Ролевая теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Почему я выбрала именно эту тему для выполнения контрольной работы по предмету «Социология» и почему она меня заинтересовала? Ответ прост. Когда я училась в колледже, по предмету «Социология» мы затрагивали тему «Ролевая теория личности» в общих чертах и у меня проявилось желание узнать больше, углубить свои знания по этому вопросу. Я думаю, мне это удалось.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Ролевые обязанности ………………………………………………………………..4
2. Конвенциальные и межличностные роли. «Играние роли» и «принятие роли». Структура социальной роли (Т.Шибутани). Ролевой конфликт …………………………………………………………………...7
3. Основные характеристики социальной роли (Т.Парсонс и И.С.Кон) ……………………………………………………………………………...10
4. Влияние социальной роли на развитие личности …………………...12
Заключение …………………………………………………………..13
Список использованной литературы ………………………………14

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 93.50 Кб (Скачать)


Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………3

1. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Ролевые обязанности ………………………………………………………………..4

2. Конвенциальные и межличностные роли. «Играние роли» и «принятие роли». Структура социальной роли (Т.Шибутани). Ролевой конфликт …………………………………………………………………...7

3. Основные характеристики социальной роли (Т.Парсонс и И.С.Кон) ……………………………………………………………………………...10

4. Влияние социальной роли на развитие личности …………………...12

Заключение …………………………………………………………..13

Список использованной литературы ………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Почему я выбрала  именно эту тему для выполнения контрольной работы по предмету «Социология» и почему она меня заинтересовала? Ответ прост. Когда я училась в колледже, по предмету «Социология» мы затрагивали тему «Ролевая теория личности» в общих чертах и у меня проявилось желание узнать больше, углубить свои знания по этому вопросу. Я думаю, мне это удалось.

Как раскрыла выбранную тему, решать не мне, а Вам. Но со своей стороны скажу, что работа выполнялась долго, но с большим интересом и желанием. Для себя я выделила, что ролевая теория - объяснение поведения человека исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т.д.). Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах. Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.

Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Больной имеет право на то, чтобы врач испытывал сострадание к нему; офицер на то, чтобы его солдаты с достаточным старанием выполняли приказы. Поскольку роли тесно взаимосвязаны, эти ожидания оказываются взаимодополняющими: то, что составляет право для одного, является обязанностью для другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Ролевые обязанности.

 

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: «социальный статус»  и  «социальная роль».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Понятие «социальная роль» было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др.

Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Ролевая теория - объяснение поведения человека исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т.д.)

Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах. Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.

«Ролевые обязанности» — это то, что человек вынужден делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают этого от него и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Воспитателю следует заботиться о развитии ребенка независимо от того, любит он его на самом деле или нет. Подозреваемый человек обязан стремиться сделать все, чтобы как можно скорее выйти из этой роли и сотрудничать в этом со следователем. В стандартизированных ситуациях согласованное действие облегчается благодаря тому, что роли связываются воедино установленным образом. Поэтому там, где каждый добросовестно исполняет свои обязанности, координация не вызывает осложнений.

Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Больной имеет право на то, чтобы врач испытывал сострадание к нему; офицер на то, чтобы его солдаты с достаточным старанием выполняли приказы. Поскольку роли тесно взаимосвязаны, эти ожидания оказываются взаимодополняющими: то, что составляет право для одного, является обязанностью для другого.

Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько различных ролей. Так, директор школы может быть в коллективе — руководителем, на уроке — учителем, для своих детей — отцом, для родителей — сыном, для жены — мужем, садясь за руль автомобиля—становится автолюбителем, приходя к врачу—пациентом и т. д. Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый человек последовательно переходит от исполнения одной к исполнению другой конвенциональной роли.

Во многих детективных романах женщина—следователь прокуратуры почти ежедневно вступает в контакт с незнакомыми мужчинами и, выполняя свой долг, допрашивает их иногда по вопросам, которые считаются сугубо интимными. Она выполняет свои задачи, не смущаясь сама и не смущая подозреваемого до тех пор, пока на ней милицейская форма. Сняв ее, та же самая женщина не может и помыслить о том, чтобы заговорить с понравившимся ей молодым человеком. Форма—это символ ее особого положения, внешний знак, указывающий на ту роль, которую она исполняет в данном учреждении. Ожидания, которые каждый из нас приписывает другим людям, изменяются, когда мы переходим от одной роли к следующим.

Более того, одна и та же роль включает в себя многообразие проявлений. Например, учитель, будет по-разному вести себя со школьниками младших и старших классов, студентами-практикантами и другими преподавателями, с представителями Министерства образования, директором. Такая совокупность (или система) ролей называется ролевым набором. Можно выделить формальные роли, которые фиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений и более крупных социальных структур. В процессе группового взаимодействия возникают также и неформальные роли. Примерами их являются роли типа «отличник», «душа общества», «классный клоун», «козел отпущения» и т. п.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира «Как вам это нравится»:

 

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

 

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конвенциальные и межличностные роли. «Играние роли» и «принятие роли». Структура социальной роли (Т.Шибутани). Ролевой конфликт.

 

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные. Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности.

В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: «играние роли» и «принятие роли». Играние роли - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.

Информация о работе Ролевая теория личности