Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:27, доклад
Постмодернистская теория Инглхарта и по сей день считается одной из наиболее популярных идей мировой политологии, труды ученого пользуются огромнейшим успехом. Содержание и основные идеи его книги "Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества".
Рональд Инглхарт
Труды Инглхарта оказали огромное влияние на работы множества социологов всего мира; их публиковали на немецком, итальянском, испанском, французском, шведском, португальском, русском, польском, японском, китайском и корейском языках.
Работает в Университете Мичигана (University of Michigan); занимает пост директора всемирного социологического фонда 'World Values Survey'. В 70-х годах XX века Рональд создал теорию постматериализма. Труды Инглхарта оказали огромное влияние на работы множества социологов всего мира; их публиковали на немецком, итальянском, испанском, французском, шведском, португальском, русском, польском, японском, китайском и корейском языках.
Одной из первых действительно важных своих работ – 'Мирная революция' ('The Silent Revolution') 1977-го - Инглхарт рассмотрел на практических примерах, как радикально сменились ценности у новых поколений, обитающих в продвинутых в индустриальном плане странах. Уже позже, в книге 'Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе' ('Culture Shift in Advanced Industrial Society') Инглхарт разовьет эту теорию, опубликовав данные из 26 стран, собранные с 1970-го по 1988-й. Рональд проанализирует то, как постепенное замена старых поколений новыми влияет на ситуацию в развитых странах; также ему удастся показать, что следующие за этим культурные изменения сильно влияют на политическую и экономическую обстановку как затронутых регионов, так и всего мира в целом. Продемонстрирует это политолог на исследованиях религиозных предпочтений граждан, их рабочей мотивации и политических предпочтений, а также отношения к детям, семьям, разводам, абортам и сексуальным меньшинствам.
В 1997-м свет увидит книга 'Модернизация и постмодернизация' ('Modernization and Postmodernization'); в ней Рональд продолжит развивать затронутые ранее темы. Вновь в область его внимания попадут развитие экономики и сдвиги культурной парадигмы; на сей раз Инглхарт сконцентрируется на выделении неких шаблонов, по которым эти сдвиги проходят. Основной идеей новой книги станет то, что индустриализация ведет к серьезным изменениям в общественной жизни – вроде постепенного исчезновения границ между полами; это, в свою очередь, влияет на политику и экономику. Разумеется, происходят подобные изменения отнюдь не сразу – перемены начинаются с приходом к власти нового поколения. Зрелое индустриальное общество, возникшее под влиянием этих перемен, также меняет людей – уже на свой лад; вновь поколение спустя эти перемены захватывают все сферы человеческой жизни.
Следующий труд Рональда – написанный в соавторстве с Пиппой Норрис (Pippa Norris) 'The Rising Tide: Gender Equality and Cultural Change Around the World' – подробнее раскрыл вопросы отношений полов в новом, 'постмодернистском' мире. Норрис и Инглхарт продемонстрировали влияние модернизации на взаимодействие полов; в ходе своих исследований аналитики рассмотрели почти 70 наций, от самых богатых до еще только развивающихся. Данный труд хотя и развивает теории Инглхарта не вглубь, а вширь, все же рекомендуется к прочтению для желающих лучше понять его идеи.
Сотрудничество с Норрис оказалось на удивление плодотворным – год спустя, в 2004-м, Рональд и Пиппа выпустили еще одну книгу, 'Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide'. На сей раз подробному исследованию были подвергнуты вопросы религиозных верований жителей разных стран – и изменения этих верований за последние годы. Вновь Инглхарт и Норрис проанализировали громаднейшую подборку материала; им удалось показать, что наиболее сильна вера в жителях относительно бедных стран и представителях наиболее уязвимых в социальном и финансовом плане слоев; наряду с этим, однако, ученые заметили, что и представители среднего и высшего класса проводят все больше и больше времени в размышлениях о смысле жизни.
Постмодернистская теория
Инглхарта и по сей день считается одной
из наиболее популярных идей мировой политологии;
труды ученого пользуются огромнейшим
успехом. Рональд активно продолжает исследования
по сей день – последняя книга была опубликована
им в 2009-м.
В главе ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОСХОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОСТМОДЕРНА книги ПОСТМОДЕРН: МЕНЯЮЩИЕСЯ ЦЕННОСТИ И ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ОБЩЕСТВА Инглхарт говорит, что разница между ощущением безопасности и небезопасности в плане выживания является настолько существенной, что соответствующая перемена привела к обширному синдрому взаимосвязанных изменений в направлении от ценностей "выживания", какими характеризовалось аграрное и раннеиндустриальное общество, к ценностям "благополучия", характерным для передового индустриального общества <...> Эти контрастирующие ценностные системы, разветвляясь, охватывают политику, экономику, религию и сексуальные и семейные нормы.
В условиях безопасности
и в условиях небезопасности: две
различающиеся системы
Характеристики ценностных систем при восприятии перспективы выживания как:
|
В главе ПРОГНОЗ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ:
Теория [межгенерационной ] перемены ценностей позволяет сделать ряд отчетливых прогнозов. В Таблице 1 обрисован набор качественных сдвигов, связанных с ростом экзистенциальной безопасности. Здесь своеобразно раскрывается рубеж постмодернизации: показано, какие, по нашим ожиданиям, виды ценностей должны в связи с постмодернизацией получать большее распространение. Но указанная теория не ограничивается качественными прогнозами, касающимися общего направления культурных изменений. Она генерирует также набор количественных прогнозов относительно локализации и скорости этих изменений. Гипотеза ценностной значимости недостающего постулирует, что ощущение экзистенциальной безопасности способствует выдвижению ценностей постмодерна. Из этого вытекают нижеследующие прогнозы:
1. В общей межстрановой перспективе: ценности постмодерна получат наибольшее распространение в обществах, где уровень богатства и степень уверенности в будущем — наивысшие; для населения скудно живущих обществ на первый план будут выдвигаться по преимуществу ценности выживания.
2. Внутри каждого
конкретного общества ценности
постмодерна наибольшее
3. Краткосрочные
колебания будут
4. В долгосрочных
изменениях также найдут
5. В обществах,
испытавших длительный период
повышения экономической и
6. Эти межгенерационные ценностные различия должны удерживаться довольно стабильно во времени: хотя в каждый данный момент непосредственные условия безопасности или небезопасности будут вызывать краткосрочные колебания, основополагающие различия между когортами более поздних и более ранних годов рождения будут сохраняться на протяжении длительных периодов. Молодые не переймут ценностей старших по мере собственного созревания и старения, как то случилось бы, если бы межгенерационные различия отражали эффекты жизненных циклов; в действительности молодые когорты и по прошествии двух или трех десятилетий будут по-прежнему демонстрировать отличительные ценности, характеризовавшие их в начале периода.
7. В общей межстрановой перспективе крупные массивы межгенерационных [ценностных ] изменений будут обнаружены в тех странах, которые пережили относительно высокие темпы экономического роста. Если бы различия между ценностями младших и старших представляли обычное свойство человеческого жизненного цикла, они обнаруживались бы повсюду. Но если, как это подразумевается в нашей теории, данный процесс вызывают исторические изменения степени [экзистенциальной ] безопасности, испытываемой в годы, предшествующие повзрослению, тогда повозрастные различия [в ценностях ], обнаруживаемые в данном обществе, отражают экономическую историю этого общества: разница между ценностями младших и старших будет наиболее значительной в таких странах, как Западная Германия и Южная Корея, переживших наибольший подъем благосостояния в последние 40 лет; и напротив, эта разница в ценностях будет невелика или даже будет отсутствовать в таких странах, как Нигерия и Индия, где с 1950 по 1990 г. имело место относительно незначительное приращение душевого дохода.
Итак, высокие уровни процветания должны отзываться высокими уровнями постматериализма и других ценностей постмодерна; высокие темпы экономического роста должны порождать относительно быстрые темпы ценностных изменений и относительно крупные межгенерационные [ценностные ] различия.
8. Наконец, теория межгенерационных ценностных изменений не только позволяет прогнозировать, какие виды ценностей и где именно должны выходить на поверхность, но и предсказывает, насколько значительный массив ценностных перемен должен наблюдаться в определенный период времени. Поскольку изменения базируются на смене поколений в населении, то, зная распределение ценностей по когортам годов рождения и величину когорт, можно оценить, насколько большой массив изменений будет произведен за тот или иной промежуток времени в результате смены поколений <...> Некоторые расчеты такого рода производились Абрамсоном и Инглхартом (1).
Российские граждане имеют два твёрдых убеждения. Первое – они самые несчастные. Второе – для счастья им не хватает денег. Американский социолог доказал, что первое утверждение верно, а второе – нет. Правда, есть и хорошие новости. Нашему горю можно помочь, было бы желание.
В России живут самые несчастные люди на Земле. Это уже научно установленный факт. В течение 30 лет под руководством профессора Мичиганского университета Рональда Инглхарта велось исследование World Values Survey (WVS) – «Всемирное исследование ценностей». В его рамках учёные исследуют гражданское общество в сотне стран мира. Людей спрашивают, насколько они счастливы, а также исследуют имеющиеся у них социокультурные ценности. Каждый год WVS публикует «индекс счастья», весьма популярный у мировых СМИ. Россия в этом индексе традиционно занимает последние места. Наши граждане чувствуют себя такими же несчастными, как жители нищей Нигерии и разорённого войной Ирака.
«Россия – уникальный случай. Здесь уровень счастья гораздо ниже, чем должен быть при существующем положении дел», – говорит Рональд Инглхарт. По его словам, невероятный пессимизм был выявлен ещё во времена СССР: в 1981 году его группа провела пилотное исследование в Тамбовской области. Результаты оказались шокирующими.
«Уровень счастья зависит от уровня доходов – в богатых странах счастливых людей больше. Но в Тамбовской области был зафиксирован уровень несчастливости на уровне Индии и Нигерии, которые были намного беднее», – рассказывает Инглхарт.
С 1991 года в России
уровень счастья замерялся
«Ваша страна – очень интересный случай, – признается учёный. – Хотя, конечно, никому не пожелаю быть объектом такого интереса – ведь это всё равно что интерес врача к уникальной болезни».