Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:52, контрольная работа
До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась «социальная физика».
Как во всех физических науках социальное объяснялось через постулат, согласно которому общество являлось частью природы, а обществоведение определялось как часть естествознания.
1. Развитие общественной мысли в России середины ХIХ
– начала ХХ в. стр 3
2. Основные направления в развитии российской социологии. стр 6
3. Основные идеи российской социологии. стр 11
4. Список использованных источников. стр 14
Содержание.
1. Развитие общественной мысли в России середины ХIХ
– начала ХХ в.
2. Основные направления в развитии российской социологии. стр 6
3. Основные идеи российской социологии.
4. Список использованных источников.
Развитие общественной мысли в России середины ХIХ – начала ХХ в.
До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась «социальная физика».
Как во всех физических науках социальное объяснялось через постулат, согласно которому общество являлось частью природы, а обществоведение определялось как часть естествознания. На смену социальной философии приходит социологическая интерпретация социальных явлений. Вот тогда-то и возникает социологический стиль мышления, который предполагает:
- взгляд на общество как на некое системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам;
- осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений, а не умозрительных утопий;
- опору на эмпирические методы исследования.
Вполне осознавая все разнообразие социологических школ и течений, всю историю социологии можно условно разделить на две основные ветви. Одна из них – немарксистская – начинается с трудов О.Конта и его западноевропейских последователей Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Макса Вебера до современной западноевропейской и американской социологии, включая сюда социологическую мысль России Х1Х – начала ХХ в. Вторая ветвь, собственно марксистская, связана с именами основоположников марксизма, их интепретаторов в России – П.Лаврова, Г.В.Плеханова, а также с работами В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, социологов-марксистов 20-30-х гг. – к современной социологии 60-80-х гг. Каждая из названных ветвей богата своими идеями и разнообразна представительством выдающихся мыслителей, анализ учений которых и представляет в своей совокупности содержание этапов развития социологической мысли.
Наряду с западноевропейскими социологами активное участие в развитии социологической мысли принимали и ученые России. В целом на этом этапе немарксистское направление социологии в России носило компилятивный характер и находилось под серьезным воздействием контовской позитивистской социологии. Хотя многие заимствованные у западных социологов положения получили оригинальную интерпретацию. Среди ученых этого периода безусловно особого внимания заслуживают взгляды Ковалевского М.М. и Михайловского Н.К. Первый был не только социологом-исследователем, но и блестящим организатором социологической науки. Социология как прогрессивная отрасль знания довольно трудно распространялась в России. Костность и реакционность правительственных кругов заставляли передовые слои научной общественности маневрировать в деле институализации социологии как науки. Интересно отметить, что первоначально в распространении социологии в России особая роль принадлежала русской позитивистской журналистике (Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев), и только позднее, в 1902г., А.С.Лаппо-Данилевский, академик Российской академии наук, способствовал тому, что идеи Конта стали получать признание в научной среде.
Много для этого сделал и М.М.Ковалевский – ученый, юрист и этнограф, основатель Русской высшей школы общественных наук, но по существу, первого социологического института. В школе читали лекции люди разных мировоззренческих позиций: М.Туган-Барановский, Е. де Роберти, В.Чернов, Н.Кареев, А.Чупров, Г.Плеханов, П.Струве, В.Ленин. Выступали здесь и западные социологи, такие как Э.Дюркгейм, Г.Тардт и др.
Сам М.М.Ковалевский был твердым последователем О.Конта. Центральное место в его социологической теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которой он считал рост народонаселения. Эту концепцию он называл генетической социологией. Существенное место в регулятивных процессах М.М.Ковалевский отводил правительству, принижая тем самым роль масс. В своем главном труде «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и сформировал теорию социальных факторов, где он обосновал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, из которых складывается человеческое общество.
Взгляды М.М.Ковалевского характеризуются плюрализмом, они включили в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляли оригинальную социокультурную антропологию.
Другой, не менее известный мыслитель этого периода, Н.К.Михайловский – создатель субъективной социологии, - мерилом прогресса считал личность, развивающуюся в кооперации людей, подобных себе. Роль общества в социологической концепции Н.К.Михайловского принижалась и игнорировалась. Будучи близким идейно к народовольческому движению, Н.К.Михайловский в своей публицистике широко развивал психологическую теорию «о герое и толпе», уделяя много внимания проблеме лидерства и индивидуальности. Хотя идеи Н.К.Михайловского зиждились на биологизме ЧюДарвина и Г.Спенсера и частично совпадали со взглядами П.Л.Лаврова, он, безусловно, как ученый-социолог стоит в ряду мыслителей, заслуживающих серьезного внимания.
Основные идеи российской социологии.
В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи - в трудах Б. А. Кистяковского, В.М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве. Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал факт, неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой - теоретических обоснований, так как самовычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано. Один из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин(1889-1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системе социологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности. До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школсовременной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Здесь он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной суперсистемы. Сорокин выделяет три стадии - чувственную, умозрительную и идеалистическую - выступающие одновременно как своеобразные парадигмы социокультурного существования, воспроизводящиеся в циклической эволюции суперсистемы. В поздних работах Сорокина возрождаются на новом уровне в социологическом контексте идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, т. е. те идеи, которые определяют этическую направленность всей российской социологии. Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К.Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.).Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856-1918 гг.), В. И. Ленина (1870-1924гг.) А. А. Богданова (1873- 1928 гг.). С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институтебыла создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский,Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе - секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии. После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль. К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием общества массового потребления как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. - великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929-1930 годы также стали переломными - годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.
Список использованных источников.
1. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Мн., 2000.
2. Рябова Г.Б. Социология:учебное пособие. – Томск, 2000.
3. Социология: учебник для вузов/Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб, 2006.
Интернет-источники.
Информация о работе Развитие общественной мысли в России середины ХIХ – начала ХХ в.