Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:54, курсовая работа
Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права. Вначале эта рецепция носила доктринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действительно, римское право – непреходящая ценность правовой культуры человечества.
Введение
1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи
2. Структура права романо-германской правовой семьи
3. Источники романо-германского права
4. Французская и германская правовые группы
Выводы
Литература
Что касается административного права, то, поскольку оно в Германии в законодательном порядке разработано значительно глубже, чем во Франции, соответственно и роль судебной практики в этой области далеко не столь значительна.
Особенно большие различия обнаруживаются в связи с той весомой ролью, которую играет в государственных структурах Германии Конституционный суд. Его решения – это источник права, стоящий наравне с законом. Его толкования законов обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный суд, а затем решает дело в соответствии с заключением последнего.
Во Франции нет ничего подобного. Конституционный совет, существующий в этой стране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему предоставлено право предварительного контроля за конституционностью еще не вступивших в силу законопроектов, и, следовательно, он не может оказать влияния на применение уже действующих законов и иных нормативных актов, как это происходит в Германии, а тем самым и на судебную практику.
Система источников права в Германии – и здесь еще одно отличие от французской системы – отражает федеральный характер государственного устройства страны. Каждая из земель в составе Германии имеет свое законодательство. Это усложняющий систему источников права фактор.
Федеральное право имеет приоритет над правом земель (ст. 31 Основного закона Германии 1949 г.). Однако, с одной стороны, земли участвуют через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а с другой – законодательная компетенция федерации ограничена определенными рамками. Так, по Основному закону, вопросы, не отнесенные к исключительной или совместно действующей законодательной компетенции федерации, остаются в компетенции земель (ст. 70-74 Конституции Германии). В целом, однако, действует правило, согласно которому в случае расхождения федерального закона и закона земли превалирует первый.
Согласно ст. 25 Конституции Германии 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Влияние международного права отражено в праве Германии значительно более четко, чем во Франции, где оно также признается, но выражено Конституцией в значительно более умеренной форме, ибо Конституция говорит (ст. 55) не о нормах международного права, а о «договорах или соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных».
Таким образом, нетрудно увидеть, что принадлежность права разных стран к одной и той же крупной правовой системе (или семье) отнюдь не исключает весьма существенных различий между национальными правовыми системами.
В заключение следует отметить, что в рамках романо-германской правовой семьи был разработан ряд юридических конструкций и концепций, получивших широкое распространение и признание во всем мире. К их числу относятся:
1) признание и законодательное закрепление принципов правового государства;
2) реализация на законодательном и правоприменительном уровне принципа разделения властей;
3) обеспечение конституционного правосудия, т.е. создание системы конституционного контроля;
4) учреждение и регулирование административной юстиции;
5)создание гарантий развития политического и юридического плюрализма;
6)обеспечение развития местного и судейского самоуправления. Эти принципы стали непреходящими ценностями мировой правовой мысли и юридической практики.
Литература
1. Административное право зарубежных стран. М., 2006.
2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 2007.
3. Боботов С.В. Административная юстиция Франции: Доктрина и прак тика // Сов. государство и право. 2008.
4. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 2008.
5. Вишневский А.А. Каноническое право в Западной Европе. М., 2006.
6. Газье Ф. Роль судебной практики в развитии административного права Франции // СССР – Франция: социологический и международно-правовой аспекты сравнительного правоведения. М., 2006. С. 57.
7. Голландская правовая культура. М., 2008.
8. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2008.
9. Жюшо дела Морандьер Л. Гражданское право Франции. М., 2008. Т. 1.
10. Италия: Конституция и законодательные акты. М., 2008.
11. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире // Сравни тельное правоведение: Сб. статей / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 2006.
12. Косарев А.И. Англосаксонская и романо-германская форма буржуаз ного права. Калинин, 2007.
13. Косарев А.И. Римское частное право. М., 2008.
14. Лубенскш А.И. Систематизация законодательства во Франции. М., 2009.