Российское социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 00:10, реферат

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы системы социального обеспечения
1.1. Сущность и виды социального обеспечения
1.2. Функции системы социального обеспечения
1.3. Законодательные акты по социальному обеспечению в РФ
2. Методы формирования системы социального обеспечения в РФ
2.1. Институты социального обеспечения в России
2.2. Современная система социального обеспечения в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат экономика труда.docx

— 24.08 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы системы социального обеспечения
    1. Сущность и виды социального обеспечения
    2. Функции системы социального обеспечения
    3. Законодательные акты по социальному обеспечению в РФ
  2. Методы формирования системы социального обеспечения в РФ
    1. Институты социального обеспечения в России
    2. Современная система социального обеспечения в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное обеспечение  всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни  государства и общества. Оно непосредственно  зависит от развития экономики и  теснейшим образом связано с  политикой и социальным благополучием  людей и неработающих слоев населения.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот  или иной вид обеспечения следует  называть социальным:

Первый критерий – источники  финансирования. 

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных  фондов социальной поддержки населения.

Второй критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.   

С юридической позиции  установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для  определенных их категорий, установленных  в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица. Имеющие  статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д. 

Третий критерий – условия  предоставления обеспечения. 

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается  для определенных групп вышеперечисленных  граждан только при наступлении  соответствующих обстоятельств, указанных  в законе (достижение определенного  возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения  является выравнивание социального  положения отдельных категорий  граждан с остальными членами  общества.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время  следует понимать форму выражения  социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств  госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью  выравнивания социального положения  этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения  современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных  выплат, социальное обслуживание, медицинскую  помощь и лечение, а также различные  льготы для отдельных категорий  граждан.

Целью написания данной работы  является более  изучение социального обеспечения в РФ, а точнее его сущности, видов, законодательной базы и современного состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы системы социального обеспечения
    1. Сущность и виды социального обеспечения

Социальное обеспечение  — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств  государственного бюджета и специальных  внебюджетных фондов в случае наступления  событий, признаваемых государством социально  значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального  положения граждан по сравнению  с остальными членами общества.

Как экономическая категория  социальное обеспечение – это  система распределительных отношений, в процессе которых за счет части  национального дохода, созданного трудоспособными  гражданами и прошедшего затем перераспределение  через бюджетную систему и  внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств  для материального обеспечения  и обслуживания нетрудоспособных и  престарелых  граждан, а также  для оказания материальной помощи отдельным  группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным  семьям и др.).

Важной особенностью социального  обеспечения являются принципы его построения:

1.   Всеобщность –  распространение социального обеспечения  при наступлении нетрудоспособности  по возрасту или вследствие  инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и  независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению  подлежат все нетрудоспособные  члены семьи умершего кормильца:  несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные  жены (мужья), отец, дед, бабушка и  некоторые другие.

2.Общедоступность – условия,  определяющие право на ту или  иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости  у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет, а занятых на тяжелых работах – еще ниже.

3.Установление зависимости  размеров и форм обеспечения  от прошлого труда: длительности  стажа, условий работы, заработной  платы и других факторов. Этот  принцип находит свое отражение  опосредованно через заработную  плату.

4.Большое разнообразие  предоставляемых видов обеспечения  и услуг. Это пенсии и пособия,  трудоустройство, разнообразные  мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома – интернаты  для  инвалидов и престарелых  и т. д.

5. Демократический характер  организации и управления проявляется  в решении всех вопросов социального  обеспечения. Особенно велика  в этом роль профессиональных  союзов. Их представители участвуют  в работе комиссий по назначению  пенсий, они принимают непосредственное  участие совместно с администрацией  в оформлении документов уходящих  на пенсию работников.

К числу сущностных признаков социального  обеспечения на современном этапе можно отнести:

  • во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
  • организационно-правовых способов распределения совокупного
  • общественного продукта через систему социального обеспечения;
  • во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;
  • в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
  • в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения его уровня и условий предоставления.

Социальное обеспечение включает в себя следующие виды:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
  • пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидом с детства и др.);
  • содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах, специализированных домах для одиноких пожилых людей и супружеских пар);
  • профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
  • протезно-ортопедическую помощь;
  • медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;
  • льготы и преимущества пожилым людям и инвалидам, семьям с детьми.

Несмотря на общие черты, присущие системе, все эти виды имеют  свои нормы и методы обеспечения.

Таким образом, социальное обеспечение – это национальная система программ, выплат, услуг, помогающая людям удовлетворять их социальные, экономические, образовательные потребности, являющиеся основными для поддержания общества.

 

 

 

 

 

    1. Функции системы социального обеспечения

Выделяют следующие функции  социального обеспечения:

  • экономические функции социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен­ного заработка;
  • производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро­вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде­ния за труд;
  • социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью, которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;
  • политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.
  • демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения  стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

 

    1. Законодательные акты по социальному обеспечению в РФ

Информация о работе Российское социальное обеспечение