Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:35, реферат
Актуальность Данной работы заключается в том, что социология в настоящее время занимает ведущее место среди других наук. Знание истории возникновения этой науки в России необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления.
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие
«российская социология»
не совсем привычное
понятие для нас,
так как мы привыкли,
что социология -
это, конечно же, только
в Европе и США.
Да, возникла она
на Западе, основоположником
является О. Конт. Интерес
к учению Конта
в России возник немного
позже, российские социологи
того времени дали свою
оценку этой теории.
Социология данного
периода получила развитие
и приобрела свои особенные
черты, стала идти по
своему направлению,
оставила после себя
богатейшее наследие.
Актуальность
Данной работы заключается
в том, что социология
в настоящее время занимает
ведущее место среди
других наук. Знание
истории возникновения
этой науки в России
необходимо т. к. без
этого невозможно проследить
весь процесс становления.
1. Развитие общественной мысли в России
середины
ХIХ – начала ХХ
в.
До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась «социальная физика».
Как во всех физических науках социальное объяснялось через постулат, согласно которому общество являлось частью природы, а обществоведение определялось как часть естествознания.
На смену социальной философии приходит социологическая интерпретация социальных явлений. Вот тогда-то и возникает социологический стиль мышления, который предполагает:
- взгляд на
общество как на некое
- осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений, а не умозрительных утопий;
- опору на эмпирические методы исследования
Вполне осознавая все разнообразие социологических школ и течений, всю историю социологии можно условно разделить на две основные ветви. Одна из них – немарксистская – начинается с трудов О.Конта и его западноевропейских последователей Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Макса Вебера до современной западноевропейской и американской социологии, включая сюда социологическую мысль России Х1Х – начала ХХ в. Вторая ветвь, собственно марксистская, связана с именами основоположников марксизма, их интепретаторов в России – П.Лаврова, Г.В.Плеханова, а также с работами В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, социологов-марксистов 20-30-х гг. – к современной социологии 60-80-х гг. Каждая из названных ветвей богата своими идеями и разнообразна представительством выдающихся мыслителей, анализ учений которых и представляет в своей совокупности содержание этапов развития социологической мысли.
Наряду с западноевропейскими социологами активное участие в развитии социологической мысли принимали и ученые России. В целом на этом этапе немарксистское направление социологии в России носило компилятивный характер и находилось под серьезным воздействием контовской позитивистской социологии. Хотя многие заимствованные у западных социологов положения получили оригинальную интерпретацию. Среди ученых этого периода безусловно особого внимания заслуживают взгляды Ковалевского М.М. и Михайловского Н.К. Первый был не только социологом-исследователем, но и блестящим организатором социологической науки. Социология как прогрессивная отрасль знания довольно трудно распространялась в России. Костность и реакционность правительственных кругов заставляли передовые слои научной общественности маневрировать в деле институализации социологии как науки. Интересно отметить, что первоначально в распространении социологии в России особая роль принадлежала русской позитивистской журналистике (Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев), и только позднее, в 1902г., А.С.Лаппо-Данилевский, академик Российской академии наук, способствовал тому, что идеи Конта стали получать признание в научной среде.
Много для этого сделал и М.М.Ковалевский – ученый, юрист и этнограф, основатель Русской высшей школы общественных наук, но по существу, первого социологического института. В школе читали лекции люди разных мировоззренческих позиций: М.Туган-Барановский, Е. де Роберти, В.Чернов, Н.Кареев, А.Чупров, Г.Плеханов, П.Струве, В.Ленин. Выступали здесь и западные социологи, такие как Э.Дюркгейм, Г.Тардт и др. Сам М.М.Ковалевский был твердым последователем О.Конта. Центральное место в его социологической теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которой он считал рост народонаселения. Эту концепцию он называл генетической социологией. Существенное место в регулятивных процессах М.М.Ковалевский отводил правительству, принижая тем самым роль масс. В своем главном труде «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и сформировал теорию социальных факторов, где он обосновал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, из которых складывается человеческое общество.
Взгляды М.М.Ковалевского характеризуются плюрализмом, они включили в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляли оригинальную социокультурную антропологию.
Другой, не менее
известный мыслитель этого
2.
Основные направления
в развитии российской
социологии (народническое,
либеральное, марксистское,
анархическое, социология
всеединства)
1. Народническое
Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения.
Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке - религиозное.
По вопросам тактики народничество делилось на три направления:
а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,
б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.
Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.
Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.
Ткачев
- виднейший теоретик революционного
народничества. С первых шагов своего
революционного пути он был связан
с наиболее радикальными группировками
народников, среди которых существовало
убеждение в неизбежности близкой
революции. В 70-х годах Ткачёв создал
свою революционную программу, подкреплённую
соответствующими социологическими обоснованиями.
Существенной частью социологии Ткачёва
является идея о соотношении постепенности
и скачков в общественном развитии. Эпоха
плавного развития сменяется эпохой революционной
ломки устаревших форм общественной жизни.
В процессе развития общества постепенно
назревает потребность преобразований.
Народники-анархисты считали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они говорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.
Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать к бунту. Какого бы философского вопроса не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение - социология. Социология - это наука «об общих законах», управляющих развитием человеческого общества, её он считал высшей из наукгалактионов, с.285].
Революционное
народничество создало такую
организацию, как «Земля и воля»,
которая в 1879 году раскололась на
«Народную волю» и «Чёрный
передел». Во главе «Народной воли» стали
Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская,
Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного
передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич,
Попов [5, с. 9].
2. Либеральное
Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны [3, с. 25].
Представителем либерального направления был Чичерин Б. Н. Свой вклад он внёс в такие науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.
Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономический материализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.
Своё
мнение было у Чечерина и насчёт
таких вопросов, как семья, гражданское
общество, государство. Он считал, что
«семья предшествует обществу, формы
брака меняются и всегда отражают
признаки зрелости общества. Гражданское
общество - это совокупность частных отношений
между лицами» [1, с. 160]. По его мнению, государство
возвышается над обществом, оно является
выражением общих интересов и целей народов
и призвано устранять общественные противоречия.
Продолжателями Чичерина были Струве,
Булгаков, Бердяев.
3.
Марксистское
Во
второй половине XIX века значительное
влияние в Европе приобрела социально-
Плеханов - один из авторитетов марксистской социологии, он опубликовал много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, таких как: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и др. Ему принадлежит заслуга социалистического обоснования необходимости ведения политической борьбы рабочей партии для решения насущных социальных задач угнетённых классов, прежде всего рабочего класса. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.
В
основе экономического материализма лежат
следующие положения:
1) фундаментом
и причиной всей социально-
Информация о работе Развитие общественной мысли в России середины ХIХ – начала ХХ в