Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:35, реферат
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения.
Введение………………………………………………………….……….3 стр.
1. Культура в социологии
1.1 Понятие культуры ……………………………………………….…..4-5 стр.
1.2 Функции и формы культуры…………………………………….…. 6-8стр.
1.3 Культура как системное образование………………………….….9-16стр.
2. Роль культуры в жизни человека
2.1 Формы проявления культуры в жизни человека ……………….17-21стр.
2.2 Социализация личности ……………………………………….....22-23стр.
2.3 Культура - важнейший метод социализации личности………. 24-25стр.
Заключение……………………………………………………………...26 стр.
Список литературы………………………………………………….…..27стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное
государственное бюджетное
Уральский государственный университет путей сообщения
Факультет экономики и управления
Кафедра
«Управление персоналом
и социология»
Реферат
по
учебной дисциплине
«Социология»
Тема: Роль
культуры в жизни человека
Выполнил:
Проверил:
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Культура в социологии
1.1 Понятие культуры ……………………………………………….…..4-5 стр.
1.2 Функции и
формы культуры…………………………………….…
1.3 Культура как
системное образование………………………
2. Роль культуры в жизни человека
2.1 Формы проявления культуры в жизни человека ……………….17-21стр.
2.2 Социализация
личности ……………………………………….....
2.3 Культура - важнейший метод социализации личности………. 24-25стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Культура
- исключительно многообразное
Очевидно, что в привычном, обыденном
понимании существует
В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" (217, с. 1).
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
1. Культура в социологии
1.1 Понятие культуры
Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла:
1) общий процесс
2)
состояние общества, основанного
на праве, порядке,
3)
особенности образа жизни
4)
формы и продукты
Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры?
Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.
С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее.
Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной.
Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.
Понятия
культура существует несколько сот
его определений. Мы будем использовать
одно из них, дано английским этнографом
Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это
некоторое сложное целое, которое
включает в себя знания, верования,
искусство, мораль, законы, обычаи и
другие способности и привычки, приобретаемые
и достигаемые человеком как
членом общества" (217, с. 1).
1.2 Функции и формы культуры
Культура
выполняет многообразные и
Еще
одной, не менее важной функцией культуры
является регулирование поведения
личности. Если бы не было норм, правил,
поведение человека стало бы практически
неуправляемым, хаотичным и бессмысленным.
О том, насколько важна культура
для жизни человека и общества,
можно судить, если еще раз вспомнить
об описанных в научной литературе
человеческих детенышах, которые волею
случая оказались полностью лишенными
общения с людьми и «воспитывались»
в стаде зверей, в джунглях. Когда
они были найдены — через пять-семь
лет и вновь попали к людям,
эти дети джунглей не могли овладеть
человеческим языком, они оказались
не в состоянии усвоить
Тесно связана с социализацией
духовно-нравственная функция
Сложность
понимания феномена культуры заключается
также и в том, что в любой
культуре имеются разные ее пласты,
ответвления, срезы.
В большинстве европейских обществ к началу
XX в. сложились две формы культуры. Элитарная
культура - изящное искусство, классическая
музыка и литература - создавалась и воспринималась
элитой.
Народная
культура, включавшая сказки, фольклор,
песни и мифы, принадлежала бедным.
Продукты каждой из этих культур были
предназначены для определенной
публики, и эта традиция редко
нарушалась. С появлением средств
массовой информации (радио, массовых
печатных изданий, телевидения, грамзаписи,
магнитофонов) произошло стирание различий
между высокой и народной культурой.
Так возникла массовая культура, которая
не связана с религиозными или
классовыми субкультурами. Средства массовой
информации и массовая культура неразрывно
связаны между собой. Культура становиться
“массовой”, когда ее продукты стандартизируют
и распространяют среди широкой
публики.
Во всех обществах существует множество
подгрупп, имеющих различные культурные
ценности и традиции. Система норм и ценностей,
отличающих группу от большинства общества,
называют субкультурой.
Субкультура
формируется под влиянием таких
факторов, как социальный класс, этническое
происхождение, религия и место
жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на
формирование личности членов группы.
Термин
“субкультура” не означает, что
та или иная группа выступает против
культуры, господствующей в обществе.
Однако во многих случаях большинство
общества относится к субкультуре
с неодобрением или недоверием. Эта
проблема может возникнуть даже по
отношению к уважаемым
Известная
контркультура в западном обществе
- богема, а наиболее яркий пример
в ней - хиппи 60-х годов. Ценности
контркультуры могут быть причиной
длительных и неразрешимых конфликтов
в обществе. Однако иногда они проникают
в саму господствующую культуру. Длинные
волосы, изобретательность в языке
и одежде, употребление наркотиков,
характерные для хиппи, получили
широкое распространение в
1.3 Культура как системное образование
С
точки зрения социологии, в культуре
можно выделить две основные части
— культурную статику и культурную
динамику. Первая описывает культуру
в состоянии покоя, вторая — в
состоянии движения. Культурная статика
— это внутреннее строение культуры,
т. е. совокупность базисных элементов
культуры. Культурная динамика включает
те средства, механизмы и процессы,
которые описывают
Культура
— сложное образование, которое
представляет собой многостороннюю
систему, все части, все элементы,
все структурные характеристики
этой системы постоянно