Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:46, доклад
Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) «Русская правда» Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси. Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском Государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц.
Развитие правовых основ здравоохранения
в России
Отечественное законодательство в области
здравоохранения формировалось на протяжении
многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого
князя Владимира Святославовича было
определено и узаконено правовое положение
врачей. В дальнейшем (XII в.) «Русская правда»
Ярослава Мудрого закрепила право медицинской
практики на территории Киевской Руси.
Первое упоминание о нормативной регламентации
медицинской помощи в Русском Государстве
относится к XVI в., когда при царе Иване
Грозном был разработан законодательный
сборник «Стоглав», большой раздел которого
касался правил содержания больниц. Важным
юридическим актом своего времени был
изданный в 1735 г. специальный «Генеральный
регламент о госпиталях. В 1833 г. был обнародован
Свод законов Российской Империи, один
из томов которого был посвящен Врачебному
Уставу. Отдельный сборник юридических
актов под названием «Врачебно-санитарное
законодательство в России» был издан
в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Несмотря на
то, что эти документы отражали в основном
различные вопросы санитарно-полицейского
характера, они сыграли значительную роль
в развитии основ отечественного медицинского
права.
В советский период истории страны вопросы
здравоохранения полностью регламентировались
государством через различные нормативные
акты (Декреты, Постановления, Законы,
Указы и т.д.).
Изменение ситуации в стране в последние
годы и наличие явных противоречий в законодательном
обеспечении многих вопросов, связанных
с охраной здоровья и функционированием
отрасли здравоохранения, обусловили
необходимость создания новой правовой
базы. В связи с этим, 22 июля 1993 г. был принят
Закон «Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан».
В этом документе, в соответствии с международными
правовыми нормами закреплен приоритет
прав человека в сфере охраны здоровья,
определены права пациентов, совершенно
неотраженные в прежнем законодательстве.
Таким образом, новая правовая база в области
охраны здоровья сегодня является уже
объективной реальностью в виде действующего
Закона «Основы законодательства Российской
федерации об охране здоровья граждан.
Заложенные в нем концептуальные подходы
позволяют утверждать, что впервые в документе
такой значимости основная ориентация
— это человек, хотя данный Закон охватывает
еще далеко не все проблемы отношений
человека и сферы здравоохранения.
3.2. Система правового обеспечения охраны
здоровья граждан
Правовыми основами Российского Законодательства
о здравоохранении являются:
— Соответствующие положения Конституции
Российской Федерации и Конституций республик
в составе Российской Федерации;
— Закон «Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан»
и другие законы Российской Федерации
(«О медицинском страховании граждан»*,
«О санитарно-эпидемиологическом благо-^
получии населения*, «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании» и др.*);
— Указы и другие нормативные акты Президента
России;
— Постановления Правительства Российской
Федерации,
— Приказу, Инструкции и Положения Министерства
здравоохранения Российской Федерации;
— Правовые акты субъектов Российской
Федерации.
Кроме перечисленных нормативных актов,
являющихся правовыми основами законодательства
о здравоохранении, деятельность медицинских
работников постоянно соприкасается со
многими отраслями права. К таким отраслям
права относятся:
— гражданское законодательство (регулирует
имущественные и личные неимущественные
отношения);
— трудовое законодательство (регулирует
общественные отношения, связанные с трудовой
деятельностью граждан);
— законодательство о браке и семье (определяет
юридические основы семейно-брачных отношений);
— природоохранительное законодательство
(закрепляет нормы природопользования
и экологической безопасности);
— административное законодательство
(регулирует отношения в процессе исполнительно-распорядительной
деятельности органов государственной
власти и управления);
— уголовное законодательство (регулирует
отношения по защите граждан от преступных
посягательств на их права).
Необходимо учесть, что исходным юридическим
началом законодательства о здравоохранении
является Конституция Российской Федерации
и Основы Законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
3.3. Конституция РФ об охране здоровья
граждан
В Конституции Российской Федерации (1993)
отдельная статья 41 посвящена праву граждан
России на охрану здоровья и медицинскую
помощь.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам
бесплатно за счет средств соответствующего
бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и укрепления
здоровья населения, принимаются меры
по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов
и обстоятельств, создающих угрозу для
жизни и здоровья людей, влечет за собой
ответственность в соответствии с федеральным
законом».
Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан
и организации здравоохранения прямо
или косвенно отражены и в других статьях
Конституции РФ (ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42,
58 и др.).
* Содержание этих и некоторых других законов
РФ, касающиеся тех или иных вопросов охраны
здоровья граждан, будут изложены в соответствующих
разделах учебника.
Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
(1993)
Настоящие «Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
состоят из 69 статей, объединенных в 12
разделов.
Раздел I. Общие положения.
Ст. 1. Охрана здоровья граждан.
Ст. 2. Основные принципы охраны здоровья
граждан.
Ст. 3. Законодательство об охране здоровья
граждан.
Ст. 4. Задачи законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
Раздел II. Компетенция в области охраны
здоровья граждан Российской Федерации,
Республик в составе Российской Федерации,
автономных областей, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и органов местного самоуправления.
Ст. 5. Компетенция Российской Федерации.
Ст. 6. Компетенция Республик в составе
Российской Федерации.
Ст. 7. Компетенция автономных областей,
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга.
Ст. 8. Компетенция органов местного самоуправления.
Раздел III. Организация охраны здоровья
граждан в Российской Федерации.
Ст. 9. Полномочия высших органов государственной
власти и управления Российской Федерации
в области охраны здоровья граждан.
Ст. 10. Финансирование охраны здоровья
граждан.
Ст. 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения.
Ст. 12. Государственная система здравоохранения.
Ст. 13. Муниципальная система здравоохранения.
Ст. 14. Частная система здравоохранения.
Ст. 15. Порядок и условия выдачи лицензий
предприятиям, учреждениям и организациям
государственной, медицинской, частной
систем здравоохранения.
Ст. 16. Комитеты (комиссии) по вопросам
этики в области охраны здоровья граждан.
Раздел IV. Права граждан в области охраны
здоровья.
Ст. 17. Право граждан Российской Федерации
на охрану здоровья.
Ст. 18. Право иностранных граждан, лиц без
гражданства и беженцев на охрану здоровья.
Ст. 19. Право граждан на информацию о факторах,
влияющих на здоровье.
Ст. 20. Право граждан на медико-социальную
помощь.
Ст. 21. Охрана здоровья граждан, занятых
отдельными видами профессиональной деятельности.
Раздел V. Права отдельных групп населения
в области охраны здоровья.
Ст. 22. Права семьи.
Ст. 23. Права беременных женщин и матерей.
Ст. 24. Права несовершеннолетних.
Ст. 25. Права военнослужащих, граждан, подлежащих
призыву на военную службу и поступающих
на военную службу по контракту.
Ст. 26. Права граждан пожилого возраста.
Ст. 27. Права инвалидов.
Ст. 28. Права граждан при чрезвычайных
ситуациях и в экологически неблагополучных
регионах.
Ст. 29. Права лиц задержанных, заключенных
под стражу, отбывающих наказание
в местах лишения свободы на получение
медицинской помощи.
Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной
помощи.
Ст. 30. Права пациента.
Ст. 31. Право граждан на информацию о состоянии
здоровья.
Ст. 32. Согласие на медицинское вмешательство.
Ст. 33. Отказ от медицинского вмешательства.
Ст. 34. Оказание медицинской помощи без
согласия граждан.
Раздел VII. Медицинская деятельность по
планированию семьи и регулированию репродуктивной
функции человека.
Ст. 35. Искусственное оплодотворение и
имплантация эмбриона.
Ст. 36. Искусственное прерывание беременности.
Ст. 37. Медицинская стерилизация.
Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной
помощи гражданам.
Ст. 38. Первичная медико-санитарная помощь.
Ст. 39. Скорая медицинская помощь.
Ст. 40. Специализированная медицинская
помощь.
Ст. 41. Медико-социальная помощь гражданам,
страдающими социально значимыми заболеваниями.
Ст. 42. Медико-социальная помощь гражданам,
страдающим заболеваниями, представляющими
опасность для окружающих.
Ст. 43. Порядок применения новых методов
профилактики, диагностики, лечения, лекарственных
средств и проведения биомедицинских
исследований.
Ст. 44. Обеспечение населения лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения, иммунно-биологическими препаратами
и дезинфекционными средствами.
Ст. 45. Запрещение эвтаназии.
Ст. 46. Определение момента смерти человека.
Ст. 47. Изъятие органов и тканей человека
для трансплантации.
Ст. 48. Проведение патолого-анатомических
вскрытий.
Раздел IX. Медицинская экспертиза.
Ст. 49. Экспертиза временной нетрудоспособности.
Ст. 50. Медико-социальная экспертиза.
Ст. 51. Военно-врачебная экспертиза.
Ст. 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая
экспертиза.
Ст. 53. Независимая медицинская экспертиза.
Раздел X. Права и социальная защита медицинских
и фармацевтических работников.
Ст. 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической
деятельностью.
Ст. 55. Порядок и условия выдачи лицам лицензий
на определенные виды медицинской и фармацевтической
деятельности.
Ст. 56. Право на занятие частной медицинской
практикой.
Ст. 57. Право на занятие народной медициной.
Ст. 58. Лечащий врач.
Ст. 59. Семейный врач.
Ст. 60. Клятва врача.
Ст. 61. Врачебная тайна.
Ст. 62. Профессиональная медицина и фармацевтические
ассоциации.
Ст. 63. Социальная и правовая защита медицинских
и фармацевтических работников.
Ст. 64. Оплата труда и компенсация.
1—лаал
Раздел XI. Международное сотрудничество.
Ст. 65. Международное сотрудничество в
области охраны здоровья граждан.
Раздел XII. Ответственность за причинение
вреда здоровью граждан.
Ст. 66. Основания возмещения вреда, причиненного
здоровью граждан.
Ст. 67. Возмещение затрат на оказание медицинской
помощи гражданам, потерпевшим от противоправных
действий.
Ст. 68. Ответственность медицинских и фармацевтических
работников за нарушение прав граждан
в области охраны здоровья.
Ст. 69. Право граждан на обжалование действий
государственных органов и должностных
лиц, ущемляющих права и свободы граждан
в области охраны здоровья.
Одной из фундаментальных по своему значению
статей «Основ» является Статья 2, в которой
определены основные принципы охраны
здоровья в России:
1. Соблюдение прав человека и гражданина
в области охраны здоровья и обеспечение
связанных с этими правами государственных
гарантий.
2. Приоритет профилактических мер в области
охраны здоровья.
3. Доступность медико-социальной помощи.
4. Социальная защищенность граждан в случае
утраты здоровья.
5. Ответственность органов государственной
власти и управления, предприятий, учреждений
и организаций независимо от формы собственности
должностных лиц за обеспечение прав граждан
в области охраны здоровья.
Таким образом, государство гарантирует
охрану здоровья каждого человека. В законе
говорится, что охрана здоровья граждан
— это совокупность мер политического,
экономического, правового, социально-культурного,
научно-медицинского, санитарно-гигиенического
и противоэпидемического характера, направленных
на сохранение и укрепление физического
и психического здоровья каждого человека,
поддержание его долголетней активной
жизни, предоставление ему медицинской
помощи в случае утраты здоровья с обеспечением
ее доступности и высокой квалификации.
При этом подчеркивается, что приоритетом
являются профилактические меры в области
охраны здоровья.
Государство обеспечивает и социальную
защищенность граждан. Граждане имеют
право на бесплатную медицинскую помощь
в государственной и муниципальной системах
здравоохранения. Гарантированный объем
бесплатной медицинской помощи обеспечивается
в соответствии с программами обязательного
медицинского страхования. Дополнительные
медицинские услуги осуществляются на
основе программ добровольного медицинского
страхования, а также за счет средств предприятий,
учреждений, личных средств граждан и
иных источников. Многим группам населения
предоставляются различные льготы по
протезированию, лечению в санаториях,
бесплатному медикаментозному обеспечению.
В случае утраты здоровья государство
обеспечивает выплату пособий по временной
нетрудоспособности, инвалидности, утери
кормильца, пособия при рождении, смерти
и пр.
Законодательным актом предусмотрено
и повышение ответственности должностных
лиц независимо от формы собственности
за обеспечение прав граждан в области
охраны их здоровья. Законодательство
об охране здоровья регулирует отношения
граждан, органов государственной власти и
управления, хозяйственных субъектов,
субъектов всех систем здравоохранения
(государственной и частной) в области
охраны здоровья граждан. В законе четко
определена компетенция в области охраны
здоровья граждан Российской Федерации,
Республик в составе Российской Федерации,
автономных областей, округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления. Стержневым
вопросом основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
является раздел организации охраны здоровья
граждан Российской Федерации, где определены
полномочия высших органов государственной
власти, система финансирования здравоохранения,
санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия;
здесь определены понятия и регламентированы
полномочия органов и учреждений государственной,
медицинской и частной систем здравоохранения,
определен порядок и условия выдачи лицензий
на право их функционирования. В законе
регламентированы права граждан и права
отдельных групп населения (права семьи,
беременных женщин и матерей, несовершеннолетних,
военнослужащих, лиц пожилого возраста,
инвалидов и пр. В области охраны здоровья
заслуживают внимания права граждан при
оказании медицинской помощи, т.е. права
пациента, порядок согласия на медицинское
вмешательство от медицинского вмешательства,
оказания медицинской помощи без согласия
граждан. Важным разделом в законе является
медицинская деятельность по планированию
семьи и регулированию репродуктивной
функции человека — искусственное оплодотворение,
искусственное прерывание беременности,
медицинская стерилизация.
Значительное место в законе отводится
гарантиям осуществления медико-социальной
помощи — первичной медико-санитарной
помощи, скорой медицинской помощи, специализированной
помощи, помощи гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями, а
также заболеваниями, представляющими
опасность для окружающих.
В законе строго регламентирован порядок
применения новых методов диагностики,
профилактики и лечения больных, новых
лекарственных средств, а также система
обеспечения населения лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения.
В Основах законодательства зафиксированы
принципиально важные положения по определению
момента смерти человека, изъятие органов
и тканей человека для трансплантации,
проведение патологоанатомических вскрытий
и различных медицинских экспертиз (экспертиза
временной нетрудоспособности, медико-социальная
экспертиза, военно-врачебная экспертиза,
судебно-медицинская и судебно-психиатрическая
экспертиза).
Основы законодательства содержат очень
важные разделы — права и социальная защита
медицинских и фармацевтических работников:
в нем определены права на занятие медицинской
и фармацевтической деятельностью; порядок
и условия выдачи лицензий на определенные
виды медицинской и фармацевтической
деятельности; право на занятие частной
медицинской практикой, народной медициной.
Особое внимание привлекают положения:
лечащий врач — его права и обязанности,
семейный врач, врачебная тайна. По закону
все выпускники медицинских вузов дают
клятву врача и несут за ее выполнение
соответствующую ответственность.
В законе четко регламентирована социальная
и правовая защита медицинских и фармацевтических
работников и система оплаты их труда.
Раздел XI посвящен международному сотрудничеству
в области здравоохранения. Завершаются
основы законодательства разделом — «Ответственность
за причинение вреда здоровью граждан»,
где определены основания возмещения вреда,
причиненного здоровью граждан; возмещение
затрат на оказание медицинской помощи
гражданам, потерпевшим от противоправных
действий. Четко определена ответственность
медицинских и фармацевтических работников
за нарушение прав граждан в области охраны
здоровья и права граждан на обжалование
действий государственных органов и должностных
лиц, ущемляющих права и свободы граждан
в области охраны здоровья.
Таким образом, «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан» создают необходимую законодательную
базу, которая позволяет решать основные
вопросы по дальнейшему совершенствованию
медицинского обслуживания населения.
Кроме вышеперечисленных законов, начиная
с 2002 года будут приняты следующие законы,
касающиеся здравоохранения РФ:
— О здравоохранении в Российской Федерации.
— О государственном регулировании частной
медицинской деятельности.
— Об обязательном медико-социальном
страховании.
— Об организационно-правовых формах
некоммерческих организациях в социальной
сфере.
— О правах пациентов.
— О страховании профессиональной ответственности
медицинских работников.
— О медицинских изделиях.
— О рекламе медицинских услуг, медицинских
изделий и лекарственных средств.
Информация о работе Развитие правовых основ здравоохранения в Росии