Роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:57, реферат

Описание работы

Теория социальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента и факторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.
Содержание теории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами: история, философия, психология, медицина и другие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Влияние психоанализа на развитие теории социальной работы….4-7
Глава 2. Гуманистическая теория Р.Роджерса и ее влияние на становление теории социальной работы………………………………………………...….8-10
Глава 3. Влияние идей А. Маслоу на развитие теории социальной работы …………………………………………………………………………………11-13
Глава 4.Вклад М. Ричмонд в развитие теории социальной работы ……...14-17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

к.р. по теории соц. работа.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


1

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. МИНСКЕ

 

 

 

Кафедра социальной работы

 

 

Контрольная работа

по учебной дисциплине     «Теория социальной работы»

 

 

на тему:    «Роль зарубежных ученых в становлении теории

социальной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

              Минск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………….3  

Глава 1. Влияние психоанализа на развитие теории  социальной работы….4-7

Глава 2. Гуманистическая теория Р.Роджерса и ее влияние на становление теории социальной работы………………………………………………...….8-10

Глава 3. Влияние идей А. Маслоу на развитие теории социальной работы …………………………………………………………………………………11-13

Глава 4.Вклад М. Ричмонд в развитие теории социальной работы ……...14-17

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Теория социальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента и факторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.

Содержание теории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами: история, философия, психология, медицина и другие.

По мере увеличения научного знания и числа специальных научных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, а так же формированию личности человека как таковой, все острее сроит вопрос о создании общей теории, которая могла бы адекватно объяснить логику поведения жизнедеятельности человека, использования и формирования жизненных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Влияние психоанализа на развитие теории  социальной работы

 

 

Теория социальной работы – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о практической и учебной деятельности во всех их аспектах[2 C.21].

           Именно по этому теория социальной работы определяет перечень и содержание основных компонентов (объекты, содержание, функции, средства, цели и управление), свое место  в системе научных дисциплин, основные подходы к изучению зарубежного опыта, содержанию и классификацию технологий социальной работы, ее эффективность., т.е. важнейшие характеристики феномена общественной жизни, значимость которых обусловливает необходимость более или менее детального рассмотрения.

Современная социальная наука позволяет рассмотреть любое явление совместной жизни и деятельности людей с точки зрения соотношения реальных социальных функций и способов интерпретации. Говоря о складывающейся профессии социального работника, важно понимать, чем обусловлено это явление, что оно представляет собой в социальном отношении, каковы его истоки и динамические тенденции. Достаточно четкое представление об этом позволит более точно прогнозировать и оценивать последствия распространения данного вида деятельности.

Начавшийся в XIX в. глобальный процесс, называемый модернизацией, характеризуется ускорением смены социокультурных событий и усложнением жизненной среды людей. При таких условиях в модернизирующихся странах происходят закономерные изменения культурных феноменов, из которых для рассматриваемой темы значимы следующие: во-первых, переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной; во-вторых, переход от авторитарного, лидерства к высокопрофессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах; в-третьих, переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому, имеющему в обществе универсальное значение; такое изменение обусловлено возрастанием степени открытости общества, сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом; в-четвертых, переход от мифологического отношения к окружающей действительности к рациональному, обусловленный существенным усложнением искусственного окружения людей, требующего для его поддержания постоянных целесообразных и эффективных, т.е. рациональных действий[3 C.25].

Такого рода переходы имеют историческое измерение, в массовом масштабе время их деятельности существенно больше, чем жизнь одного поколения. В такие периоды в ходе вытеснения устаревших форм культуры новыми, образуются области неопределенности взаимных прав и обязанностей людей. Наступает состояние аномии, т.е. временного разрушения нормативных структур, при котором люди со средним и низким уровнем культурной компетентности, привыкшие руководствоваться традиционными нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не освоили или не выработали новых образцов действий, взаимодействий, поведения. Соответственно увеличивается численность неадаптированных членов общества.

Именно это обусловливает возникновение социальной работы как профессии, связанной с рациональной и целенаправленной помощью плохо адаптированным людям. Причем данная деятельность ориентирована не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся, т.е. не на благотворительность, но в первую очередь на расширение сферы социального участия этих людей, на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям. Таким образом, современную социальную работу в целом можно характеризовать как рациональный альтруизм культурно компетентных граждан в отношении социализации неадаптированных членов общества через вовлечение их в социальное участие.

  Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы[1 C.38].

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

Все эти модели могут быть сведены к трем группам теорий:

1) психолого-ориентированные,

2) социолого-ориентированные,

3) комплексно-ориентированные.

Анализ современных теорий социальной работы позволяет сделать вывод о том, что значительная их часть выросла из социологических концепций того или иного характера; Важно установить связь этого теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников.

Социология «тяготеет» к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, предполагающую прежде всего участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих, во-первых, социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся, во-вторых, повышение эффективности социальной политики в обществе в целом. В этой связи объектом социологического анализа являются также и социальные предпосылки, условия осуществления социальной работы, технологии социальной помощи конкретным людям.

Теория систем и системные идеи в социальной работе восходят к общей теории социальных систем Р. Берталанфи. В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и доказывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сами они в свою очередь есть часть сверхсистем [1 C.43].

В соответствии с основными положениями теории систем социальная система представляет собой не нечто целое, а определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гуманистическая теория Р.Роджерса и ее влияние на становление теории социальной работы

             

В понимании гуманистической теории личности, природа человека, в сущности, хороша или, по крайней мере, нейтральна. Человек свободен и ответственен за принятие своих решений. Человек - активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя к ним. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы [2 C.26].

Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

В развитии личности, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности [1 С.75]

Согласно гуманистической теории Роджерса, существует два противоположных типа: «полноценнофункционирующая личность» и «неприспособленная личность».

1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.

Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.

2. Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас от рождения.

3. Концентрация внимания на особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическом плане для создания универсальной науки психологии.

4. Внимание к настоящему опыту. Признание влияния прогнозов на поведение человека  [2 С. 27].

Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а также потребностей в любви и самоуважении.

Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги, невротических реакций связано с рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило, такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны близких в детские годы.

Основной подход терапии - клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методики отражения и пояснения.

Достоинства гуманистической теории личности: ориентация на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.

Недостатки: индетерминизм. Игнорирование естественной обусловленности человеческого бытия.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы