Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:43, контрольная работа
В процессе своего исторического развития трудящиеся, в том числе и учителя не нашли ничего более эффективного для обеспечения защиты своих трудовых прав, чем объединение в профессиональные организации.
Профсоюзы в мире возникли и развиваются уже почти два века. Хотя законодательно они были признаны в Англии только в 1824 году.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе своего исторического развития трудящиеся, в том числе и учителя не нашли ничего более эффективного для обеспечения защиты своих трудовых прав, чем объединение в профессиональные организации.
Профсоюзы в мире возникли и развиваются уже почти два века. Хотя законодательно они были признаны в Англии только в 1824 году.
В учреждениях общего среднего образования страны созданы и действуют сегодня более трех десятков различных общественных объединений педагогов. Среди них можно выделить: предметные методические объединения, объединения педагогов дополнительного образования, классных руководителей и воспитателей, школы передового опыта и т.д. Профсоюзная организация в школе, как объединение членов Профсоюза создается Профсоюзом работников народного образования и науки России для того, что бы через нее реализовывать уставные цели Профсоюза по защите социально – трудовых прав учителей. Современная трудовая деятельность учителей проходит в обостренных условиях экономического кризиса.
Таким образом, актуальность проблемы в том, что только активная роль первичных и территориальных профсоюзных организаций позволяет Профсоюзу оказывать существенное влияние на гармонизацию социальных отношений в сфере трудовой деятельности учителей, повышение их социального статуса и уровня социальной защищенности. Поэтому в качестве гипотезы, выдвигаем предположение, что для работников образования Профсоюз это, прежде всего, средство для улучшения условий труда, социально-трудовых отношений, социально-экономического положения учителей, средство социальной зашиты работников образования.
Объект исследования –профсоюзная организация образования.
Предмет исследования – роль профсоюзной организации в антикризисном управлении.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Определить цели и принципы профсоюзов.
2. Определить роль профсоюзов в предупреждении кризисной ситуации.
В ходе работы были использованы следующие методы: аналитический, статистический.
Информационной основой послужили: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Гражданский кодекс РФ, , должностные инструкции по охране труда
1. ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, РОЛЬ
1.1. Цели и принципы профсоюзов
В России история профсоюзного движения начинается с 1905 г. Профсоюзы пережили эпоху мировых войн и мощных социальных потрясений, периоды гонений и времена, когда они были частью государственной машины. За долгие годы своего существования они выработали свод целей и принципов, имеющих универсальную ценность. Ныне в своей деятельности они исходят из убеждения, что:
• система наемного труда порождает неизбежные противоречия между работниками и работодателями, собственниками средств производства. Эти противоречия касаются в первую очередь вопросов организации, условий оплаты и охраны труда, предоставления социальных гарантий трудящимся и членам их семей;
• удовлетворение социально-экономических требований трудящихся, защита и обеспечение их прав и интересов могут быть достигнуты более эффективно в результате совместных действий;
• для осуществления своих законных прав и интересов необходимо, чтобы трудящиеся были объединены в профсоюзные организации, которые защищают экономическую свободу и независимость каждого работника и обеспечивают преодоление изначального неравенства сил между наемным работником и работодателем;
• решение социально-экономических задач невозможно без взаимодействия с государством. Это особенно важно в условиях кризиса.
Политика государства по отношению к профсоюзам отражена в Конституции Российской Федерации, законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О занятости населения в Российской Федерации», а также в Трудовом кодексе (ТК РФ), Основах законодательства Российской Федерации об охране труда.
Профсоюзы являются одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости. Этот принцип заложен в документах Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, а также Всемирной встречи на высшем уровне в 1995 г. в Копенгагене, на которой главы правительственных делегаций более 180 стран, включая Россию, взяли на себя обязательства, что вошло в дальнейшем в Трудовой кодекс РФ.
В советской системе концепция трудовых отношений была не совместима с господствующей идеологией, соответствующая терминология отсутствовала. Поэтому не случайно интерпретация терминов значительно отличалась от принятых в развитых странах Запада, США и Японии. Главная причина видится в том, что трудовые отношения подразумевают конфликтность, переговоры и сотрудничество между работниками, работодателями и государственными органами, а также такие акции, как забастовки. Согласно существовавшей в то время концепции трудовых отношений государство (КПСС и правительство), хозяйственные руководители предприятий и профсоюзные организации функционируют в полной гармонии.
Трудовые отношения на рабочем месте регулировались не профсоюзами, а органами управления. Теоретически заработная плата и условия труда определялись централизованно, на практике значительным влиянием в этой области пользовались непосредственные руководители. Неформальные переговоры велись, однако не на коллективной основе, а скорее, на персональном уровне. Таким образом, считалось, что коллективные трудовые споры и конфликты интересов отсутствуют, а забастовки как акции рабочих, противоречащие их собственным интересам, незаконны. Кодексом законов о труде определялись процедуры рассмотрения трудовых споров между работником и администрацией в плане применения законодательных норм.
Между тем это вовсе не означает, что трудовые отношения были гладкие. Конфликты были имманентны системе, но в основном носили скрытый характер. Они иногда приводили к краткосрочным остановкам работы, обычно со стороны небольшого количества работников, и гасились непосредственными руководителями. Очень редко предприятие в целом прекращало работу. Когда такое случалось, в разрешение конфликта немедленно включались высшие руководители и партийное руководство; как правило, против активистов принимались санкции.
Заключались на предприятиях и коллективные договоры. Содержание договоров было оговорено трудовым законодательством и их нельзя считать результатом переговорного процесса между двумя независимыми и автономными партнерами, представляющими различные интересы.
Как в советский период, так и сейчас управление - это деятельность не только одного администратора или менеджера, а различных специалистов. Они собирают нужную информацию, обрабатывают ее, проводят анализ, разрабатывают варианты управленческих решений. Совокупность этих специалистов образует персонал управления, который несет ответственность за повышение эффективности производства и управления предприятиями, решение организационно-технических проблем и преодоление имеющихся трудностей.
Положение менеджеров усугубляется тем, что они работают с людьми при отсутствии в стране системы, гарантирующей силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, удерживающей конфликты в пределах, не подрывающих социальную стабильность. Речь идет о предельном напряжении реформ, за границами которого возникает угроза социальной дестабилизации.
Создавшаяся социально-экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами в этой сфере, при которой принимаются во внимание неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска. Поэтому все более актуальной становится проблема защиты не только социально уязвимых слоев населения, но и тех, кто трудится на предприятиях. В современных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита трудящихся стали центром экономической политики и управления на всех уровнях. И здесь особая роль принадлежит профессиональным союзам.
Российское законодательство выделяет ряд прав человека, которые в большей мере могут быть реализованы через профсоюзы. Во-первых, это право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; во-вторых, право на содействие занятости и защиту от безработицы; в-третьих, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ); в-четвертых, право на охрану труда и безопасность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; в-пятых, право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых.
Таким образом, от позиции профсоюзных организаций во многом зависит понимание персоналом целей и политики руководства, использование мастерства и опыта работников, степень их удовлетворенности качеством трудовой жизни и условиями труда, а также результативность работы предприятий, их выживаемость и конкурентоспособность.
1.2. Роль профсоюзов в предупреждении кризисных ситуаций
Работники объединяются в профсоюз для того, чтобы защитить свои права. Профсоюз контактирует с федеральными, региональными и местными органами власти, стремясь решать вопросы трудовых отношений и улучшения положения работников; он является законным представителем работников во взаимоотношениях с работодателем. Именно профсоюз защищает интересы работников в ситуации индивидуальных и коллективных споров; правила внутреннего трудового распорядка, многие другие важные документы и решения в сфере трудовых отношений на предприятии работодатель обязан принимать с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Благодаря профсоюзам работникам предоставляются бесплатная юридическая помощь, консультации по различным вопросам трудовых отношений. Профсоюзам предоставлено право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные представители участвуют в работе комиссии по охране труда, проверяют условия и охрану труда на рабочих местах, участвуют в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Профсоюзы заключают соглашения и коллективные договоры, которые улучшают положение работника, дают преимущества в оплате труда, продолжительности отпуска, охране и безопасности труда, решении социальных вопросов, проявляют заботу об организации детского и семейного отдыха, спортивных и культурных мероприятий.
Действуя в интересах трудящихся и укрепления Российского государства, профсоюзы всеми законными средствами добиваются:
в области заработной платы:
поэтапного увеличения гарантируемого МРОТ — вначале до уровня реального прожиточного минимума, затем — минимального потребительского бюджета, а в более дальней перспективе — до уровня рационального бюджета;
• справедливого распределения доходов предприятия между трудом и капиталом, предпринимателем и работником, прибылью и оплатой труда в целях решительного повышения доли заработной платы в общей цене продукта, в общих доходах населения;
• улучшения соотношения между минимальной и средней заработной платой по отраслям, профессиям и регионам; сокращения экономически и социально неоправданной дифференциации в оплате труда за счет подтягивания отстающих;
• учета в размерах и структуре заработной платы роста цен, платности предоставления жилья, образования, медицинского обслуживания и других социальных услуг;
• ликвидации преступной практики задержки выдачи начисленной заработной платы, введения законодательного механизма возмещения ущерба, причиненного задержкой заработной платы работника;
в сфере занятости населения:
проведения общеэкономической политики, формирующей спрос на рабочую силу с использованием экономических рычагов — цен, налогов, инвестиций, структурной и промышленной политики, системы государственных заказов; разработки механизма реализации комплексной государственной программы, обеспечивающей максимально возможную, экономически и социально обусловленную занятость, прекращение роста безработицы;
недопущения в качестве борьбы с безработицей ограничения уровня доходов, в том числе заработной платы; обеспечения инвестиционной активности предприятий как обязательного условия наличия платежеспособного спроса на рабочую силу, стимулирования направления высоких доходов в инвестиции;
максимального ограничения использования вынужденной неполной занятости;
развития малых и средних предприятий и фермерских хозяйств как потенциального источника новых рабочих мест; разработки и осуществления целевых программ и мер:
а) занятости молодежи, женщин, социально уязвимых групп работников, защиты их позиций на рынке труда, борьбы против их дискриминации;
б) формирования рынка труда в регионах с критической ситуацией в области занятости, в регионах моноотраслевого характера производства;
в) повышения возможностей трудоустройства населения за счет развития рынка жилья;
г) повышения квалификации работников в соответствии с требованиями рынка труда;
в сфере социальных гарантий:
усиления социальной ориентации политики реформ, определения ее приоритетных направлений через механизм социального партнерства, совершенствования практики заключения соглашений и коллективных договоров, участия в законотворческой деятельности, работе всех социальных систем; выработки и осуществления стратегии и тактики реформы системы социального страхования в соответствии с международными нормами и Конвенциями МОТ, предусматривающими гарантированные уровень и объемы социальной защиты работающих граждан, пенсионеров, инвалидов и безработных;
противодействия дальнейшему обнищанию пенсионеров обеспечения их достойного уровня жизни, реализации в объеме Федерального закона «О ветеранах»;