Роль бюрократии в управлении. Становление теории бюрократии. Современные школы и направления в теории бюрократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

В западном мире развитие бюрократии шло веками. В средние века и позднее этот процесс шел медленно и беспорядочно. Только в XX в. бюрократия сформировалась в полной мере – в соответствии с требованиями, диктуемыми индустриальным обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. БЮРОКРАТИЯ 2
1.1. Роль бюрократии в управлении 3
1.2. Становление теории бюрократии 4
1.3. Современные направления теории бюрократии 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 12

Работа содержит 1 файл

Социология управления 240 р.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     В современной социологии теория бюрократии является одной из самых разработанных концепций. Одна из основных задач современного управления состоит в изменении роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными Вебером. Достижение этой цели связано с изменением установок представителей бюрократии, с провозглашением корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации. Со времени изучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций.

     В настоящее время различают три вида бюрократии:

  1. Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком типе бюрократии работники управления весьма мало используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность — выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику-бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владеет навыками и знаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей роли в организации. Главным достоинством аппаратной бюрократии является стабильность функционирования организации и работы органов ее управления. Четкое разделение труда, стандартизация и унификация всей деятельности снижают вероятность ошибок и, следовательно, в значительной степени сокращают время ролевого обучения работников управления.

     Формализация  обеспечивает стабильность и слаженность  работы, а централизация гарантирует  надежность управления.

     Вместе  с тем аппаратной бюрократии присущи весьма существенные недостатки, самым главным из которых следует признать опасность возникновения бюрократизма. Кроме того, в условиях аппаратной бюрократии отсутствует достаточная мотивация, а умственные способности и психологические особенности работников учитываются и используются не полностью.

     Наконец, аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, поскольку зачастую принимает неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

  1. Классическая (аппаратная) бюрократия составляет основу управления в министерствах, ведомствах и большинстве учреждений государственного или муниципального управления, а также может быть основой организаций со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой.

     Профессиональная  бюрократия предполагает наличие у  управляющих глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями. Основные характеристики деятельности таких бюрократов — высокие степень специализации и уровень компетентности. Как правило, управляющие этого типа обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса. В результате профессиональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей степени формализована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, поскольку высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности.

     Как и в аппаратной бюрократии, рабочие  места группируются по функциональному  и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит централизованно. К достоинствам профессиональной бюрократии следует отнести возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний, а также весьма высокую мотивацию работников на достижение организационных и групповых, а не только личных целей. Кроме того, при данной форме управления в значительной степени ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего руководства, что дает большую свободу для творческого подхода к решению проблем управления.

     Однако  эффективность профессиональной бюрократии резко снижается в тех случаях, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные компоненты ее не подвергаются постоянному воздействию со стороны внешней среды. Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления. Кроме того, усложняются формы применения власти: помимо власти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоваться экспертная и информационная власть.

  1. Адхократия как форма бюрократического управления возникла сравнительно недавно. Термин «адхократия» был введен в научный оборот в 70-е гг. XX в. А. Тоффлером, который использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.

     По  мнению известного специалиста в области проблем лидерства У. Бенниса, адхократия представляет собой быстро изменяющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.

     Очевидно, что данная форма бюрократии кардинально отличается от идеальной модели М. Вебера. Во-первых, у управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия. Во-вторых, отмечается минимальная формализация деятельности.

     Адхократия предполагает быстрое реагирование на любые изменения во всех компонентах организации и внешней среде. Ее девиз — максимальные гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации.

     Многие  исследователи считают адхократию небюрократической формой управления организацией, однако, это не так. Адхократия — все тот же аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции.

     Основное отличие адхократии от других бюрократических форм заключается в том, что. эта форма управления имеет качественные отличия от идеальной модели Вебера, лишена многих недостатков, присущих ей, наиболее эффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в сложных обществах возникает потребность в создании многих организаций или больших вторичных групп, образуемых для достижения определенных целей.

     Среди всех компонентов внутренней структуры  организации особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся ее деятельность. Организация, не имеющая цели, бессмысленна. Не менее важным компонентом организации является ее социальная структура, представляющая собой систему упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.

     Отличительной чертой всех современных формальных организаций является их бюрократизация. Бюрократии представляют собой особую систему управления, для которой характерно разделение ролей и иерархия власти.

     Вопреки многочисленным недостаткам, присущим бюрократии, многие исследователи считают, что без нее невозможно существование  современного общества, поэтому в будущем следует ожидать ее дальнейшего расширения.

     В качестве противовеса и компенсации  недостатков формальных, бюрократических  организаций в обществе возникают  и функционируют неформальные организации. К их числу относят добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие  для студентов высших учебных  заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с.
  2. Оболонский А.В. Бюрократия: теории, история, современность // Знамя. – 1997. - №7. – с.176.
  3. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терешенко. – М.: 2003. – с. 56.
  4. Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

Информация о работе Роль бюрократии в управлении. Становление теории бюрократии. Современные школы и направления в теории бюрократии