Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:42, сочинение
Телевидение, как и другие виды СМИ создает информационное поле вокруг социума и является и наиболее удобным, доступным и едва ли ни единственным источником получения актуальной информации о мире для большинства граждан нашей страны. Оно имеет серьезное воздействие на формирование общественного мнения о проблемах социального и политического характера, а также сильно влияет на становление ценностей и норм поведения в обществе. Именно поэтому так часто ставятся вопросы о «качестве» транслируемой информации, ее культурной ориентации и целевой аудитории телезрителей. Что же несет телевидение обществу? Почему велика доля низкопробных передач?
Факультет
мировой экономики и мировой
политики
Кафедра
мировой экономики
“Роль телевидения
в современном российском
Москва
«Оно
Телевидение, как и другие виды СМИ создает информационное поле вокруг социума и является и наиболее удобным, доступным и едва ли ни единственным источником получения актуальной информации о мире для большинства граждан нашей страны. Оно имеет серьезное воздействие на формирование общественного мнения о проблемах социального и политического характера, а также сильно влияет на становление ценностей и норм поведения в обществе. Именно поэтому так часто ставятся вопросы о «качестве» транслируемой информации, ее культурной ориентации и целевой аудитории телезрителей. Что же несет телевидение обществу? Почему велика доля низкопробных передач?
В первую очередь в связи с этой проблемой стоит ограничить возрастные рамки социальных групп и классов, которые являются «потребителями» телевизионного вещания, потому что влияние передач разной информационной направленности на неоднородную аудиторию телезрителей может быть совершенно неодинаково. Например, для детей младшего школьного и дошкольного возраста наиболее актуальными являются детские развлекательные передачи, которые обычно идут в эфире в дневное время. Но в этом случае возникает вопрос, что идет параллельно с этим на других каналах, и какую информацию могут сами того не желая почерпнуть дети, переключая их? Если говорить о старших школьниках, то это оборачивается еще более серьезной проблемой. Дети начинают ориентироваться на своих друзей в чем проявляется так называемый «стадный эффект», не хотят отставать от от большинства одноклассников и начинают смотреть не развивающие передачи, ориентированные на их возрастную категорию, а фильмы, телесериалы и шоу создаваемые под более взрослую аудиторию, затрагивающие проблемы взаимоотношения полов и семейные проблемы, пропагандирующие свободные отношения. И на основе этого у них начинает складываться искаженное представление об обществе и мире, ценностях и нормах, принятых в нем. Если же брать во внимание уже работающих людей, то для них просмотр телевизионных передач зачастую лучший способ провести время и отдохнуть после трудового дня. На них ориентированы программы широкого профиля, показываемые в вечернее время. Опять же, учитывая недовольство многих политиков, общественных деятелей отсутствием стимулов у граждан к улучшению своего социального положения, получению хорошего образования, социальному и культурному росту, особенно в провинции, это время эфира может быть заполнено передачами, способствующими развитию подобных стимулов, например политическими дебатами, затрагивающими актуальные вопросы социальной политики или передачами развивающими общий кругозор. А для пожилых людей телевидение является настоящим окном в мир. Они по большей части слишком серьезно относятся ко всему, что показывают, и легче всего введутся на такие вещи, как например рекламные уловки, пропаганда, проводимая политиками в период предвыборной гонки. И по своей наивности пенсионеры попадаются на многие трюки журналистов, которые сознательно составляют репортажи о происшествиях, природных катаклизмах так, чтобы посеять панику, и вызвать этим широкий резонанс, привлечь внимание общественности, а не должным образом и беспристрастно сообщить о происходящем. Это относится и к другим СМИ. Но вместе с тем люди зрелого возраста отчетливо осознают разницу между телевидением советского периода и современным. Если в советское время основная его задача была информировать, развлекать и просвещать, то сейчас базой медного успеха стали три «С»: сенсация, страх и секс.
Что характерно, в течение последних лет в сравнительном анализе общеевропейского и российского телевидения, последнее не улучшило свое положение и пресловутая свобода СМИ только ухудшает эту ситуацию. Стало возможным донесение до широких масс населения очень некачественной телевизионной продукции и в среднем квалификация людей, работающих в этой сфере зачастую оставляет желать лучшего.
Следующим аспектом, которому стоит уделить внимание является бесплатность потребления. Сейчас в нашей стране это является особенно важной чертой, потому что большинство людей пока еще не готово платить за качество, и бесплатность становится едва ли не наиважнейшим критерием. Также в силу однотипности многих телепередач их просмотр не зависит от времени, так как они являются товарами комплиментами. И их потребление происходит чаще всего индивидуально, но потом обсуждается с другими и складываются дополнительные стимулы к общению. Раньше существовали клубы по интересам, как например любители творчества определенного писателя или художника, а сейчас вместо этого широкие массы людей обсуждают выход нового сериала или ток шоу, что свидетельствует о культурной деградации общества.
Роль и значение телевидения в жизни хорошо образованных граждан, интеллектуальной элиты часто совсем ничтожна, так как, видя изъяны отечественных передач, эти люди предпочитают их импортным или же смотрят только носовые программы.
Важно отметить, что все претензии связанные с телевидением в общем довольно просто объяснить. Оно само по себе не является первичным, и даже культурное наследие доносит до зрителя в несколько искаженном виде. Ведь экранизации романов или теле-версии спектаклей редко можно назвать близкими к оригиналу или способными его заменить. Однако даже это принять современный зритель бывает не в состоянии. И какое недовольство может быть, если почти все телевидение преследует коммерческую цель? Именно оно просто ориентируется на массового потребителя, соответствует его запросам, требованиям и в этом случае выигрывает как коммерческое предприятие. Как бы сегодня не позиционировал себя телеканал он все равно будет коммерческим, то есть существующим на деньги рекламодателей. К тому же многие новые передачи являются грубыми копиями продукции иностранных каналов.
По тематической направленности передачи могут быть разделены на три основные группы: информационные, образовательные и развлекательные.
Информационные программы пользуются популярностью у большой аудитории зрителей вне зависимости от возраста, от школьников до пенсионеров. В основном они транслируются по государственным каналам, поэтому сюжеты и подача материала в них предельно формализованы. Это важный способ донесения «позиции» государства.. К тому же, несмотря на то, что телеканалы принадлежат разным учредителям, вся информация на них подается с унифицированной точки зрения, таким образом никто из них не формирует мнение оппозиционное государственному.
Образовательные программы занимают ничтожно малую часть телевизионного эфира.
Единственный телеканал, который уделяет особое внимание образовательным передачам, представляет большой спектр программ связанных с культурой и наукой является телеканал «Культура». Он транслирует интервью с писателями и художниками, создает интересные исторические и социо-культурные проекты ориентированные на большой круг зрителей.
Развлекательные же программы пользуются очень большим спросом, потому что хорошо удовлетворяют потребности зрителей, для которых определяющими факторами являются «легкая» тема и доступное ее оформление.
Важно, что из множества негативных последствий влияния телевидения на общество особенно выделяется одно – это формирование пассивного, созерцательного подхода к жизни. Телевизор становится заменой реальности, человек начинает жить в мире иллюзий, которые он генерирует.
Таким
образом, в современном виде телевидение
является злом, формирующем образцы
дурного вкуса и неправильные
жизненные ценности. Оно будучи способно
выполнять позитивную социальную функцию,
пока только деструктивно влияет на сложившиеся
социальные институты.
Информация о работе Роль телевидения в современном российском обществе: социологические аспекты