Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:17, реферат
Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Задача данной работы: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии. Определить религию как социальный статус и рассмотреть основные мировые религии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Проблема определения религии в социологии………………………..4
Религия как социальный институт…………………………………….7
Христианство…………………….…………………………………….10
Православие………………………………………………………..11
Католичество………………………………………………………12
Протестантизм……………………………………………………..13
Ислам…………………………………………………………………...15
Буддизм………………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………19
Министерство образования и науки
Белгородский
государственный
им. В. Г.
Шухова
Реферат
по социологии
на тему:
«Религия
как социальный статус. Современные
мировые религии»
Выполнила: студентка группы ПС-41
Хотомченко О. В.
Проверил: к. с. н., доцент
Тоцкая И. В.
Белгород 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК……………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно – узкоутилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое – широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).
В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.
Социальные
институты являются важнейшим фактором
общественной жизни. Задача данной работы:
рассмотреть один из самых древних социальных
институтов – институт религии. Определить
религию как социальный статус и рассмотреть
основные мировые религии.
1 ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ В СОЦИОЛОГИИ
Обычный
и самый распространенный способ
научного определения религии как
социального феномена основывается
на индуктивном методе: собирают, по
возможности, полный набор фактов, относящихся
к изучаемому явлению, и, сравнивая
их, выделяют сходные, повторяющиеся, общие
свойства как характеризующие
В результате среди социологов отмечается довольно большое единодушие в определении отдельных проявлений религии, таких, как церковь, Бог, религиозная вера и так далее, но в то же время – довольно большие расхождения в определении самой религии. Отсутствие единства в понимании и, следовательно, определении религии связано, видимо, с неполнотой знаний, которыми сегодня располагает наука. Предложенные исследователями определения можно разделить на два типа – содержательные и функциональные.
Содержательные определения религии исходят из того, что должна быть указана «сущность», «субстанция», т. е. то, что делает религию религией и отличает ее от любого другого явления. Такого рода определение дал в 1873 г Э. Тайлор: религия есть «вера в духовные существа». Э. Тайлор говорил о «духовных существах», поскольку предметом его исследования были «примитивные религии», а их приверженцы не имеют понятия о «Боге», но верят в существование невидимых существ.
В настоящее время на основе подхода, предложенного Э. Тайлором, понятие «религия» определяется рядом ученых как вера в Существо или в Существа, которые не воспринимаются обычными, эмпирическими способами. Такого рода определение основывается на представлении о том, что религия – это нечто, неразрывно связанное с верой, и вопрос заключается в том, что есть объект этой веры.
Э. Дюркгейм полагал, что распространенное в XIX в представление о религии как ложном понимании мира, предрассудке, как порождении невежества и неумения человека правильно объяснить мир – есть представление, которое сводит религию к проявлению познавательной деятельности человека, но не видит в религии социального феномена.
Религия как социальный феномен должна получить объяснение в социальных категориях. В определении религии, которое дал Э. Дюркгейм, центральным является тезис о том, что религия имеет дело со «священными вещами» – с вещами, которые находятся по ту сторону всего мирского, по ту сторону дел и забот обычного человеческого существования.
Дюркгеймовское
определение религии
Функциональное определение религии предпочитает не искать ответа на вопрос о сущности религии, о существовании какого-то начала, стоящего вне мира, вызывающего и обусловливающего отличительные особенности религиозного мировосприятия, а обратиться к изучению характерных черт религиозного поведения.
Подход М. Вебера заключался в том, что социологически ориентированное определение религии должно исходить из анализа социального поведения, т. е. такого, которое является осмысленным и определяется избранной целью. Он считал, что к религии относится та деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или общество индивидов «организует» свою жизнь.
Способность
направлять человеческие действия, определять
их общую тенденцию среди
С
позиций функционализма любые убеждения
и верования, в которых решаются
фундаментальные вопросы
2 РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Слово
«религия» означает дословно — благочестие,
набожность, святыня. Религия — совокупность
духовных представлений, основанных на
вере в существование Бога или
богов, в сверхъестественные силы, а
также соответствующее
Как
всякий социальный институт религия
существует для выполнения определенных
функций, в частности, для удовлетворения
социально-психологических
Главными же атрибутивными признаками религии являются:
1. обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида);
2. религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии – лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности;
3. религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида – символы определенных религий. Православный храм – святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса – верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы);
4. религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований – вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба – попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни;
5. религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы – это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека – от рождения до смерти – как бы направляется церковью;
6.
большинство религий предписывает верующим
систему заповедей, или норм, регулирующих
поведение. Эти нормы определяют, как верующему
следует себя вести. Так, в христианстве
имеется десять заповедей, которые запрещают
убийство, прелюбодеяние, ложь и другие
грехи, т.е. религия формирует определенную
ценностную и этическую ориентацию, которая
определяет поведение людей и их взаимоотношения.
Родоначальник функционализма в социологии
Э. Дюркгейм считал, что основная социальная
функция религии связана с тем, что она
способствует консолидации общества,
укреплению и развитию солидарности всех
его членов благодаря именно совместному
выполнению ритуалов всеми членами сообщества.
В ходе ритуальной практики индивиды остро
переживают ощущение близости и единства,
основанное на едином понимании сакрального
и низменного.
Информация о работе Религия как социальный статус. Современные мировые религии