Ролевое напряжение и ролевой конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты. Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.2
Глава 1.Понятие ролевого напряжения……………………………….. .стр.3
Глава 2. Понятие ролевого конфликта…………………………………стр.5
2.1.Конфликт и его виды………………………………………………...стр.5
2.2.Социальный статус и социальная роль……………………………..стр.9
2.3.Типы ролевых конфликтов…………………………………………..стр.11
2.4.Особенности ролевого конфликта…………………………………..стр.12
Глава 3. Разрешение ролевых конфликтов…………………………….стр.14
3.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….стр.14
Заключение……………………………………………………………….стр.20
Список используемой литературы……………………………………...стр.22

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 43.21 Кб (Скачать)

На ведущих предприятиях обучения и развитие персонала является комплексным беспрерывным процессом. Важность беспрерывного обучения подтверждают такие факторы, как внедрение  новой техники, рост конкуренции, наличие  конфликтов.      Обучение персонала, как метод борьбы с ролевыми конфликтами прежде всего нужное в тех случаях, когда: работник приходит на предприятие; работника назначают на новую должность или поручают нему новую работу; у работника не хватает привычек для выполнения своей работы, а также когда происходят серьезные изменения в экономике предприятия, во внешней среде.

Обучения и развитие персонала  включает:

- обучение в форме получения  общего и специального образования  дает необходимые знания, привычки  и опыт, формирует знания о  своей роли на предприятии;

- повышение квалификации, задача которого - улучшение профессиональных  знаний и привычек, снижение ролевого  стресса;

- обучение в школе управления  и руководства, которое дает  нужные знания и подготовку  при вступлении в руководящую  должность и формирует уровень  и ролевой облик руководителя;

- переквалификация, которая,  в сущности, дает другу образование.  Цель переквалификации - дать возможность  работникам овладеть новой для  них специальность, освоить новую  роль.

Для развития персонала и  ликвидации наметившихся ролевых противоречий нужно:

- поддерживать способных  к обучению работников;

- распространять знание  и передовой опыт;

- учить молодых квалифицированных  сотрудников;

- осознавать управленческому  персоналу важности развития  сотрудников;

- снижать текучесть персонала.

При наличии ролевых конфликтов перестановка работников способна снять  ролевую напряженность.         Кадровые перестановки привносят в компанию эмоциональную новизну и держат в тонусе давно работающих сотрудников. Ротация – один из способов развития карьеры для специалистов, которые выросли из должности роли, когда у компании не достаточно ресурсов для продвижения их по служебной лестнице.         Внутренний подбор позволяет бороться со сложностями в поиске специалистов на внешнем рынке. Сотрудник, ощущающий потребность в смене роли на предприятии, сам инициирует свой переход. Задача руководства – не упускать из виду личные стремления сотрудника и в нужный момент выйти с предложением к сотруднику о кадровой перестановке. Координирующим звеном (собирающим заявки сотрудников и дающим рекомендации руководству) может выступить служба персонала. Если кадровые перемещения становятся непредсказуемыми для сотрудников, возникнет ощущение нестабильности своего положения, пропадет уверенность в завтрашнем дне и внутриличностные проблемы могут усугубиться. Процесс перестановки кадров никогда не должен быть неожиданностью для работников – наоборот, он должен быть прогнозируемым и понятным.        Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.             Между санитарно-гигиеническими, психофизическими и эстетичными условиями труда и возникновением внутриличностных отношений существует тесная органическая связь. То, что вызовет отклонения, нарушения нормальной деятельности человеческого организма, обязательно - прямо или опосредствованно, рано или поздно - повлияет на расположение духа человека, на его восприятие собственной роли а значит - на эффективность его работы. Шум и вибрации на рабочем месте, загазованность и загрязненность, несоответствующие стандартам нормы температуры и влажности окружающего воздуха, недостаточное или неравномерное освещения рабочих мест вызовет у работников утомленность и раздраженность, причины и источника которых они не сознают. Такое состояние отрицательно влияет на работу, снижает восприятия к эстетичным мероприятиям. Характерным примером может быть взаимосвязь между освещением рабочего места и выкрашенным оснащением. Известно, что освещенность относится к санитарно-гигиеническим условиям работы, а цвет - к эстетичных. Тем не менее, когда производственные помещения плохо освещены, не радует даже подбор цветов. При плохом освещении краски тускнеют: голубое кажется серым, зеленое - грязно-серым.    Одной из условий производственной эстетики есть цветное оформление рабочих мест и производственных помещений, которые должно отвечать закономерностям, установленным физиологией и психологией работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие  конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части  деятельности любого предприятия.  Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности.  Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.         Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.  Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.    Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.        Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников.  При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.            Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.      Если эти меры не приносят позитивных результатов, можно направить сотрудников на прохождение психотерапевтических процедур, например на прохождение специальных ролевых игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004.
  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  3. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. – 2003.

 

 

 

 


Информация о работе Ролевое напряжение и ролевой конфликт