Религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 17:32, реферат

Описание работы

Религия - производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом всё то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употребляли слово "религия" многие древнеримские деятели, например, Цицерон в I в. до н. э. К религии относились и представления о богах (мифология), и соответствующие действия, с этими представлениями связанные и регламентирующие жизнь римлян. То, что в древнем Риме называлось религией, у китайцев именовалось chiao, у индусов - dharma, у арабов - din.

Содержание

Почему я выбрал эту тему
I. История термина «религия»
II. Причины возникновения религии и виды первых религиозных представлений
А) Тотемизм
Б) Анимизм
В) Магия
III. Религиозное видение мира
IV. Религия в современном мире и её роль
V. Функции религии
VI. Значение религии для человека
Заключение

Работа содержит 1 файл

2реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

        В мусульманстве запрещено есть животных не имеющих шерсти и рыб, не имеющих чешуи. Однако в мусульманской традиции также осуждается убийство животных: "И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!". В другом месте, в книге "Так говорил Магомет" сказано: "Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному".

         К пищевым запретам следует отнести и запреты на употребление галюценогенных веществ. В разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай. Связано это, в целом, с представлением об осквернении, которые они приносят. В мусульманстве считается, что в алкогольном опьянении человек не может осуществлять намаз, главную обязанность мусульманина.

        Гендерные ограничения. В религии связаны с разделением - тело-дух. Телесный опыт (в данном случае взаимоотношения мужчины и женщины) считается осквернением и поэтому, как правило, сводится к минимуму. Наиболее строгие правила в этом отношении распространялись на жречество, которое в большинстве религий обязано было соблюдать целибат.

        Религии также постулируют этические нормы, которые могут принимать юридический характер. Декалог иудаизма строго охранялся полицией еще в Древнем Израиле. В христианском мире десять заповедей послужили одним из источников формирования правовых норм.

         Оценивая воспитательную роль религии можно привести следующие высказывания:

     • …религия … есть защитная реакция  природы против разлагающей силы ума. … Это защитная реакция природы  против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума. (А.Бергсон)

     • Религия есть высший и благороднейший деятель в воспитании человека, величайшая сила просвещения, между тем как внешние проявления веры и политическая своекорыстная деятельность суть главные препятствия движению вперед человечества. Деятельность и духовенства, и государства противоположны религии. Сущность религии, вечная и божественная, одинаково наполняет сердце человека везде, где только оно чувствует и бьется. Все наши исследования указывают нам на единую основу всех великих религий, на единое учение, развивающееся с самого начала жизни человечества до настоящего дня. В глубине всех вер течет поток единой вечной истины. (М.Флюгер)

     Мировоззренческая функция. Заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.

      Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Речь в данном случае идет не о формальной принадлежности к той или иной религиозной конфессии и даже не об отношении, которое описывается терминами “религиозность” - “нерелигиозность”, а о повышенном интересе к религии и серьезности попыток ее осмысления. Все более или менее признанные “властители дум человеческих” - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - уделяли огромное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении столетий шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями.

        Экзистенциальная функция религии. Состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Человек - это существо с “инстинктом причинности”. Он не удовлетворяется лишь удовлетворением своих физиологических запросов, его абстрактное мышление, отвлекаясь от многообразия видимого проявления, пытается понять происхождение его самого, мира, предназначение человека. Это философские вопросы и одним из источников ответа на них является религия. Она служит опорой, жизненной осью для миллионов верующих. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, который достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение.

        Интегрирующая функция. Заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития. Немецкий социолог М.Вебер и английский историк А.Тойнби придавали религии самодовлеющее значение в историческом процессе. По Веберу, протестантизм, а не производственные отношения создали должные условия для капиталистического развития Европы, ибо рациональное жизненное поведение возникло на основе жизненного призвания, возникло из духа христианской аскезы.

       А.Тойнби в 12-томной “Изучение истории” выделяет в мировой истории цивилизации, положив в основу деления религию. Так, для каждой цивилизации характерен определенный духовно-религиозный код деятельности. Источник развития западной цивилизации он видит в христианстве. Традиционное общество группируется именно вокруг религиозных эталонов и норм. Затем, эти религиозные нормы становятся этническими.

       В традиционном обществе, где отсутствует деление на сакральное и мирское (синкретизм), религия является всем для человека - законами, обычаем, культом, системой ценностей, наукой, искусством. Все сферы культуры пронизаны и спаяны религией.

       Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). Еще Э.Тайлор подверг сомнению цивилизаторскую роль белых европейцев-христиан: “Белый завоеватель или колонизатор, хотя и служит представителем более высокого уровня цивилизации, чем дикарь, которого он совершенствует или уничтожает, часто бывает слишком дурным представителем этого уровня и в лучшем случае едва ли может претендовать на создание быта более чистого, чем тот, который им вытесняется”. В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.

         Политическая функция религии. В ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию “религиозности” политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман).

                     Религия так же имеет большое значение для человека. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения  нравов, обычаев и традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

      Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентное (недоступное опытному познанию). В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюктуры пространственнно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает преодолевать ему житейские трудности.

        Библия предстаёт перед нами как "слово Божие", и как таковое, оно объект веры. Всякий, кто полагает, что можно взять веру и прочесть Библию взглядом учёного, как это возможно по отношению к текстам Платона и Аристотеля, совершает противоестественную вивисекцию духа, разделяющую его с текстом. Библия решительно меняет свой смысл в зависимости от того, кто её читает - верующий или неверующий в то, что это "слово Божие". Как бы то ни было, всё же не будучи философией в греческом смысле этого термина, общее видение реальности и человека в контексте Библии содержит в себе целую серию фундаментальных идей, в первую очередь, философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладают такой силой, что их распространение как среди верующих, так и неверующих, необратимым образом изменило духовный облик западного мира. Можно сказать, что слово Христа, содержащееся в Новом Завете (которое венчает пророчества Ветхого Завета), перевернуло все понятия и проблемы, поставленные философией в прошлом, определив их постановку в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Религия на протяжении тысяч  лет служила основой любой исторической цивилизации, определяла нормы отношений огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации. Поэтому начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания невозможно без возрождения религии. «Человек нуждается в Боге», - сей старый тезис обрел в последние годы новую популярность в нашей стране, и это, наверное, не удивительно, потому что после долгого периода гонений церковь возрождается и все более берет в свои руки духовные бразды. Сегодня наш народ, боле семи десятилетий проживший в атмосфере безбожия, на самом деле  очень нуждается в религии. Сейчас перед Россией и русским народом стоит принципиально важная и ответственная задача, связанная, прежде всего, с формированием совершенно нового, принципиально отличного от потребительского общества стиля жизни, ориентированного в первую очередь на духовное возрождение общества.

        

Литература 

1. Виппер Р. Ю. - "История древнего мира" – Москва, "Республика", 1993 г. – стр. 53-60.

2. Гараджа В. И. - "Религоведение" – Москва, "Аспект Пресс", 1995г. – стр. 35-40, 83-91.

3. Щапов Я.Н. – «Религии мира» - Москва, “Просвещение”, 1994г. – стр. 77- 83, 115- 118.

4. Бердяев Н.А. - «Новое религиозное сознание и общественность» - Москва, 1999 г. – стр. 10-18, 25-28.

5. Алексеев В. П., Першиц А. И. – «История первобытного общества» - Москва, Высшая школа, 1990 г. – стр. 87-94 
 
 
 
 
 

Рецензия

     

Информация о работе Религия