Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:37, реферат

Описание работы

Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни, это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности и оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Поэтому развитие коммуникативных навыков чрезвычайно важно для полноценного взаимодействия индивида с коллективом и достижения определённых личных, а также общественных целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

1. Понятие общительности личности и роль в социальной среде.........4

2. Социально-психологический тренинг..................................................7

3. Примеры проведения социально-психологического тренинга.........11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................12

Список источников....................................................................................13

Работа содержит 1 файл

Реферат по соц.псих.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     Базовые методы групповой психотерапии - это групповая дискуссия и ролевые игры в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы - обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий - нескольких дней (ряд специалистов проводят длительные тренинг-марафоны).

     Продолжительность отдельной встречи - от полутора до трех и более часов. Встречи участников могут быть ежедневными или более  редкими.

     Задачи  тренинга:

     а) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

     б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;

     в) осознание целостности социально-психологического бытия людей;

     г) развитие способности адекватно  и понимать себя и других;

     д) овладение приемами декодирования  психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;

     е) обучение индивидуализированным приемам  межличностного общения;

     ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей  причастности к возникающим межличностным  ситуациям [Мальханова, 2006; 24].

     Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха [Прутченкова, 1991; 86].

     Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически  реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных  личностных изменений, перестройки  отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

     Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.

     Также необходимо сделать акцент на принципе практической материализации социально-психологических  феноменов, которые изучаются. Важно  организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.

     Существенным  является вопрос о комплектовании группы. Формируя группу, лучшее не включать в  неё людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как  занятия могут значительно усилить  тревожность таких субъектов. 

     Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована.

     На  начальной стадии обучения руководитель должен подробно ознакомить всех с  главными нормами и принципами тренингового общения:

     1. Общение по принципу «здесь  и теперь». Для многих участников  характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении [Петровская, 1989; 115].

     2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном  отказе от безличных языковых  форм, которые помогают скрывать  в повседневном общении собственную  позицию того, кто говорит, или  же избегать прямых высказываний  в нежелательных случаях [Рогов, 1999; 341].

     3. Принцип акцентирования на языке  чувств. Согласно нему участники  группы должны делать акцент  на эмоциональных состояниях  и проявлениях (своих собственных  и партнеров по группе) и во  время обратной связи, если  возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.

     4. Принцип активности. Соблюдение  этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов [Петровская, 1989; 117].

     5. Принцип доверительности. Предусматривает  создание благоприятных условий  для доверительного общения участников  тренинга, обеспечивает групповую  динамику, в значительной мере  определяет результативность занятий.  В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия.

     6. Принцип конфиденциальности. Суть  его раскрывается в рекомендации  «не выносить» содержание общения,  которое развивается в процессе  тренинга, за границы группы. Это  тоже оказывает содействие установлению  доверительных отношений, так  как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт.

     Нужная  атмосфера для занятий в группе создается путем осознания участниками  положительных аспектов своей личности. Этому отводится особое внимание. Ведь открытие в себе новых положительных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководитель должен продумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Примеры проведения социально-психологического  тренинга 

     Предлагаются  упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике  состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.

     Психологическая разминка: упражнение «Здравствуй...».

     Начинает  один из участников и, обращаясь к  соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает «фразу: «Здравствуй...», выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

     Упражнение  «Ласковое имя».

     Это проверка домашнего задания. Каждый участник проговаривает то, что он смог вспомнить, но обязательно искренне. Не надо просто зачитывать, необходимо проговорить с теми же интонациями, мимикой и т. д., как будто участник обращается именно к самому близкому человеку. При этом можно смотреть на кого-то из группы, кто наиболее приятен в этот момент. Так более активно идет вентиляция чувств.

     Упражнение  «Зоопарк».

     Каждый  из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т. д. Затем в течение 23 минут  все должны побыть этим существом, переняв  что манеру движения, повадки, звуки  и т. д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо...

     Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто же какое существо изображал.  
 

     Упражнение  «Захват инициативы в диалоге».

     Двое  участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ясно вежливо, но настойчиво.

     Упражнение  «Разговор через стекло».

     Двое  из участников лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тему можно сообщить одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Сказать то, что он знает, нужно, очень нужно, н... мешает стекло. Тем не менее передать придется [Ермакова, 2006; 40]. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Существует  множество видов СПТ, но всех их объединяет то, что они - средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуникативных  знаний, умений и опыта. Можно сказать, что в психологическом плане  это означает следующее:

     - выработка системы навыков и  умений общения;

     - коррекция имеющейся системы  межличностного общения;

     - создание личностных предпосылок  для успешного общения.

     Благодаря принципам самодиагностики, диалогизации и доверительности человек получает новые конкретные сведения о себе, своих коммуникативных качествах и потенциале, учится полно и понятно раскрываться в беседе, убеждать или достойно выходить из конфликта. Итоги тренинга могут также затронуть такие личностные переменные индивида, как ценности, мотивы, установки в социальной среде.

     Таким образом, социально-психологический  тренинг можно ассоциировать с процессом общего развития личности, которое положительно отразится как на персональном психическом состоянии человека, так и на его общественно-активной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  источников 

    1. Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального  работника, учебное пособие. - М.: «Инфра-М», 1999. - 216 с.
    2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания [Текст]. — Киев: «Альфа-М», 1989. – 204 с.
    3. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. - М.: «Корона Принт», 2006. - 48 с.
    4. Зимбардо Ф.Дж. Застенчивость [Текст]: перевод с английского. - М.: «Педагогика», 1991. - 207 с.
    5. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет [Текст]. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 303 с.
    6. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. - М.: «Академический проект», 2006. - 158 с.
    7. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. - М.: «Альфа-М», 1989. - 276 с.
    8. Прутченкова А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения [Текст]. - М.: «Аспект-Пресс», 1991. - 188 с.
    9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. - М.: «Владос», 1999. – 480 с.
    10. http://samorealizacia.com/navyki/kak-stat-obshhitelnym.html
    11. http://wikipedia.ru

Информация о работе Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга