Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 06:36, реферат
Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.
Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.
Основная часть
Референдум…………………………………………………………………………3
Содержание
Основная часть
Референдум……………………………………………………
Основная часть
Референдум
Понятиями,
близкими к «референдуму» можно
считать плебисцит, всенародный
опрос, всенародное обсуждение. Все
эти понятия связаны с
Референдум
(латинское слово referendum означает «то,
что должно быть сообщено») – это
голосование избирателей, посредством
которого принимается решение
Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента) [2.16.С.235].
Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.
Референдум (плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.
Нужно отметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.
Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российской судебной практики:
11 июня 2003
г. Конституционный Суд
Поводом
к рассмотрению дела явился запрос
группы депутатов Государственной
Думы. Основанием к рассмотрению дела
явилась обнаружившаяся неопределенность
в вопросе о том, соответствуют
ли Конституции Российской Федерации
положения оспариваемого
Исходя из рассмотренных материалов дела и руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать
Федеральный конституционный
2. Прекратить
производство по настоящему
3. Согласно
частям первой и второй статьи
79 Федерального конституционного
закона «О Конституционном
4. Согласно
статье 78 Федерального конституционного
закона «О Конституционном
Если
необходимые условия соблюдены,
в одних странах окончательное
решение принимает парламент, в
других – Президент; все это связано
с тем, что на институт референдума
серьезно влияет форма правления
в государстве (парламентская или
президентская республика). Однако
нередко парламент или
На референдум, как правило, выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» или отрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии) [2.16.С.241]. В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.
Вопрос,
выносимый на референдум, или совокупность
предлагаемых вариантов называется
«формулой референдума». Законодательство
устанавливает пределы
Определение
итогов референдума является очень
важной процедурой. Как правило, референдум
признается состоявшимся, если в нем
приняло участие большинство
зарегистрированных избирателей, а
решение считается принятым, если
большинство из них (50% плюс один голос)
положительно ответили на предлагаемый
вопрос. Иногда, однако, для принятия
решения необходимо 2/3 или даже 3/4
голосов с положительными ответами.
В некоторых случаях для того,
чтобы решение считалось
Отдельные
избиратели могут подавать жалобы на
действия избирательных комиссий, избирательных
советов, комиссий по референдуму (в
разных странах употребляются
Вывод. В
мировой политической и государственно-правовой
теории и практике референдум трактуется
не всегда одинаково. Он нередко отождествляется
с всенародным опросом и