Религия как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:17, реферат

Описание работы

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 39.25 Кб (Скачать)

пространенные в нескольких, обычно соседних, странах. Например,

индуизм имеет  место в Индии и Непале, конфуцианство  — в Китае,

Корее, Японии, даосизм  — в Китае и Японии. Можно  выделить еще

диаспорические  религии, под которыми следует понимать систему ве_

рований, свойственную диаспоре, т. е. распыленному по миру этносу,

не утерявшему своей идентичности и исторической памяти. К диаспо_

рическим религиям можно отнести, например, иудейскую, христианско_

григорианскую (армянская церковь) и некоторые  другие. К националь_

ным религиям относятся  те, которые являются принадлежностью  одной

нации и, как  правило, замыкаются в национальных границах.

По географическому  признаку выделяют религии Запада, в кото_

рые включают все  религии древних обществ —  Египта, Месопотамии,

Греции, Рима, славян, а также иудаизм, христианство и  ислам. К рели%

гиям Востока  относят иранские, индийские, китайские (дальневос_

точные) верования. К периферийным относят религии  африканские,

сибирские, индейские (американских индейцев) и религии  тихооке_

анских племен. 

Структура религии. 

1. Группы верующих  — это общины католиков, протестантов, иуда_

истов, православных, мусульман, буддистов и др., а также  секты

(пятидесятников, трясунов, хлыстов и др.).

2. Священные  понятия, таинства — явления,  связанные со сверхъ_

естественными силами (чудеса, запреты, заветы, причастие).

3. Вероисповедание  — совокупность верований, которые  объясняют

устройство мира, человеческую натуру, окружающую природу,

сверхъестественные  силы.

4. Ритуалы —  совокупность определенных действий, образцов по_

ведения по отношению  к священным и сверхъестественным си_

лам.

5. Представления  о праведном образе жизни —  система мораль_

ных принципов, норм жизни, регулирующих поведение  людей.

Например, десять заповедей христианства, нормы шариата  в ис_

ламе. 

Уровни  религии. 

1.Ценностно-нормативный уровень религии.

Сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных

заповедей содержится в священных текстах. Эти священные  тексты

являются для  верующих источником знаний о мире, природе, космо_

се, человеке и  обществе. Знания тесно переплетаются  с художествен_

но_образным или  фантастическим изображением земной и  небесной

жизни. Религиозные  идеи оказывают сильное воздействие  на чувства

и эмоции верующих, формируя у них особое, религиозное  восприятие

мира. Религиозные  верования и знания являются особыми ценност-

ными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на

вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя

традиционные  моральные ценности и нормы человеческой цивилиза-

ции. Поэтому  религия, как правило, способствует интеграции и стаби-

лизации общества.

2.Поведенческий уровень религии.

Религиозное поведение  резко отличается от поведения в других сфе-

рах человеческой деятельности, в первую очередь преобладанием эмо-

ционально-аффектных переживаний. Поэтому религиозное действие

относится к  типу аффективного, нелогичного, иррационального соци-

ального действия, в значительной мере связанного с  бессознательной

сферой человеческой психики. Центральное место в религиозной дея-

тельности принадлежит  отправлению культа, содержание которого

определяется  религиозными нормами и ценностями. 

Функции религии. 

Интегративная функция. Позволяет сплачивать людей в единое

общество, стабилизировать  его и поддерживать определенный соци-

альный порядок.

Регулятивная  функция. Заключается в том, что религия укрепляет

и усиливает  действие принятых в обществе норм поведения, осуще-

ствляет социальный контроль, как формальный (через  церковные орга-

низации), так  и неформальный (через самих верующих как носителей

моральных норм). Эта функция осуществляется также  через механиз-

мы и средства социализации.

Психотерапевтическая  функция. Заключается в том, что религи_

озные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают  успокои-

тельное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную

стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств.

Коммуникативная функция. Общение для верующих развертыва-

ется в двух планах: во_первых, связь с Богом, небожителями (высший

вид общения), во_вторых, общение друг с другом (второстепенное об-

щение). В результате общения возникает сложный комплекс религии-

озных чувств: радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения,

послушания, надежды  на позитивное решение проблем, который  со-

здает положительную  установку, формирует мотивацию  к дальнейше-

му религиозному общению и посещению церкви.

Культуротранслирующая функция. Позволяет сохранять и пере-

давать культурные ценности и нормы, культурные и научные  пред-

ставления о  мире и человеке, исторические традиции, памятные даты,

имеющие как  социетальный, так и общечеловеческий характер.

Таким образом, несмотря на свой почтенный возраст, религия в со-

временном обществе продолжает оставаться вполне функциональным

социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятив-

ную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротранслиру-

ющую роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности Русской Православной Церкви

Особенности исторического становления  Русской Православной Церкви

Воздействие религии  на общество реализуется через ее институты. Русская Православная Церковь являясь подсистемой общества, в свою очередь оказывает влияние на его жизнь и развитие, на поведение и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного, до государственного уровня. Русская Православная Церковь во все периоды истории России являлась значительным “действующим лицом” общественно-политической и духовной жизни.

Со времен утверждения  христианства на Руси православная церковь была важнейшим и неотъемлемым элементом государственности и всей политической системы российского общества. Однако далеко не всегда государственная политика, проводимая представителями церкви, однозначно вписывалась в политику феодальной монархии. Далеко не всегда были безоблачными взаимоотношения церковной иерархии и властителей Руси. Однако российское государство и православная церковь так тесно переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая историю второй. [9, с.207]

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. После принятия христианства, при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леонтием. С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В 1589 г. по инициативе царя Федора Ивановича был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова. С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.

Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято  в XVII в. патриархом Никоном. Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное знамение вместо двуперстного и др.), Никон преследовал цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими церквами. Царь Алексей Михайлович поддержал реформы патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но централизация церковного управления вызвала протест со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу. В основе внутрицерковного конфликта лежала общественные противоречия, которые в силу исторических условий того времени получили религиозное выражение. Это придавало движению раскольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно на первых порах, как протест против существующего строя. Церковь и государство совместными усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной и государственной власти. [2, с.135]

В результате церковных  реформ Петра I было ликвидировано патриаршество, в 1721 г. его заменило новое высшее церковное учреждение — Синод. Царь стал главой церкви. Церковь была превращена в составную часть государственного аппарата, в институт оправдания его внутренней и внешней политики. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью граждан. Государство на содержание служителей культа господствующей православной церкви, на строительство, ремонт и содержание церковных и монастырских строений, на оплату миссионеров выделяло значительные средства. Оно также оказывало церкви и юридическую поддержку. Всякое выступление против господствующей православной церкви расценивалось как государственное преступление и наказывалось самым жестоким образом вплоть до ссылки на вечное поселение и каторжные работы. За свое тотальное господство в обществе православная церковь платила таким же тотальным подчинением государству, которое боялось самостоятельной церкви не меньше, чем оно боялось проявлений разного рода инакомыслия, подрывавшего основы самодержавия. В конечном счете, подчинение церкви государству привело к тому, что в обществе была преодолена сословная замкнутость духовенства, имелась возможность осуществлять управление церковью со стороны государственных органов. От такого положения дел выигрывало не только государство, но и сама церковь, которая получала колоссальные возможности оказывать свое влияние на значительную часть населения России, будучи мощной идеологической силой в обществе.

В качестве официальной  идеологии в дореволюционной  России широко использовалась доктрина единства “православия, самодержавия, народности”, которая была на вооружении российского абсолютизма вплоть до его падения. Сторонники этой доктрины объявляли православие и самодержавие “исконно русскими началами”, составляющими отличительный характер России. Тем самым обосновывалась исключительность исторического пути развития российского общества. Тезис “народность” являлся скрепляющим звеном всей этой доктрины. Кроме того, он имел собственное значение, подразумевающее преемственность и сохранение сути существующего абсолютистского режима, а вместе с ним и господствующей церкви. [9, с.208]

В целом же изучение истории государственно-церковных  отношений в дореволюционной России убеждает, что православная церковь и ее деятели на протяжении многих веков не стремились отстаивать в политических вопросах какую-либо свою особую линию, отличную от позиции государства, а, как правило, разделяли сторону правящих сил, стоящих в данный момент у власти. Сложилась и длительное время существовала такая ситуация, когда в российском государстве церковь была в крепостной зависимости у государства, а граждане были в крепостной зависимости у государственной власти.

В конце XIX — начале XX вв. религиозные реформаторы попытались представить православную церковь в России жертвой самодержавия, стремясь при этом доказать, что для возрождения православия необходим его разрыв с реакцией и консерватизмом. Для оправдания так называемых “прегрешений” они всячески стремились использовать концепцию о “достоинстве христианства и недостоинстве христиан”. Значительный вклад в разработку этой концепции внесли Н. Бердяев, В. Эрн, В. Розанов и некоторые другие русские мыслители, которые считали своей главной целью вывод русского православия из кризисного состояния. [9, с.209]

После падения  самодержавия церковь предпринимает  ряд мер по укреплению своей системы  управления. С этой целью в 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. Патриархом был избран московский митрополит Тихон. В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия на общество, невмешательству в политические вопросы. Советское правительство публикует декрет “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” и постановления о конфискации синодальной типографии, об изъятии церковных ценностей. Тихон осознавал, что конфронтация с государством может привести к тяжелым для церкви последствиям. В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий подписал декларацию, в которой призвал верующих и духовенство активно поддерживать советскую власть. [2, с.137]

Информация о работе Религия как социальный институт