Развитие общественной мысли в России середины ХIХ – начала ХХ в

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:35, реферат

Описание работы

Актуальность Данной работы заключается в том, что социология в настоящее время занимает ведущее место среди других наук. Знание истории возникновения этой науки в России необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ  МЫСЛИ В РОССИИ  СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ  РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Понятие «российская социология»  не совсем привычное  понятие для нас, так как мы привыкли, что социология - это, конечно же, только в Европе и США. Да, возникла она  на Западе, основоположником является О. Конт. Интерес  к учению Конта  в России возник немного позже, российские социологи того времени дали свою оценку этой теории. Социология данного периода получила развитие и приобрела свои особенные черты, стала идти по своему направлению, оставила после себя богатейшее наследие. 

Актуальность  Данной работы заключается в том, что социология в настоящее время занимает ведущее место среди других наук. Знание истории возникновения этой науки в России необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Развитие общественной мысли в России

середины  ХIХ – начала ХХ в. 

     До  возникновения социологии как самостоятельной  науки социологическое видение  мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась «социальная физика».

     Как во всех физических науках социальное объяснялось через постулат, согласно которому общество являлось частью природы, а обществоведение определялось как часть естествознания.

     На  смену социальной философии приходит социологическая интерпретация социальных явлений. Вот тогда-то и возникает социологический стиль мышления, который предполагает:

- взгляд на  общество как на некое системное  целое, функционирующее и развивающееся  по своим собственным законам;

- осознанную  установку на изучение реально существующих общественных отношений, а не умозрительных утопий;

- опору на  эмпирические методы исследования

     Вполне  осознавая все разнообразие социологических  школ и течений, всю историю социологии можно условно разделить на две  основные ветви. Одна из них – немарксистская – начинается с трудов О.Конта и его западноевропейских последователей Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Макса Вебера до современной западноевропейской и американской социологии, включая сюда социологическую мысль России Х1Х – начала ХХ в. Вторая ветвь, собственно марксистская, связана с именами основоположников марксизма, их интепретаторов в России – П.Лаврова, Г.В.Плеханова, а также с работами В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, социологов-марксистов 20-30-х гг. – к современной социологии 60-80-х гг. Каждая из названных ветвей богата своими идеями и разнообразна представительством выдающихся мыслителей, анализ учений которых и представляет в своей совокупности содержание этапов развития социологической мысли.

     Наряду с западноевропейскими социологами активное участие в развитии социологической мысли принимали и ученые России. В целом на этом этапе немарксистское направление социологии в России носило компилятивный характер и находилось под серьезным воздействием контовской позитивистской социологии. Хотя многие заимствованные у западных социологов положения получили оригинальную интерпретацию. Среди ученых этого периода безусловно особого внимания заслуживают взгляды Ковалевского М.М. и Михайловского Н.К. Первый был не только социологом-исследователем, но и блестящим организатором социологической науки. Социология как прогрессивная отрасль знания довольно трудно распространялась в России. Костность и реакционность правительственных кругов заставляли передовые слои научной общественности маневрировать в деле институализации социологии как науки. Интересно отметить, что первоначально в распространении социологии в России особая роль принадлежала русской позитивистской журналистике (Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев), и только позднее, в 1902г., А.С.Лаппо-Данилевский, академик Российской академии наук, способствовал тому, что идеи Конта стали получать признание в научной среде.

     Много для этого сделал и М.М.Ковалевский  – ученый, юрист и этнограф, основатель Русской высшей школы общественных наук, но по существу, первого социологического института. В школе читали лекции люди разных мировоззренческих позиций: М.Туган-Барановский, Е. де Роберти, В.Чернов, Н.Кареев, А.Чупров, Г.Плеханов, П.Струве, В.Ленин. Выступали здесь и западные социологи, такие как Э.Дюркгейм, Г.Тардт и др. Сам М.М.Ковалевский был твердым последователем О.Конта. Центральное место в его социологической теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которой он считал рост народонаселения. Эту концепцию он называл генетической социологией. Существенное место в регулятивных процессах М.М.Ковалевский отводил правительству, принижая тем самым роль масс. В своем главном труде «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и сформировал теорию социальных факторов, где он обосновал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, из которых складывается человеческое общество.

     Взгляды М.М.Ковалевского характеризуются плюрализмом, они включили в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляли оригинальную социокультурную антропологию.

Другой, не менее  известный мыслитель этого периода, Н.К.Михайловский – создатель субъективной социологии, - мерилом прогресса  считал личность, развивающуюся в кооперации людей, подобных себе. Роль общества в социологической концепции Н.К.Михайловского принижалась и игнорировалась. Будучи близким идейно к народовольческому движению, Н.К.Михайловский в своей публицистике широко развивал психологическую теорию «о герое и толпе», уделяя много внимания проблеме лидерства и индивидуальности. Хотя идеи Н.К.Михайловского зиждились на биологизме Ч.Дарвина и Г.Спенсера и частично совпадали со взглядами П.Л.Лаврова, он, безусловно, как ученый-социолог стоит в ряду мыслителей, заслуживающих серьезного внимания. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные направления  в развитии российской  социологии (народническое,  либеральное, марксистское, анархическое, социология  всеединства) 

1. Народническое 

     Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения.

     Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке - религиозное.

     По  вопросам тактики народничество  делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты  во главе с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

     Народники-пропагандисты  считали, что важной предпосылкой революции  в России является необходимость  предварительной разработки революционных  принципов, революционных идей и  пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.

     Лавров  считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.

     Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные  силы народа и все надежды возлагали  на меньшинство, которое должно путём  тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

     Ткачев - виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками  народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой  революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований. 

     Народники-анархисты  считали государство главным  врагом народа и призывали его  разрушить. Они говорили, что народ  давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.

     Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что  народ надо не учить, а побуждать  к бунту. Какого бы философского вопроса не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение - социология. Социология - это наука «об общих законах», управляющих развитием человеческого общества, её он считал высшей из наукгалактионов, с.285].

     Революционное народничество создало такую  организацию, как «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный  передел». Во главе «Народной воли» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с. 9]. 

2. Либеральное 

     Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны [3, с. 25].

     Представителем  либерального направления был Чичерин  Б. Н. Свой вклад он внёс в такие  науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.

     Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономический материализм». В общем социологическая  концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.

     Своё  мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское  общество, государство. Он считал, что  «семья предшествует обществу, формы  брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество - это совокупность частных отношений между лицами» [1, с. 160]. По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев. 
 

     3. Марксистское 

     Во  второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела социально-философская  и экономическая теория немецкого  мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно  набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти [Голосенко, с. 214Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.

     Плеханов - один из авторитетов марксистской социологии, он опубликовал много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, таких как: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и др. Ему принадлежит заслуга социалистического обоснования необходимости ведения политической борьбы рабочей партии для решения насущных социальных задач угнетённых классов, прежде всего рабочего класса. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.

     В основе экономического материализма лежат  следующие положения: 

1) фундаментом  и причиной всей социально-культурной  жизни является экономическая  структура,

Информация о работе Развитие общественной мысли в России середины ХIХ – начала ХХ в