Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:09, реферат
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение — вот составляющие этого понятия.
Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся. Объектом исследования в своей работе я выбрала историю и развитие системы социального призрения в России, особенно следует выделить детское призрение.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Земская реформа 1864 г………………………………………………….….5
Городская реформа 1880 г……………………………………………….….8
Развитие системы социального призрения………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………..…17
1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2) те, кто по сиротству и болезням впал в нужду, но может работать;
3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености;
4) те, кто по
случайным обстоятельствам
По мере повышения уровня социально-экономического развития назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты, поскольку решение вопроса помощи все возрастающему количеству людей силами благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.
В1551 г.- правления Ивана Грозного — на собрании высшего духовенства России — Стоглавом Соборе — констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Принятое Собором решение является значительным шагом на пути развития системы социальной защиты и признания необходимости государственного регулирования в сочетании с общественной деятельностью в решении социальных вопросов. Официально вводятся категории лиц подлежащих призрению и определяются его формы.
Начинает формироваться
государственная инфраструктура системы
социальной защиты через строительство
и содержание больниц, сиротских
домов, богаделен, домов призрения
незаконнорожденных младенцев. Появляется
новая функция системы
Государство осознало необходимость управления развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной политики.
Во второй половине XVIII века для России появляется новое понятие — общественное призрение. Петр I своим указом попытался искоренить профессиональное нищенство. В указе Стрелецкому приказу от 30 ноября1692 г., он велел записать: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Таких царь велел ловить и отправлять по месту жительства, а беглых крестьян возвращать помещикам; повторно пойманных — бить кнутом и ссылать в Сибирь. Эти меры были ужесточены указом1712 г.: всех «ленивых прошаков» били без разбора, клеймили и ссылали на каторжные работы. «Амнистии» не полагались никому, позже Петр ввел «освидетельствование дураков». С1718 г. начинают карать дающих милостыню штрафами. Петр в целом не запрещал милостыню – разрешены были пожертвования приютам и богадельням.
Петр I практически подошел к системе создания общественного призрения. Главным его намерением в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив заботу о нуждающихся на государственные светские структуры. Вводились детские приюты, называемые «гошпиталями», которые строились рядом с церковными оградами. Из «гошпиталей» младенцев, передавали в богадельни или приемным родителям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы. Проявлял Петр заботу и о военных, т.к. государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержании их возлагалось на монастыри с выплатой жалования.
В указе Петра I от 16 января1721 г., впервые идет речь о том, что бродяжничество есть социально опасное явление.
Приемники Петра продолжали политику социальной защиты населения. При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и воспитанных в петровских сиротских домах: девицам велено было «давать вольные паспорта и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры, а «малоумных в богадельни», юношам предписано было отправляться на военную службу.
При Петре III указом1762 г. безумных определяют не в монастыри, а в специально построенные для этого особые дома.
К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Указом от 7 ноября1775 г. предписывалось открытие в каждой губернии особых приказов Общественного призрения под контролем губернаторов. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома.
Конечно, говорить о совершенстве этой социальной системы нельзя, однако следует признать попытки государства охватить все слои населения. В России начинает назревать проблема социальной незащищенности калек и нехватки средств на их содержание. И Екатерина вынуждена была согласиться с правительством, что попечение о нищих и калеках необходимо сделать общественным. Полное же воплощение в жизнь этой идеи произошло только при правлении Александра I.
К сожалению, плоды екатерининского
периода оказались горькими. Бюрократизм,
лихоимство, формализм, недостаток служащих
– все это снижало
При правлении, жены Павла I,
Марии Федоровны происходят серьезные
изменения в системе
При Александре I призрение включается в сферу общественного самоуправления, а за правительством закрепляется общее руководство и контроль.
Недостаток государственных финансовых ресурсов на общественное призрение во второй половине XIX века вынуждает обратиться к более сильному вовлечению общественности в социальную работу. После земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Таким образом, социальная работа и ее управление переместились на более низкий уровень рассмотрения, но это имело и позитивные стороны: более глубокое понимание проблемы и методов борьбы с ней. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости.
Такая сложившаяся система
социальной защиты сохранилась до начала
XX столетия. Организационно-правовую
структуру системы социальной защиты
представляли элементы трех типов: общественные,
общественно-государственные и
Значительным достижением
системы социальной защиты, построенной
в России в XIX в., была ее практическая
направленность, масштабы, а также
теоретическое осмысление перспективных
направлений развития и понимания
необходимости и значения функции
предупреждающих мероприятий
Всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин, в положение грозящее окончиться нищетой и не имеющий способов выйти из этого положения, должен подлежать общественному призрению;
Общественное призрение должно иметь в виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и всем тем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней».
Заключение
Нормальная «жизнеспособность» государства возможна лишь при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества.
Невзирая на все многочисленные недостатки в своей организации, земство показало себя жизнеспособным, развернув на местах активную и весьма плодотворную деятельность. Под руководством либерально настроенных земств многие земства упорно и не без успеха пытались разобраться в причинах местных хозяйственных и прочих неурядиц и устранить их своими силами; если же это было невозможно, то они засыпали ходатайствами губернскую администрацию и высшие инстанции, требуя обратить внимание, помочь, выделить средства.
В результате – впервые в истории России крестьянство получило квалифицированную медицинскую помощь; в селах появились отлично подготовленные учителя; трудами земских статистов была создана объективная и ясная картина хозяйственной жизни страны.
Как и земские органы,
органы городского самоуправления в
значительной степени зависели от государственных
бюрократических и полицейских
учреждений. Вместе с тем, создание
новых органов самоуправления способствовало
становлению общественно-
Государство осознало необходимость управления развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной политики.
Значительным достижением
системы социальной защиты, построенной
в России в XIX в., была ее практическая
направленность, масштабы, а также
теоретическое осмысление перспективных
направлений развития и понимания
необходимости и значения предупреждающих
мероприятий для повышения
Используемая литература:
Курбатов В.И. Социальная работа: Учебник. – пособие./ В.И. Курбатов. – М.; Ростов н/Д: Дашков и К. ; Наука-Пресс, 2007. – 480 с
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия.Москва. 1973. – с.543.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 1999.
Основы социальной работы: Учебник – 3-е издание, исправл. и доп./Отв. Ред. П.Д.Павленок . – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с..
Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд./ Е.И.Холостова. – М: Дашков и К., 2007. – 216 с.
Технологии социальной работы / под общ. ред. Е.Н.Холостовой. – М; ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
Фирсов М.В. История социальной работы в России.// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр ВЛАДОС. 1999. с.99
Информация о работе Реформы местного управления в 60 – 70-е годы XIX века