленные, а остальные обречены на гибель. Подобные положения Михайловский считал "возмутительными". Прогресс не есть приспособление к среде. Лучше  всего в человеческом обществе к среде приспосабливается "сплоченная посредственность", выживают прагматики, гибнут идеальные личности.

Михайловский полагал, что в социологии следует пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями  нравственного и справедливого. В реальном мире необходимо действовать  в соответствии с целями и "общим  идеалом", а не переносить механически  на человеческое общество природные  законы причинности. Только определив  цель, можно установить пути практической деятельности. Пренебрежение к целям  и идеалам неизбежно ведет  к ультраиндивидуализму, к взгляду  на жизнь как на процесс, где каждый думает только о себе, не стремясь к  социальному идеалу, а тем самым - ни к собственному совершенству, ни к совершенству общества в целом. Объективизм есть позиция чистого  разума, субъективизм - нравственный суд  свободной воли, причем одно не исключает, а дополняет другое. Формула прогресса  Михайловского включает субъективно-этический  момент, поскольку справедливым и  разумным считается только то, что  приближает личность к ее всестороннему  развитию и целостности.

Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - видный теоретик "легального марксизма", считал, что цель общественного развития - всесторонне развитая личность, а общественная организация - средство достижения этой цели, если "современное культурное человечество" хочет идти путем прогресса. Социальный прогресс не тождествен экономическому, примат экономики над социологией, политикой, правом является, по Струве, неверной точкой зрения. В эмпирическом мире есть только один субъект - человеческая личность. Поэтому при решении любых политических вопросов необходимо исходить из признания естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны стоять выше прав любого коллективного целого, "как бы оно ни было организовано и какое бы наименование оно ни носило".

Единственно возможной  формой общественного прогресса, по мнению Струве, является путь реформ. Революции  в истории человечества меняли только политическую надстройку, кроме того, они были связаны с насилием над  личностью, разрушением хозяйственных  и нравственных устоев общества. В  отличие от революции реформы  решают проблемы хозяйственной и  экономической жизни страны в  условиях строгой государственной  регламентации происходящих процессов, без произвола и насилия, с  обеспечением всех прав и свобод личности.

Работы Струве "Метафизика и социология", "Социальная и  экономическая история России с  древнейших времен до нашего, в связи  с развитием русской культуры и ростом российской государственности" определяют социологию как исследование системы "свободного взаимодействия между единичными конкретными существами, носителями спонтанной активности".

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) - один из виднейших представителей социологов-классиков, оказавший большое  влияние на развитие всей социологии XX в. Иногда Сорокина называют не русским, а американским социологом. Действительно, хронологически "русский" период его деятельности жестко ограничен 1922 г.- годом его высылки. Однако становление  взглядов Сорокина как социолога, а  также его политической позиции  происходило именно на родине, в  условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде "русского" периода, двухтомной "Системе социологии" (1920), он формулирует  теоретические основы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины им же и были введены  в научный оборот).

Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической  структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному  признакам. Сорокин утверждал, что  общество без расслоения и неравенства - миф. Меняться могут формы и пропорции  расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в  недемократическом обществе, и в  обществе "процветающей демократии".

Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двух типов - вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения  как внутри социальной группы, так  и между группами. Социальная стратификация  и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим  физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., а кроме  того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация  немыслима без руководителей  и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно  неравенство, но это неравенство  должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при  котором человек может развивать  свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье  масс, а не революции. В работе "Социология революции" (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией. Революция  сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру  общества, ухудшает экономическое и  культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и  реконструкции социальной жизни  могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно "тестироваться" в малом социальном масштабе.

В своих поздних  работах ("Социальная философия в  век кризиса", "Альтруистическая любовь", "Изыскания в области  альтруистической любви и поведения", "Власть и нравственность" и  др.) Сорокин проповедует идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и  солидарности, культурных ценностей, т.е. те идеи, которые определяли этико-нравственную направленность русской социологической  мысли в целом.(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999. С. 16-28.)

Информация о работе Русская социальная мысль