Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель работы. Анализ влияния ролевого конфликта личности на процесс ее социализации и характер взаимодействия с другими индивидами.
Задачи работы.
Раскрыть социологическое понимание сути ролевого конфликта.
Охарактеризовать систему взаимодействия личность в ролевом конфликте.
Проанализировать процесс генезис и развитие ролевых конфликтов личности.
Разработать методику преодоления ролевых конфликтов личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения ролевого конфликта в социологии 6
1.1 Социологическое понимание сути ролевого конфликта 6
1.2 Личность и ролевой конфликт 12
Глава 2. Специфика ролевого конфликта личности и методы его преодоления 17
2.1 Генезис и развитие ролевых конфликтов личности 17
2.2 Преодоление негативных последствий ролевых конфликтов личности в процессе социализации 21
Заключение 26
Список использованной литературы 32
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения ролевого конфликта в социологии 6
1.1 Социологическое понимание сути ролевого конфликта 6
1.2 Личность и ролевой конфликт 12
Глава 2. Специфика ролевого конфликта личности и методы его преодоления 17
2.1 Генезис и развитие ролевых конфликтов личности 17
2.2 Преодоление негативных последствий ролевых конфликтов личности в процессе социализации 21
Заключение 26
Список использованной литературы 32
Актуальность исследования ролевого конфликта личности обусловлена глобальными изменениями, происходящими в экономике и социологии. Ролевой конфликт личности следует рассматривать как состояние психологического конфликта, развивающегося у личности в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов. Представляется важным обратить внимание на то, что понятием ожидания в отечественной литературе обозначают довольно широкий спектр их проявлении по степени формализации и интенсивности выражения: от слабо выраженных «пассивных» ожиданий до категорических и четких требований, изложенных в инструкциях.
Ролевой конфликт личности является сложным видом конфликта, об этом свидетельствуют различные теоретические модели, описанные в литературе. С межролевыми конфликтами индивид сталкивается, когда является одновременно носителем таких ролей, которые предъявляют к нему несовместимые или трудно совместимые ожидания.
Внутриролевой конфликт случается, если индивид воспринимает себя в ситуации, когда другие имеют различные ожидания к нему как к исполнителю единственной роли, т.е. конфликт возникает по поводу того, что есть должное ролевое поведение, в силу того, что разные люди и разные социальные (как формальные, так и неформальные) группы по-разному представляют себе обязанности, связанные с одной и той же ролью.
Поскольку существуют два способа, в которых возможно расхождение в понимании должного ролевого поведения, то существует и две формы внутриролевого конфликта. Одна касается расхождения ожиданий между разными группами по отношению к одному и тому же исполнителю роли. Другая предусматривает возможные расхождения, отсутствие единства и внутри каждой из групп.
И, наконец, личностно-ролевой конфликт возникает, когда качества, внутренние ценности, стандарты, представления и потребности индивида как личности не соответствуют социальной роли или установленному ролевому поведению, т.е. субъективное «Я» вступает в конфликт с социальной ролью, носителем которой является индивид. Как правило, это происходит в тех случаях, когда система действий, предписываемая данной ролью, противоречит субъективному «Я». Именно описанию данных видов личностных конфликтов и посвящена эта работа.
Объект работы. Ролевой конфликт.
Предмет работы. Генезис и развитие ролевого конфликта личности.
Цель работы. Анализ влияния ролевого конфликта личности на процесс ее социализации и характер взаимодействия с другими индивидами.
Задачи работы.
Раскрыть социологическое понимание сути ролевого конфликта.
Охарактеризовать систему взаимодействия личность в ролевом конфликте.
Проанализировать процесс генезис и развитие ролевых конфликтов личности.
Разработать методику преодоления ролевых конфликтов личности.
Положения, вынесенные на защиту. Проведенный анализ позволит сделать вывод о том, что существующие подходы в понимании ролевого конфликта личности являются скорее взаимодополняющими, нежели противоречивыми, и отражают множественность видов ролевого конфликта личности, которые можно объединить в следующие основные типы: межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые конфликты.
Структура работы. Она состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, введения, заключения, списка использованной литературы, расположенных на 32 листах машинописного текста.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.)
Ролевой конфликт - состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.[1]
Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта. Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).
Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.
Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные.
Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.
На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.
Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие, порождающее внутренний конфликт.
Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.
Для своевременного выявления ролевых конфликтов, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния личности. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.
Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.
Понятие ролевого конфликта по разным причинам не совсем традиционно для отечественной психологии. Во-первых, ролевые теории у нас никогда не были достаточно распространенными ни при изучении социальных процессов и межличностного взаимодействия, ни при исследовании личности и ее поведения.[2]
Во-вторых, в изучении социально-психологических явлений (как и любых других социальных феноменов) превалировал классовый подход, предполагающий макроструктурный анализ и рассматривающий все общество в культурно-историческом контексте, а ролевая микроструктура социума часто оставалась вне поля внимания. В ключе общесоциальных ценностей изучались даже психология малых групп и социальная психология личности (взять хотя бы такую концепцию, как психологическая теория коллектива).
В-третьих, в отечественной традиции долго не была реализована практика психологической помощи индивиду и малой группе, в результате чего многие практические ролевые подходы не получили достаточного развития. Несмотря на то, что в последнее десятилетие ситуация резко изменилась, психологическая наука и практика отстают от потребностей жизни, и можно сделать вывод, что такие научные разработки, как психологические концепции ролевых конфликтов находятся у нас практически на начальном этапе. В то же время, учитывая богатый зарубежный опыт, назрела необходимость резко активизировать усилия в этом направлении.
По определению одного из ведущих специалистов в области ролевых теорий Брюса Биддла, "ролевой конфликт - это любое из нескольких возможных относительно продолжительных несоответствий между элементами ролей, проявляемых людьми в социальной ситуации, которые приводят к проблемам для одного или большего числа этих людей как индивидуумов".[3]
При всем разнообразии типов ролевых конфликтов, описание которых встречается в литературе их можно разделить на две большие группы:
1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);
2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представления о ролевых ожиданиях, Я-концепция человека).
Неверно думать, что только конфликты второй группы относятся к личностным проблемам. Любые ролевые противоречия так или иначе создают для личности психологическую дисгармонию, которую необходимо преодолевать. Личностный подход к решению ролевых конфликтов, прежде всего, предполагает соотносить их с последствиями, отражающимися на психологическом здоровье личности. Рассмотрим основные типы ситуаций, в которых эти последствия можно наблюдать:
I. Несовместимость различных ролей. Эти ситуации возникают тогда, когда различные роли (или компоненты ролевого кластера) не могут функционировать одновременно, или когда играние одной роли существенно затрудняет исполнение другой. Примером могут служить: противоречия между семейными и профессиональными ролями (женщина не может реализовать себя как мать так, чтобы это не отразилось на профессиональной деятельности); противоречия между ролью руководителя и профессионала (директор НИИ руководит коллективом в ущерб собственным научным замыслам) и т.п.
II. Противоречия между ролевыми ожиданиями разных людей. Ситуации возникают тогда, когда на исполнение роли оказываются противоречивые или взаимоисключающие друг друга требования со стороны разных людей из значимого окружения личности. Примеры: роль молодой жены видится мужем иначе, чем свекровью; представления о роли руководителя подразделения не совпадают у подчиненных и вышестоящего начальства.
III. Противоречия между ролью, которую необходимо выполнять и ролевой Я-концепцией личности. Эти ситуации возникают в том случае, когда исполняемая роль (или та, которую предстоит взять на себя личности) не соответствует собственным представлениям человека о роли, а также представлению о себе, как субъекте этой роли. Примеры: случаи неверно избранного жизненного пути (вопреки своему призванию); отсутствие единомышленников, которые принимают человека и его роли такими, какими он их видит сам.
IV. Противоречия между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями. Возможны ситуации односторонних и двусторонних противоречий (случаи дивергентных ролей, или полная ролевая несовместимость). Примеры: поведение жены не совпадает с идеальными представлениями мужа о типичной роли жены (и/или наоборот); ролевое поведение нового руководителя не совпадает со сложившимися при старом начальнике ожиданиями к этой роли со стороны подчиненных.
В описанных жизненных ситуациях возможны различные варианты психологической помощи, определяемые конкретными обстоятельствами. Однако существуют и общие моменты. Три первых типа объединяет то, что их решение можно свести к проблеме личностного выбора субъектом роли. В первом случае - это выбор между противоречивыми ролями. Во втором - между значимыми людьми. В третьем - между собой и группой, или сложившимися социальными обстоятельствами. Необходимость выбора - очень серьезная экзистенциальная задача, от эффективности решения которой может зависеть, произойдет ли личностный рост или наступит жизненный кризис.[4]
Четвертый тип ситуаций хоть и относится к межличностной проблематике, но также создает внутриличностные проблемы, как для субъекта ролевого поведения, так и для субъекта ролевых ожиданий, и тем большие, чем большая степень интернальности в решении возникшего конфликта. При всем разнообразии воздействий (коррекция ролевых ожиданий и принятие роли другого, коррекция неадекватных представлений о ролевых ожиданиях партнера и др.) здесь также возможны варианты личностного выбора: это, прежде всего, выбор между собой и значимым другим, между внутренней и внешней локализацией конфликта. В том случае, когда человек подчиняет свое поведение ролевым ожиданиям партнера, конфликт загоняется вовнутрь, переходит из межличностного во внутриличностный.
Проблема интернальности-экстернальности ролевого конфликта характерна для третьего и четвертого типа описанных ситуаций. Она выражается в выборе между ценностями, связанными с собственным Я человека, и ценностями, ассоциируемыми с другими людьми. В выборе между "Я" и "не-Я" заключается самая общая стратегия поведения в ролевом конфликте. Однако решение о том, выносить ли его в сферу межличностных отношений или загонять вовнутрь, не дается легко и безболезненно. Оно зависит от таких существенных характеристик личности, как Я-концепция и система личностных смыслов. Какая стратегия решения ролевого конфликта лучше, определяется в каждой конкретной ситуации, однако следует отметить, что ориентация на внутренний конфликт менее благоприятна для личности, так как может стать причиной неврозов или психосоматозов.
Вообще говоря, интернальность больше характерна для невротиков. Однако критерий отличия здоровой личности лежит не в преобладании какой-либо стратегии, а в трудностях перехода между ними. Для невротика сложен выбор экстернальной формы поведения, а наоборот, невозможность выработки интернальной характерна для некоторых социально дезадаптированных форм психопатии. В то же время, у здорового человека возможно преобладание какой-либо из стратегий, что позволяет говорить о локусе ролевого конфликта, как об устойчивой характеристике личности.[5]
Если для двух последних типов ситуаций невротическое реагирование связано с ориентацией на внутренний ролевой конфликт, то в первых двух типичным поведением невротика является уход от выбора как такового, попытка "угодить" всем ценой собственного психологического дискомфорта. Невозможность совершить личностный выбор часто связан с непринятием себя, с ущербным самоотношением, с чрезмерной зависимостью от оценок и мнений окружающих. Часто говорят о невротической гиперсоциализированности личности. При этом центр противоречия перемещается вовнутрь личности со всеми вытекающими из этого последствиями.
Личностный конфликт — это противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.
Основные типы ролевых конфликтов:
1) Конфликты между ролями (2 и более ролей заключают в себе несовместимые конфликтующее обязанности личности
2) Конфликт в пределах одной роли (в узком кругу - одна, в широком - другая), конфликт интересов (честность, входят в конфликт с желанием делать деньги).
Виды защиты при ролевых конфликтах:
1) Рационализация ролей (защита против болезненного восприятия личностью ситуации с помощью понятий, которые для него социально значимы) - скрывает реальность ролевого конфликта, путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли
2) Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключение ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли)
Регулирование ролей отличается тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им роли, ссылаясь на влияние организации, в силу которого он должен так поступить
Другой вариант внутренних конфликтов человека — его когнитивные конфликты, в основе которых — столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.
Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней, люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных). Это и есть когнитивный диссонанс.[6]
Но все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоления диссонанса переживается как сложная психическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.
Противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.
Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к возникновению ролевых конфликтов.
Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.
Это, во-первых, конфликт «Я — роль», противоречия, возникающие между требованиями роли возможностями личности, когда-либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, занимать должность, которая предполагает необходимость быстро, без колебаний принимать решения, что ему несвойственно), либо из-за нежелания соответствовать свой роли возникает проблема выбора.
Второй вариант ролевых конфликтов — это межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности и, соответственно требуемые ими ролевое поведение, оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему.
Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:
•Психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);
•Социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).
Таким образом, конфликтность личности — интегративной комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и, прежде всего личностными предпосылками.
Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу.
К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта относятся:
•Неудовлетворенность актуальной проблемы;
•Чувство неопределенности, неуверенности;
•Дезориентация;
•Утомление;
•Неустойчивость настроения;
•Повышенная возбудимость;
•Недостаточная или искаженная информированность;
•Состояние внушаемости.
К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального отвержения ребенка в семье, гипер - или гипопротекции как стиля нарушенного семейного воспитания):
•Нетерпимость к недостаткам других;
•Пониженная самокритичность;
•Импульсивность;
•Несдержанность в чувствах;
•Укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к людям;
•Склонность к агрессивному поведению;
•Склонность подчинять себе других;
•Невоспитанность;
•Отсутствие внутренней духовной культуры;
•Невнимание к людям;
•Корыстолюбие;
•Эгоизм.
Типы конфликтного поведения и их взаимосвязь с различными характеристиками личности. Акцентуация — чрезмерная выраженность одной черты личности в ущерб другим. Так К. Леонгард выделяет 12 видов акцентуаций личности, каждый из которых предопределяет тип конфликтного поведения.
Конфликт — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Переживаемый человеком психологический конфликт может содержать компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий.[7]
Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.[8]
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники - это не люди, а имущество, в связи, с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.[9]
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.[10]
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими преисполнена данной роли.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.[11]
Суть психологической помощи, оказываемой в подобных случаях, сводится к нахождению ресурсов личностного самоопределения. Человек подводится к осознанию необходимости выбора, к пониманию связи своего состояния с ситуацией противоречивости, которую невозможно устранить путем ухода от принятия решения. Однако совершенно неверно считать одну альтернативу правильной, а другие - нет. Выбор является хорошим, если он сделан самим субъектом самостоятельно, осознанно, с ориентацией на собственные ценности, а не навязан со стороны, даже под влиянием опытного психолога.
Конкретные шаги консультативной помощи включают в себя следующие цели и задачи:
1. Ориентация на себя, на свои интересы, ценности, интуицию, опыт. Помощь в осознании того, что только собственные (порой даже эгоистические) интересы человека важны для него в ситуации выбора, что далеко не всегда мы делаем других счастливее, если "наступаем на горло" самому себе. Скорее наоборот, ошибочный выбор чреват более тяжелыми последствиями для других, чем правильное решение, кажущееся поначалу жестоким. Этот этап работы часто представляет собой длительный процесс преодоления ущербности Я-концепции, комплексов и неконструктивных защитных механизмов. Однако затем человек становится готовым к самостоятельным продуктивным действиям. Принимая себя, безусловно, человеку легче принять других такими, какие они есть.
2. Осознание альтернатив выбора. Очень важным является понимание того, что субъект находится в ситуации противоречивых, часто взаимоисключающих альтернатив. Порой невозможно играть две или несколько ролей без ущерба для каждой из них. Необходимо определить приоритеты и суметь отказаться от менее значимых ценностей. Этому может помочь понимание, что отказ оборачивается приобретением. Труднее всего сделать выбор между значимыми людьми, экспектации которых несовместимы. Личностный выбор в пользу кого-то неминуемо создаст конфликтные моменты в межличностном плане, которые предстоит преодолевать. Однако последовательное и цельное исполнение жизненных ролей поможет субъекту отстоять право на данную модель ролевого поведения. А что касается противоречащих ему требований других, то лучше ограничить взаимоотношения, перевести их на формальный стиль (иногда даже полностью уйти от них), если не удастся перестроить ролевые ожидания.
3. Готовность к безоговорочному принятию всех негативных сторон, сопутствующих выбору. Важно понимание того, что любое решение связано с неизбежными издержками, и нужно принять действительность такой, какая она есть. Например, если объектом выбора является другой человек, вызывающий противоречивые чувства, то отношение к нему должно быть целостным. Нельзя принимать "часть" личности, а другую отвергать, ибо эта раздвоенность станет источником невроза. Если выбор сделан в пользу человека, то без примирения со всеми его отрицательными сторонами принятие будет неокончательным. Если субъект выбора чувствует, что какие-то качества другого останутся для него неприемлемыми, то лучше избрать иную альтернативу, но сделать это "целиком". В противном случае всегда будет оставаться ощущение внутренней противоречивости, незавершенности, приносящей страдания либо по поводу не принимаемых отрицательных качеств, либо по поводу отвергаемых положительных.[12]
Описанные закономерности можно проиллюстрировать случаем из консультативной практики. Елена (24 года), студентка консерватории, обратилась в консультацию по поводу своих неадекватных эмоциональных реакций, которые происходят в самый неподходящий момент. Например, на экзамене в ответ на какое-то замечание экзаменатора она может громко рассмеяться, создав впечатление дерзкого человека. Вскоре выяснилось, что подобные реакции возникают у нее чаще всего с ситуации какого-то психологического дискомфорта. Из дальнейшего разговора стало известно, что Лена не приемлет профессионального подхода своего преподавателя. Раньше у нее был другой педагог, методы которого девушка полностью разделяла и считала единственно правильными. Под его влиянием у студентки сформировалось устойчивое представление о профессиональной ролевой модели исполнителя. Однако, после смерти своего учителя она была вынуждена перейти к другому преподавателю, который предложил совсем другую методическую систему.
Девушка столкнулась с противоречием между различными вариантами одной роли. Поначалу ситуация напоминала простой конфликт ролевых ожиданий, однако впоследствии оказалось, что предыдущие требования уже успели стать собственными представлениями Лены, она не без основания считала этот подход более прогрессивным. Налицо внутренний ролевой конфликт третьего типа: противоречие между ролевой Я-концепцией личности и исполняемой ролью.
Коррекционная работа в данном случае облегчалась тем обстоятельством, что Лена имела достаточно высокую самооценку своих профессиональных способностей, и личностные ценности для нее были очень значимыми. Анализ возможных альтернатив выявил не два, а три возможных варианта:
1) подчиниться требованиям педагога и успешно закончить консерваторию, отказавшись (хотя бы на время) от достижения вершин профессионализма;
2) отстаивать свою позицию, которая сулит больше возможностей для будущего мастерства, но с риском конфликтных взаимоотношений со своим ближайшим окружением;
3) найти нового педагога, методы которого отвечали бы представлениям студентки, один из выходов - зарабатывая деньги на частные уроки. Сориентироваться в осознанных альтернативах помогло моделирование возможных ситуаций методом психодраматической ролевой игры. Личностный выбор естественно не был сделан немедленно, однако была начата внутренняя работа, которая со временем обязательно приведет к какому-то решению.
Из сказанного можно сделать следующий важный вывод. Проблема личностного выбора является одной из центральных в концепции ролевых конфликтов личности, как в теоретическом, так и в практическом плане. Она не только связана с общими стратегиями ролевого поведения и индивидуальными особенностями личности. Конструктивный личностный выбор является важным фактором психологической помощи личности в ситуации ролевого конфликта, выступает эффективным средством предупреждения неврозов и личностных дисгармоний, становится значимым условием личностного роста.
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.
Проблема ролевых конфликтов может рассматриваться в двух аспектах: как проблема психологии межличностных отношений и проблема социальной психологии личности. Второй подход, как более фундаментальный, обещает быть плодотворным, ибо на особенности межличностных отношений, в конечном счете, влияют личностные детерминанты. Кроме того, фундаментальные исследования проблемы ролевых конфликтов еще недостаточно реализованы, они значительно отстают от экспериментальных и прикладных разработок не только у нас, но и за рубежом.
Анализ зарубежных и отечественных работ, связанных с изучаемой проблемой, позволил выделить специфику ролевого конфликта и сформировать методологические и теоретические принципы его изучения.
Особенности внутриличностного конфликта. Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящих в столкновении различных личностных образований, представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями работника.
Сложность решения внутриличностных конфликтов состоит в том, что иногда происходят столкновения трех составных, необходимых для достижения поставленной цели: желания ("хочу"), возможности ("могу"), необходимости ("надо").
Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера- все это отдельные моменты непрерывно социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать; впоследствии, в следующих ролях.
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчин и учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу, и гордиться буйволами, которых убил его отец. Когда же, в конце концов, он убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению, но взрослой роли, которая органично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим- далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи, с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают, что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии являются чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Специфической особенностью ролевого конфликта является его тесная связь:
— с такой объективной характеристикой, как место, положение (позиция), занимаемые индивидом в системе социальных связей, взаимоотношений и взаимодействий;
— с характером социально-психологических ожиданий: их неоднородность, противоречивость, одинаковая по силе значимость и одновременность действия. При этом общепризнанным является факт, что неоднородность в ожиданиях к выполнению роли детерминирована целым рядом объективных и субъективных факторов, ведущими из которых являются социальное положение и содержание деятельности, выполняемой индивидом.
Можно определить следующие методологические и теоретические требования к анализу ролевого конфликта:
— необходимость изучения ролевого конфликта в рамках складывающейся в настоящее время общей теории конфликтного взаимодействия, в силу того, что этот вид конфликта возникает в процессе общения и взаимодействия индивидов как носителей определенных ролей, поскольку роль можно рассматривать как «функциональную единицу общения». Это позволяет использовать накопленный опыт применительно к анализу ролевого конфликта;
— признание сложной объективно-субъективной природы ролевого конфликта. Это проявляется в том, что любой социально-психологический конфликт, в том числе ролевой, рассматривается как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов. При этом исходной причиной конфликта признаются объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность возникновения конфликта во взаимодействии, а субъективные — рассматриваются как факторы перевода объективной конфликтной ситуации в реальный психологический конфликт. Данное методологическое положение находит свое отражение в факте разделения «конфликтной ситуации (или объективной основы конфликта) и конфликтного поведения, то есть способов взаимодействия конфликтующих сторон»;
— принятие во внимание позитивной функции конфликта как реализации принципа развития в анализе социально-психологических явлений. Суть данного принципа в том, что противоречие является необходимым элементом развития личности, группы, перестройки рутинных отношений, а адекватно разрешенные противоречия — непременное условие развития самосознания личности, формирования сплоченного коллектива, совершенствования социально-психологических отношений в группах;
— рассмотрение ролевого конфликта в аспекте деятельности, что предполагает соотнесение его с ведущей деятельностью, в которую включен индивид и анализ проявлений ролевого конфликта в деятельности;
— включение в конфликт не только субъективных состояний участников конфликтного взаимодействия, но и их реальных поведенческих проявлений;
— принцип системности и комплексности в подходе к изучению ролевого конфликта. Для нас это означает обусловленность ролевого конфликта целым рядом факторов. Подробно перечисленные факторы рассматриваются в статье С. И. Ериной.[13] Сформировав основные требования к изучению ролевого конфликта, можно переходить к эмпирическому изучению данного вида конфликта.
Понятие психического конфликта в психоанализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано с системой концептов и теоретических построений психоаналитической теории. По этой причине оно фактически оказалось не интегрированным в более широкую систему психологического знания, сохраняя свою релевантность исключительно в рамках психоаналитических рассуждений.
Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Горностай П.П., который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида.[14] Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу несовместимых мотивов.
1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ 1996.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007.
3. Анцупов А.Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии. – 2005. - №2.
4. Васильев Г.А., Деева Е.М.Организационное поведение. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2005.
5. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. – 2003.
6. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: Университетское, 2002.
7. Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект — Иваново: ИГУ 2005.
8. Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
10. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. – М.: Рос. Полит. Энцикл., 2005.
11. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социс. – 1994. - №5.
12. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики. 2000.
13. Донцов А. И. Психология коллектива. — М.: МГУ. 2004.
14. Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. – К.: КНЕУ, 2003.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004
16. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль, 2000.
17. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс. 1996
18. Кибанов А.Я. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2006.
19. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.Класс, 1993.
20. Конфликтология / Под ред. В.П. Ракитова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
21. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. – СПб.: Питер, 2005.
22. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика. 2000.
23. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2005.
24. Рогов Е.И., Психология группы, - М.:«Владос», 2005 г., с. 76-77.
25. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002.
26. Уткин Э.А. Конфликтология. – М.: Экмос, 2003.
27. Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004.
28. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни. – Минск: Амалфея. 1997.
13
[1] Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2005. – с. 39
[2] Кибанов А.Я. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 10
[3] Дано по: Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – с. 108
[4] Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики. 2000.- с. 39
[5] Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.- с. 138
[6] Кибанов А.Я. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 200
[7] Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – с. 110
[8] Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль, 2000. – с. 49
[9] Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.Класс, 1993. – с. 129
[10] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – с. 30
[11] Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль, 2000. – с. 129
[12] Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005. – с. 201
[13] Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль, 2000. – с. 35
[14] Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005. – с. 198