Роль социальных институтов в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль институтов в развитии общества.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «социальный институт». Изучить теоретические основы социальных институтов как элементов социальной системы
2. Рассмотреть виды и функции социальных институтов.

Содержание

Введение 3
Понятие «социальный институт» 4
Институционализация общественной жизни 4
Признаки социальных институтов 7
Виды и функции социальных институтов 8
Роль социальных институтов в развитии общества 15
Роль церкви в обществе 20
Образование и его роль в развитии общества 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.

     Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы.

     Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

     1. Экономическо-социальные институты  - собственность, обмен, деньги, банки,  хозяйственные объединения различного  типа - обеспечивают всю совокупность  производства и распределения  общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

     2. Политические институты - государство,  партии, профсоюзы и другого рода  общественные организации, преследующие  политические цели, направленные  на установление и поддержание  определённой формы политической  власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

     3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

     4. Нормативно-ориентирующие - механизмы  морально-этической ориентации регуляции  поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации  нравственную аргументацию, этическую  основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

     5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную  регуляцию поведения на основе  норм, правил и предписаний, закреплённых  в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

     6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

     Основной  содержательной функцией каждого конкретного  социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех  социальных потребностей, ради которых  он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций:

     1. Функция определения, закрепления  и воспроизводства связей и  отношений. Каждый институт вырабатывает  систему ценностей, норм и образцов  поведения, закрепляющих, стандартизирующих  поведение своих членов, делающих  это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определённый социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.

     2. С этой функцией тесно связана  регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.

     3. Интегративная функция включает  в себя процессы сплочения,  взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объёма и частоты контактов.

     4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институциализированных ролей. Информация, произведённая в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

     5. Транслирующая функция проявляется  в порядке социального опыта.  Каждый институт обладает определённым механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения.

     Наряду  с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные, функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов. Так один из основоположников учения о социальных институтах Торстейк Веблен указывал, что основная функция экономического института - производство предметов потребления для удовлетворения жизненно-важных потребностей в обеспечении пищей, жильём и т.д. Однако материальные блага, производимые в результате функционирования данного института, могут удовлетворить потребность в престиже. Точно так же к явным функциям института образования относятся приобретение знаний, подготовка к будущей профессиональной деятельности и т.д. Но у института образования есть и скрытые функции: приобретение определённого социального статуса, позволяющего человеку, получившему хорошее образование, подняться на более высокую ступеньку в социальной лестнице и т.д.

     Каждый  социальный институт эффективно выполняет  свои функции в обществе при следующих  условиях:

     1. Чёткое определение цели и  круга выполняемых действий или  же объёма функций. Если функции  того или иного института определены  нечётко, он не может включиться  в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

     2. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица, представляющие  институт, будут выполнять свои  функции в строгом соответствии  с закреплёнными нормами, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений о своих правах и обязанностях.

     3. Признание и престиж, каким  должен обладать социальный институт  в глазах общества или преобладающей  его части.

     4. Бесконфликтное включение в общую  систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политического института западной демократии в общество, где преобладают родовые, племенные связи.

     Нарушение нормального взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.

     Одним из явных выражений дисфункции социального  института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

     Неудовлетворённая общественная потребность ожжет  вызвать к жизни стихийное  проявление нормативно неурегулированных  видов деятельности, стремящихся  восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил.

     В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических  институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

     Исследователи выделяют две формы существования  социальных институтов: простую и  сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

 

Роль социальных институтов в развитии общества

     Развитие  любого общества во многом осуществляется за счет развития социальных институтов. Самый верный критерий зрелости общества - многообразие и развитость существующих в нем социальных институтов, способных  надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов и социальных групп и эффективно регулировать их поведение.

     Уже на ранних этапах развития общества началось формирование социальных институтов (производственных организаций институтов, духовной жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обусловил и синкретичность первых институтов, выразившуюся в многофункциональности, нерасчлененности их функций. "Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия и прочие технические средства, производственный опыт и навыки, кооперация и дифференциация труда), преобладание... живого труда над овеществленным, привязанность производства к природным условиям... выступают причиной присущего первобытному обществу синкретизма общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни, слитности материального и духовного производства. Община - универсальный институт, осуществляющий хозяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие функции. Определяя собой все стороны общественной жизни, материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов деятельности. Кровнородственные отношения, связующие элементы социальной структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются синкретизмом1".

     Данные этнографических исследований свидетельствуют, что довольно скоро появились признаки распада синкретизма. Община, род и племя начали разделяться, "в общине при всей ее универсальности на первый план все больше выходит производственная деятельность, институты же рода и племени берут на себя функцию межобщинного общения, в силу экзогамии к ним естественно отходят и брачно-семейные отношения2". Начинает складываться тенденция усложнения общественной структуры.

     Усложнение  отношений внутри родов, племен, общин  в результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формированию иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.

     Дальнейшее  развитие общества, "введение земледелия и животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных людей. Внутри общины, перерождающейся в соседскую, все большую хозяйственную самостоятельность приобретает семья. Вместе с тем развиваются и усложняются формы кооперации труда, являющиеся условием существования семейного хозяйства3". Это, в свою очередь, ведет "к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распределения и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину4". Так постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община соседская, земледельческая община.

     Зарождение  системы социальных институтов началось в период разложения первобытнообщинного  строя и было связано с процессом  общественного разделения труда. Разделение труда привело к появлению  и развитию частной собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на классы, что и обусловило необходимость появления таких социальных институтов, основной функцией которых было осуществление классовых интересов и потребностей, охрана существующего социального порядка.

     Таким образом, уже на ранних этапах развития общества появляется потребность в формировании механизмов управления социальными процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их предвестников на ранних ступенях первобытного общества выступали советы старейшин, родоплеменные советы, народные собрания, функции которых еще не были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жреческие функции. В период становления классового общества формируется социальный институт управления, обеспечивающий функционирование общества в целом, его общностей и социальных групп в интересах господствующего класса, - государство.

Информация о работе Роль социальных институтов в развитии общества