Роль СМИ в социализации личности в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять самостоятельно, делать выводы.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 23.26 Кб (Скачать)

УрГЭУ-СИНХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по социологии

 

 

 

 

 

на тему: «Роль СМИ в социализации личности 
в современном обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент

1 курса группы РЭп-11 НУ:

Герасимова А. А.

Проверила: Тихомирова А.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новоуральск 2012

Введение:

Современное общество можно охарактеризовать как  информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной  закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем  передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может  оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь  ослабляет способность думать, размышлять самостоятельно, делать выводы.

 

  1. Сущность процесса социализации. Агенты социализации.

Социализация — это процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются  установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все  процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни. Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и  социальных, и физических навыков.

Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического  опыта, культуры, правил и норм поведения  и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий  процесс: процесс постепенного раскрытия  в индивиде природных качеств, и  процесс внешнего воздействия (целенаправленного  и ненаправленного воспитания). Поэтому  в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки  человека, но и социальная среда  с ее многообразными сферами, круги  общения человека (выраженные в структуре  его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

  1. Значение СМИ в современной жизни.

В наше время СМИ являются одним  из главных источников информации для  большинства людей, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас СМИ способны повлиять практически на все сферы нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику, культуру, историю и т. п. Не редко средства массовой информации использовались для дезинформации и манипуляции людьми, причем, зачастую, совсем не обязательно искажать факты, достаточно лишь преподнести их в нужном свете.

Сейчас огромную популярность набирает Интернет и для многих он уже стал основным источником информации. Через  него узнают последние новости в  мире политики, технологий, развлечений; общаются с друзьями, делают покупки. Сегодня интернет завален огромным количеством информации, причем далеко не всегда достоверной и чтобы  не потеряться во всем этом обилии информации, важно научиться сравнивать данные из разных источников, находить надежные ресурсы.

Средства массовой информации, играя  важную роль в формировании общественного  мнения по проблемам развития общества, также являются и существенным фактором поддержания стабильности в социуме, важным элементом механизма конструктивного  управления политическим конфликтом. Вместе с тем, средства массовой информации могут играть и потенциально негативную роль, являясь неотъемлемым специфическим  инструментом инициирования и эскалации  конфликтов в политической сфере.

 

  1. Влияние телевидения на социализацию.

Рассматривая средства массовой коммуникации как фактор социализации личности, можно условно подразделить эти средства на стихийную, относительно направляемую, социально контролируемую социализации и самоизменение человека в процессе социализации под их влиянием.

Влияние средств массовой коммуникации на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. Средства массовой коммуникации выполняют  в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое  времяпрепровождение людей. С рекреативной тесно связана релаксационная роль средств массовой коммуникации. Телевидение  – это важнейшее средство массовой информации и пропаганды. Оно обладает огромными возможностями психологического влияния на личность и массы. Во многих случаях оно становится важным средством  формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к тем  или иным активным действиям. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме  его собственно содержательной стороны, – это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие  в каждом доме, его способность  свести сотни миллионов граждан  до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу.

 

 

 

Практические задания

  1. Нарисуйте словесный портрет «героя нашего времени», основываясь на телерекламе.

По утрам ест йогурты (к примеру активия), пьет кофе, (якобс), совершает пробежки (в спорт костюме адидас), на работу ездит на машине (бмв).

 

  1. Некоторые студенты говорят: «Я телевизор не смотрю, радио не слушаю, газет не читаю, поэтому на мою социализацию СМИ влияния не оказывает». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте ваш вывод.

Не соглашусь с высказыванием, потому что СМИ оказывают влияния  на тех, кто смотрит телевизор, слушает  радио, читает газеты, а поскольку  с этими людьми мы можем общаться и эти люди делятся с нами полученной информацией, получается, СМИ как бы влияют на нас через посредников. И нельзя исключать из внимания интернет где опять таки СМИ оказывают на нас свое влияние.

 

 

 

Заключение:

Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что сегодня общество развивается  гораздо быстрее, нежели ранее. Появились  новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации»  в том виде, в котором мы к  нему пришли. Именно эти новые средства массовой информации оказывают особенно большое влияние на развитие, ценностные ориентации и становление личности, воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным общественным проблемам. Таким образом, влияние средств  массовой информации оказывает огромное влияние на развитие личности.


Информация о работе Роль СМИ в социализации личности в современном обществе