Религия как социальный статус. Современные мировые религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Задача данной работы: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии. Определить религию как социальный статус и рассмотреть основные мировые религии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Проблема определения религии в социологии………………………..4
Религия как социальный институт…………………………………….7
Христианство…………………….…………………………………….10
Православие………………………………………………………..11
Католичество………………………………………………………12
Протестантизм……………………………………………………..13
Ислам…………………………………………………………………...15
Буддизм………………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………19

Работа содержит 1 файл

Религия как социальный статус.Современные мировые религии.docx

— 41.23 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Белгородский  государственный технологический  университет 

им. В. Г. Шухова 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по социологии

на тему:

«Религия  как социальный статус. Современные  мировые религии» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы ПС-41

             Хотомченко О. В.

                  Проверил: к. с. н., доцент

               Тоцкая И. В. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Белгород 2011

     СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. Проблема определения религии в социологии………………………..4
  2. Религия как социальный институт…………………………………….7
  3. Христианство…………………….…………………………………….10
    1. Православие………………………………………………………..11
    2. Католичество………………………………………………………12
    3. Протестантизм……………………………………………………..13
  4. Ислам…………………………………………………………………...15
  5. Буддизм………………………………………………………………...16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ

      Фундаментом общества, на котором возвышается  само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых  держится весь социум, благодаря которым  общество выживает, функционирует и  эволюционирует.

     Сам термин «институт» имеет множество  значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно – узкоутилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое – широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

     В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу  общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

     Социальные  институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Задача данной работы: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии. Определить религию как социальный статус и рассмотреть основные мировые религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ  РЕЛИГИИ В СОЦИОЛОГИИ

     Обычный и самый распространенный способ научного определения религии как  социального феномена основывается на индуктивном методе: собирают, по возможности, полный набор фактов, относящихся  к изучаемому явлению, и, сравнивая  их, выделяют сходные, повторяющиеся, общие  свойства как характеризующие исследуемый  феномен. Однако социологи обнаружили, что невозможно указать какое-либо общее свойство, присущее всем религиям, настолько они различны. Так, европейским  религиям присуще (и характерно для  них) раздвоение мира на посюстороннее (имманентное) и потустороннее (трансцендентное). Но такое понимание религии перестает «работать» за пределами их распространения. Буддизм или индуизм мы, не задумываясь, называем религиями, но, как и в ряде других восточных религий, в них очень трудно выделить специфически религиозный элемент, пользуясь мерками, снятыми с западных религий.

      В результате среди социологов отмечается довольно большое единодушие в определении  отдельных проявлений религии, таких, как церковь, Бог, религиозная вера и так далее, но в то же время – довольно большие расхождения в определении самой религии. Отсутствие единства в понимании и, следовательно, определении религии связано, видимо, с неполнотой знаний, которыми сегодня располагает наука. Предложенные исследователями определения можно разделить на два типа – содержательные и функциональные.

      Содержательные  определения религии исходят из того, что должна быть указана «сущность», «субстанция», т. е. то, что делает религию религией и отличает ее от любого другого явления. Такого рода определение дал в 1873 г Э. Тайлор: религия есть «вера в духовные существа». Э. Тайлор говорил о «духовных существах», поскольку предметом его исследования были «примитивные религии», а их приверженцы не имеют понятия о «Боге», но верят в существование невидимых существ.

      В настоящее время на основе подхода, предложенного Э. Тайлором, понятие «религия» определяется рядом ученых как вера в Существо или в Существа, которые не воспринимаются обычными, эмпирическими способами. Такого рода определение основывается на представлении о том, что религия – это нечто, неразрывно связанное с верой, и вопрос заключается в том, что есть объект этой веры.

      Э. Дюркгейм полагал, что распространенное в XIX в представление о религии как ложном понимании мира, предрассудке, как порождении невежества и неумения человека правильно объяснить мир – есть представление, которое сводит религию к проявлению познавательной деятельности человека, но не видит в религии социального феномена.

      Религия как социальный феномен должна получить объяснение в социальных категориях. В определении религии, которое дал Э. Дюркгейм, центральным является тезис о том, что религия имеет дело со «священными вещами» – с вещами, которые находятся по ту сторону всего мирского, по ту сторону дел и забот обычного человеческого существования.

      Дюркгеймовское  определение религии предполагает дуалистический взгляд на мир: жизнь  имеет религиозную и нерелигиозную  стороны. Нет религии и нет  общества, утверждал Э. Дюркгейм, которые  не знали бы и не осуществляли в  своей практике этого разделения мира на две разные части – священное и «профанное». Однако этому противоречит тот факт, что все же есть люди, которые иначе воспринимают мир, в других категориях организуют свой опыт и деятельность. Это может быть либо тотально религиозное восприятие мира, в котором общество в целом отождествляется с «церковью», либо последовательно секулярный взгляд на мир. Под «церковью» Э. Дюркгейм подразумевает всякую общность, существующую на религиозной основе.

      Функциональное  определение религии предпочитает не искать ответа на вопрос о сущности религии, о существовании какого-то начала, стоящего вне мира, вызывающего и обусловливающего отличительные особенности религиозного мировосприятия, а обратиться к изучению характерных черт религиозного поведения.

      Подход  М. Вебера заключался в том, что социологически ориентированное определение религии должно исходить из анализа социального поведения, т. е. такого, которое является осмысленным и определяется избранной целью. Он считал, что к религии относится та деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или общество индивидов «организует» свою жизнь.

      Способность направлять человеческие действия, определять их общую тенденцию среди возможных  альтернатив, допускаемых условиями  человеческого существования, –  вот что рассматривается в  качестве наиболее существенной отличительной  черты религии сторонниками функционализма. С этой точки зрения, решаемые религией проблемы, являются фундаментальными: они встают перед любым обществом  на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники. В этом определении религия, по существу, отождествляется с основным содержанием  культуры. Согласно этому определению  то, что является в культуре самым  фундаментальным, является религией. Религия, по определению, должна рассматриваться  как решающая сила в общественном развитии.

      С позиций функционализма любые убеждения  и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, – не только такие, которые  связаны с представлением о сверхъестественном, – могут быть названы религией. При этом должно соблюдаться еще  одно условие – это верования, которые не остаются сугубо частным  делом индивида, но становятся или  являются достоянием группы, важным аспектом социального взаимодействия: религия  есть социальный феномен, выполняющий  интегративную функцию в обществе. 

     2 РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ

     Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или  богов, в сверхъестественные силы, а  также соответствующее поведение  и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система  верований и ритуалов, с помощью  которых определенная группа людей  объясняет и реагирует на то, что  находит сверхъестественным и священным.

     Как всякий социальный институт религия  существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии – отражение и укрепление групповых связей.

    Главными  же атрибутивными признаками религии  являются:

     1. обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида);

     2. религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии – лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности;

     3. религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида – символы определенных религий. Православный храм – святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса – верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы);

     4. религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований – вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба – попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни;

     5. религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы – это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека – от рождения до смерти – как бы направляется церковью;

     6. большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Религия как социальный статус. Современные мировые религии