Семья
как социальный институт возникла с
формированием общества. Процесс
формирования и функционирования семьи
обусловлен ценностно- нормативными регуляторами.
Такими, например, как ухаживание, выбор
брачного партнера, стандартами поведения,
нормами, которыми руководствуются
жена и муж, родители и их дети и
т.д., а также санкции за их невыполнение.
Эти ценности, нормы и санкции
представляют собой принятую в данном
обществе исторически изменяющуюся
форму отношений между мужчиной
и женщиной, посредством которой
они упорядочивают и санкционируют
их жизнь и устанавливают их супружеские,
родительские и иные родственные
права и обязанности. На первых этапах
развития общества отношения между
мужчиной и женщиной, старшими и
младшими поколениями регулировались
племенными и родовыми обычаями, представлявшими
собой синкретические нормы и
образцы поведения, базировавшиеся
на религиозных и нравственных представлениях.
С возникновением государства регулирование
семейной жизни приобрело правовой
характер. Юридическое оформление брака
налагало определенные обязанности
не только на супругов, но и на государство,
санкционирующее их союз. Теперь социальные
контроль и санкции осуществляло
не только общественное мнение, но и
государственные органы.
Традиционные
роли, при которых женщина вела
домашнее хозяйство, рожала и воспитывала
детей, а муж был хозяином, часто
единоличным собственником имущества,
и обеспечивал экономическую
самостоятельность семьи, постепенно
заменились ролевыми, при которых
подавляющее большинство женщин
в странах с христианской и
буддийской культурами стали участвовать
в производственной, политической деятельности,
экономическом обеспечении семьи
и принимать равное, а иногда ведущее
участие в принятии семейных решений.
Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло
за собой ряд позитивных и негативных
для общества последствий.
В
рамках исторического направления
рассматривается происхождение
семьи и ее развитие в различных
социально-экономических формациях.
Систематическое исследование семьи,
по данным американского социолога
Х. Кристенсена, было начато в конце
XIX века. До этого времени на взгляды
на семью и брак сильное влияние
оказывали религия, мифология, философия.
Как известно, в социальной концепции
Платона интересы общества (государства)
доминируют над интересами личности.
«Идеальное государство – общность
жен и детей», «Каждый брак должен
быть полезен для государства», -
писал Платон. Аристотель предполагал,
что природа нормального человека
определяется его «встроенностью»
в политическую систему, а «всякая
семья составляет часть государства».Английский
философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая
проблемы моральной и гражданской
философии, опровергал точку зрения
на брак как нечто нечистое, лишенное
святости, желая возвращения земному
институту брака его духовной
ценности. Французский просветитель
XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778) отрицал
правомерность общественного неравенства
между полами. Но вместе с тем
Руссо обращал внимание и на их
природные, функциональные и в какой-то
мере социальные различия. Он предполагал
дифференцированный подход к особенностям
женщины и мужчины.
Большой интерес представляют воззрения
на семью и брак классиков
немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и
И. Фихте (1762-1814), которые
рассматривали проблемы брака и семьи
исходя из теории естественного права,
неравенства мужчины и женщины. Они считали,
что брак – это нравственно- правовой
институт. Еще один классик немецкого
идеализма Г. Гегель (1770-1831) увидел связь
определенной формы семьи и соответствующего
социального и политического
строя. Гегель пришел к выводу о том, что
правовые отношения чужды семейному союзу
самому по себе. В основе этого вывода
лежит идея о противоречии между духовно-нравственным
единством в семье и внешним (юридическим)
регулированием этих отношений. В течение
длительного времени (примерно до середины
XIX века) семья рассматривалась как изначальная
и по самой своей природе моногамная ячейка
общества. Поэтому философов и ученых
античности, средневековья и отчасти Нового
времени интересовала не столько семья
как специфический социальный институт,
сколько ее отношение к общим социальным
порядкам и, прежде всего к государству.
Утверждение
исторического взгляда на брак и
семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого
семьи, в частности, брачно- семейного
уклада так называемых примитивных
народов; 2) путем изучения семьи
в различных социальных условиях.
У истоков первого направления
стоит швейцарский ученый Иоганн
Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению
истории семьи. В труде «Материнское
право» (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом
развитии первобытного человека от первоначального
беспорядочного общения полов ("гетеризма")
к материнскому, а затем к отцовскому
праву. Через анализ древних классических
произведений он доказал, что до единобрачия
и у греков и у азиатов было
такое состояние, когда не только
мужчина вступал в половые
отношения с несколькими женщинами,
но и женщина – с несколькими
мужчинами.Особенно большое значение
для обоснования эволюционных идей
имел труд американского ученого
Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который
впервые на научной основе рассмотрел
историю первобытного общества. Свою
книгу «Древнее общество» он писал
около 40 лет и опубликовал в 1877
году. В ней излагается теория единого
пути развития человеческого общества,
обосновывается универсальность материнского
рода, опровергается патриархальная
теория. На огромном фактическом материале
Морган проанализировал систему
родства на разных континентах. По его
схеме брачные отношения прошли
путь от промискуитета (беспорядочные
половые связи) через групповой
брак к моногамии. Наиболее важным результатом
всех его изысканий было установление
многообразия исторических типов брачно-семейных
отношений и зависимости их от
конкретных исторических условий. Книга
Моргана «Древнее
общество», которую законспектировал
и прокомментировал К. Маркс (1818- 1883), послужила
поводом для создания произведения Ф.
Энгельса (1820-1895) «Происхождение семьи,
частной собственности и государства»
(1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс
с использованием труда Моргана доказал
глубокую органическую взаимосвязь производства
средств жизни и производство самого человека,
развития, с одной стороны, труда, а с другой
– семьи. Была вскрыта объективно-историческая
закономерность изменений семьи, ее противоречивый
и вместе с тем прогрессивный характер.
Энгельс уделяет особое внимание эволюции
форм семьи, ее развитию от групповых форм
брака к моногамии. Уже на этой стадии,
которую Х. Кристенсен назвал периодом
«появляющейся науки», встретились важнейшие
для теории семьи проблемы: формирование
семьи, совместимость супругов, удовлетворенность
браком и его успешность, стабильность
брака. Ученые разработали теоретические
концепции, которые по содержанию близки
тем, которые использовались позже. С середины
XX века в развитии социологии семьи начинается
стадия, которую назвали «периодом построения
систематической теории». Именно с этого
времени началось накопление большого
количества эмпирических данных по многочисленным
аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое
развитие электронно-вычислительной техники
дало возможность более глубоко и серьезного
анализа полученных данных. Проблематика
семьи в этот период становится все более
актуальной, что связано с началом дестабилизации
семьи и брака. Увеличивается число исследовательских
центров. Существенным становится стремление
откорректировать понятия, которые необходимы
для анализа семейных процессов, выяснение
зависимостей между этими понятиями. |